История, преданная забвению - «Кызылординские Вести»

История, преданная забвению

02.11.2024

701 0

mycollages1111

Недавно автору этих строк пришлось стать экскурсоводом. Произошло это совершенно случайно, старые друзья – коллеги из Алматы в этом году решили отметить День Республики в первой столице Казахстана – Кызылорде. Им нужен был гид по городу, который мог бы сопровождать по кызылординским улицам и рассказать о нашем крае что-нибудь интересное. С таким предложением гости обратились ко мне, на что я согласилась.

Алматинская делегация приехала на три дня. «Голодные» до новизны и прошлого, они путешествуют по Казахстану уже два года. За это время побывали во многих аулах и городах нашей республики. Настоящие патриоты своей страны прокладывают новые туристические тропы самостоятельно. На эти путешествия их подбила Евгения Морозова — журналист, экскурсовод и сооснователь компании «Almaty tour studio». Она разработала концепцию экскурсий «Исторический weekend»: собирается группа туристов, которая выезжает в населенные пункты и изучает их историю. Уже побывали в Конаеве, Жаркенте, Текели, Талдыкоргане, Шымкенте, Таразе, а теперь и в Кызылорде.

— В Кызылорде я была несколько раз, ваш город замечательный, здесь много всего интересного. Поэтому мне хотелось показать его своим единомышленникам, — говорит Е.Морозова. — Собрала группу, и мы прилетели в Кызылорду. Это первая столица Казахстана, нам хотелось увидеть старинные здания и ощутить дух того периода, когда она была главным городом нашей страны.

По улицам Перовска, Акмечети…

Куда повести туристов в Кызылорде? Мой маршрут понравился гостям. Стартовал он с пешей экскурсии по территории бывшего Перовска и Акмечети — от железнодорожного вокзала и до центральной площади. Такие границы были у нашего города в те далекие годы.

На привокзальной площади еще сохранились самые старые жилые дома. Они построены в 1905 году вместе со зданием железнодорожного вокзала. Потолки здесь высотой в три метра, стены из николаевского кирпича, мощные крыши, где-то уже перекрытые современным материалом. В целом, первоначальный вид домов не изменен, и это очень радует. Сюда подведены природный газ, питьевая вода, канализация. Люди живут комфортно, можно сказать с уверенностью, в самых прочных домах нашей области.

К сожалению, на железнодорожном вокзале не осталось ничего с тех времен. После прошлогодней реконструкции он стал обычным современным зданием. Находящийся на привокзальной площади музей первой столицы был закрыт на реставрацию, поэтому зайти в него не удалось, но гости смогли увидеть его здание, также построенное в 1905 году. Осмотрели мы и локомотивное депо, водонапорную башню, возведенные в тот же период. Примечательно, что в этих строениях еще сохранились николаевские кирпичи. Туристов удивил паровоз 1955 года выпуска, установленный на территории локомотивного депо в честь 100-летия железной дороги Казахстана. Далее они побывали в бывшем приходском училище, где сейчас находится супермаркет «Аль-Асад», в православном соборе иконы Казанской Божьей матери и мечети Айтбая. Гости посетили городскую баню, которой в следующем году исполнится 100 лет, и областной историко-краеведческий музей. Научный сотрудник музея Алма Муканова провела интереснейшую экскурсию по экспозиционным залам.

За три дня своего путешествия алматинские туристы побывали в железнодорожном парке, на старом православном кладбище, в студии кызылординского дизайнера Айман Абдиевой, на рисоперерабатывающем заводе ТОО «Тан ЛТД», мемориальном комплексе «Қорқыт Ата» в Кармакшинском районе. Изюминкой экскурсии стал мастер-класс по засолке кимчи от активистов областного общественного объединения «Ассоциация корейцев Казахстана» и посещение ресторана «Бидай». Гости особо подчеркнули чистоту нашего города и его хорошие дороги, а также радушие местных жителей. Они отметили необыкновенно интересную историю и значимость нашего города как первой столицы Казахстана. Объехать все достопримечательности нашего края за три дня было невозможно, поэтому туристы обещали прилететь еще раз, чтобы больше узнать об истории древней земли Сыра.

К туризму – не готовы

За время, проведенное с гостями, я невольно столкнулась с некоторыми проблемами внутреннего туризма. По их причине туризм в нашем регионе все еще в зачаточном состоянии. Как оказалось, в Кызылорде отсутствуют сертифицированные гиды. Аренда транспорта дорогая. Приходится перемещаться на такси, что в целом нарушает концепцию туристических экскурсий. У нас нет ни одного экскурсионного маршрута по городу, как, например, в Алматы. Хотя помню, много лет назад такой опыт был.

