Исследуя экологию Приаралья - «Кызылординские Вести»

Исследуя экологию Приаралья

25.05.2024

uchenyj

Много лет ученые всего мира изучают состояние Аральского моря, а в этом году Казахстан возглавил Международный фонд по спасению Арала (МФСА). Примечательно, что именно в этом году в Кызылорде, в университете имени Коркыта ата открылся Международный центр по изучению экосистем Приаралья. О том, какая работа будет здесь проводиться, рассказывает кандидат биологических наук, ассоциированный профессор университета имени Коркыта ата Рахат Курманбаев.

– Аральское море изучали многие ученые, вели исследования и сотрудники нашего университета, мы много раз выезжали на Малый Арал со своей командой, – говорит профессор. – Поэтому решили создать центр в Кызылорде, в этом большая заслуга нашего ректора – Бейбиткуль Каримовой, которая поддержала эту идею и сделала все возможное. Ни для кого не секрет, что наша область – это уникальный регион, лаборатория под открытым небом, где происходит изменение на уровне экосистем, так как здесь находится высыхающее Аральское море и другие объекты, неблагоприятно влияющие на окружающую среду. Поэтому нужно сохранить то, что у нас осталось, направлять научные исследования на улучшение экологической ситуации в Приаралье.

Как отметил Р.Курманбаев, высыхание Аральского моря уже не локальная, а глобальная проблема. И отечественным ученым нужно решать ее сообща с зарубежными специалистами. Ведь наука не имеет национальности, границ, поэтому сейчас надо работать вместе. Уже есть опыт совместных исследований с американскими, российскими, польскими, с учеными всех стран – соседей по Аральскому морю. Например, польские ученые представляют Лимнологическое общество Польши. Лимнология является разделом гидрологии, изучающим геологические, химические, биологические и физические характеристики внутренних вод, которые могут быть искусственными или естественными, солеными или пресными. А также это наука, которая изучает уровень водоемов, причины их высыхания и пути их восстановления. Ведь в мире много высохших или высыхающих водоемов. Не только одно Аральское море.

– Со всеми нашими коллегами из разных стран мы выезжали в экспедиции на Малый Арал, на месте изучали химический состав, зоо- и фитопланктон, проводили и другие исследования, – продолжает эксперт. –Мы до сих пор с ними на связи и продолжим с ними эту научную работу в нашем Международном центре по изучению экосистем Приаралья. Они приезжали к нам на открытие центра и у нас есть совместные планы, а по результатам партнерских исследований, проведенных в 2018 году на Малом Арале, опубликованы научные статьи в наукометрических базах Scopus и WOS.

Несмотря на всю эту сложную экологическую обстановку, ученые исследуют пути и методы, как бороться с этими факторами. Например, с начала 2000-х годов и до сегодняшнего дня проводят исследования кардиореспираторной системы жителей Приаралья, гематологических показателей сельскохозяйственных животных, изучают популяции растений, занесенных в Красную книгу Казахстана. Также осуществляются исследования касательно особо охраняемых территорий нашего региона и другие. А с 2008 года ученые проводят исследования на Арале уже совместно с зарубежными коллегами института геологии и минералогии Сибирского отделения Российской академии наук, университета Аризоны США. Были опубликованы статьи в авторитетных научных зарубежных журналах с высоким рейтингом.

В разное время в газетах писали об обнаруженных казахстанскими археологами на высохшем дне Аральского моря развалинах, мазарах и поселениях.

– Важность этих находок заключается в том, что они свидетельствуют о значительном понижении уровня воды в Арале, сопоставимом с современным, – говорит Р.Курманбаев. – И оно было связано не только с деятельностью человека, как сейчас. Прогнозы нашего будущего возможны только на основании знаний о прошлом. Планируя будущее Аральского моря, мы должны различать природный тренд и результаты воздействия на него человека. Реабилитация нарушенных территорий не может проводиться без учета естественных тенденций изменения экосистем и их антропогенных нарушений. Уроки прошлого чрезвычайно важны для развития общества. Следует признать, что, несмотря на всю мощь цивилизации, человечество не было готово к Аральскому кризису, и лишь в последние годы, детально изучив проблему, оно начало сокращать его последствия.

Несмотря на огромный антропогенный компонент, ученые уверены, что природа еще не сказала своего последнего слова в судьбе Аральского моря. По всем материалам, археологическим находкам, есть доказательства, что Аральское море высыхает не в первый раз. За то время, когда оно высыхало и возвратилось назад, на дне моря возникали городища. По космическим снимкам видно, что эти города находились на берегах Сырдарьи, которая в то время протекала по высохшему дну Арала. Эта задача, которая должна решаться в рамках водной дипломатии, водного права государств-членов МФСА. Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в интервью газете Egemen Qazaqstan на вопрос о главных задачах, стоящих перед страной, ответил, что Казахстан будет председательствовать сразу в нескольких авторитетных международных организациях, в том числе в Международном фонде спасения Арала. Конечно, это радует граждан, представителей всех отраслей РК и особенно жителей Кызылординской области. Ведь вода и водная безопасность – одна из важнейших проблем сегодняшнего дня и является ключевым фактором экономики, стабильности и устойчивого будущего любого государства. Высыхание уникального моря негативно отразилось на жизни миллионов людей, особенно на жителях Приаралья, а последствия неблагоприятных факторов окружающей среды и социально-экономических проблем всегда находились и находятся в фокусе внимания международного сообщества. Председательство Казахстана в Международном фонде спасения Арала позволит решить ряд задач, поставленных перед фондом и реализовать важные инициативы Главы государства Касым-Жомарта Токаева по эффективности МФСА.

Мира ЖАКИБАЕВА

Комментарий нет. Напишите первым!