— С отелями тоже проблемы, их мало и они неоправданно дорогие, — говорит Е.Морозова. — В городе всего один общественный туалет — это огромный минус. В этом секторе нет конкуренции. А конкуренции нет, потому что нет туристов. Все они в Кызылорде лишь проездом, только на ночь, скорее всего, едут в Байконыр, а такие форматы не дают развитию городского туризма. Туризма нет потому, что нет программы развития. Не формальной, а настоящей. А город замечательный, здесь много интересного. Очень хороший музей, немало исторических объектов. Но при этом вокзал, который восхитил меня несколько лет назад своим уникальным видом, сейчас просто утратил свое историческое лицо безжизненной реконструкцией. Ко многим объектам нет доступа, все ограждены заборами. Надеюсь, руководство города обратит на это внимание.

Без доступа к истокам

Во время экскурсии заметила, что все старые здания, начиная от железнодорожного вокзала, потеряли свой первозданный вид. Из истории первой столицы Казахстана не осталось и следа. Что осталось от прежнего вокзала? Почти ничего. Еще два года назад, в декабре 2022 года в нашей газете вышел материал «Увидеть историю своими глазами» о привокзальной площади. Здесь были опубликованы фото прекрасных белых вазонов в стиле ампир. Не могу определить точную дату их установки, но видела их еще в своей юности. Кому они мешали? Эти красивые вазоны теперь можно увидеть только на редких фото горожан, а также на сайте нашей газеты.

Обидно и то, что проданные частным лицам старые здания недоступны для посещения кызылординцев. Например, зайти в музей локомотивного депо, в котором были собраны исторические документы по нашему краю, простому смертному теперь невозможно. Вход только с разрешения хозяина депо. Есть ли в этом музее все архивные документы, сохранит ли хозяин исторические артефакты, неизвестно. А ведь раньше в этот музей водили школьников и гостей города.

Свободно пропустили в мечеть Айтбая, местный храм и приходское училище, так как все эти объекты действующие. Но если в храме много чего сохранилось в оригинале, то в мечети Айтбая, как сказали служители, от былой старины остались только одни стены. Городская баня, если внутри и немного модернизирована, но фасад сохранился в первозданном виде. Глядя на это здание, можно сразу понять, что оно очень ценное с исторической точки зрения.

Ужаснуло то, как закрашены фигуры в железнодорожном парке. Из какого они были выполнены материала, совершенно непонятно, так как их нещадно замазали краской. По городу с лица земли стерты многие исторические объекты. Исчезли здания первого национального театра, открывшегося в Кызылорде в 1926 году, областной библиотеки имени М. Горького (некоторое время в этом корпусе находился обком Компартии Казахстана), главпочтамта и другие. Былая первозданная красота осталась лишь в воспоминаниях старожилов, да на старых фото.

Еще лет пятнадцать назад, помню, приезжали в Кызылорду гости из Алматы, которые привезли с собой норвежских журналистов. Иностранцы собрались писать материалы и снять фильм о нашем городе как о первой столице Казахстана. Но во время прогулок по городу им не могли показать те объекты и здания, о которых шла речь выше. Гости очень удивились, что мы так бездумно уничтожили свою историю. Стирая их с лица земли, мы создаем новые здания. Что сейчас в нашей архитектуре примечательного? Магазины, рестораны, парикмахерские, торговые лавки, коттеджи, один лучше другого. Нельзя сказать, что все эти объекты не нужны. Но строить их на месте первого в республике казахского театра – это ли не кощунство? Можно ведь было возвести новое строение рядом со старым и показать молодежи для сравнения наши исторические достопримечательности и современные достижения. Например, возле железнодорожного вокзала сейчас расположены лишь отдельные кирпичные здания конца XIX – начала ХХ веков. Но общего ансамбля эти «ветераны» уже не составляют. Также неудачно сложилась судьба и для ряда сооружений, представлявших архитектурный стиль 50-60-х годов прошлого века. Их нет.

Между тем, в области расположено немало достопримечательностей. В настоящее время под государственной охраной находится 560 объектов историко-культурного наследия. Наше прошлое, наша история достойна уважения, ее надо сохранять и передавать потомкам. А что мы оставим своим детям, внукам, правнукам?..

Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: