Искусство, которое завораживает - «Кызылординские Вести»

Искусство, которое завораживает

06.03.2025

21 0

obshhaja

В конце февраля в рамках гастрольного тура по Казахстану Кызылорду посетила известная московская труппа «Классический русский балет». Кызылординскому зрителю был предложен балет «Жизель». Фантастическая история о любви и предательстве на протяжении двух веков будоражит умы и воображение людей.

Либретто балета основано на древней легенде, зародившейся в Восточной Германии и записанной немецким поэтом Генрихом Гейне. В ней рассказывается о вилисах – девушках, которые погибли, став жертвами предательства своих возлюбленных. Превратившись в духов, они возникают в ночи перед путниками и затанцовывают их до смерти. Так они мстят за свои погубленные жизни.

Но вернемся к балетной труппе. Не каждый день наш город посещают такие коллективы, тем более сумевшие создать себе имя в мире балета. Приезд в Кызылорду стал знаковым событием и для самого создателя и руководителя труппы Хасана Усманова. Он коренной кызылординец, здесь родился, здесь пошел в первый класс средней школы №4 имени С. Сейфуллина. Спустя двадцать лет Х.Усманов вновь вернулся в родной город, с которым его связывают самые теплые воспоминания – о детстве, родителях, первых друзьях, с которыми гонял мяч по узким улочкам старой Кызылорды.

Наша беседа с балетмейстером состоялась в узбекском центре в Доме дружбы. Национальная одежда – цветные халаты и тюбетейки, другие атрибуты узбекской культуры с самого начала внесли в разговор нотки ностальгии и грусти о чем-то светлом, далеком, что уже никогда не вернется. Совсем недалеко отсюда находится улица, где жила узбекская семья. В ней вырос Хасан с братом-близнецом Хусаном, который тоже стал балетмейстером и ныне живет с семьей в Германии.

– Город стал другим, изменился до неузнаваемости. Широкие и чистые улицы, много новых современных зданий. В моем детстве здесь было много частных домов и невысоких построек, хотя тогда все казалось высоким, большим. С приездом в Кызылорду на меня нахлынули воспоминания. Не покидает чувство ностальгии, какого-то трепетного и теплого отношения. Для меня все близко, знакомо, звучит родная мне речь. Не покидает ощущение комфорта, несмотря на то, что и страна, и люди сильно изменились, – говорит мой собеседник.

– С чего началось Ваше увлечение балетом? Довольно необычно, что мальчик из провинции, небольшого городка на юге страны, где в те годы думать о таком элитарном искусстве не приходилось, выбрал балет.

– Я благодарен моим родителям, которые сумели распознать талант своих сыновей и отправили нас на учебу. Это было непросто. Мы росли в простой семье, отец был обувщиком, мать работала техничкой. Когда меня, десятилетнего мальчишку, отправили в балетную школу в столицу республики, для меня это было настоящее горе. Как я там буду без родных и близких? Понятно, что попасть в совершенно незнакомый мир, перспектива жить в чужом городе, среди незнакомых людей меня тогда, мягко говоря, никак не прельщала. В балетную школу Алматы, на тот момент столицы республики, я попал совершенно случайно. В советские времена, да и сейчас, наверное, столичные учебные заведения творческого направления выезжали в регионы, выявляли талантливых детей, предоставляя им возможность для дальнейшего обучения. В числе тех, кто был отобран комиссией, были мы с братом. Так в 1983 году мы оказались в школе при Алматинском хореографическом училище имени А.Селезнева. Тогда же в училище приехала комиссия из Москвы, которая проводила отбор воспитанников в Московскую балетную школу. Мы с братом приглянулись комиссии, и так мы оказались в столице СССР. В течение четырех лет обучался по классу Александра Бондаренко, затем окончил Московский хореографический институт по специальности «солист балета, педагог».

– Вы сказали, что для Вас разлука с родными местами, с семьей стала настоящей трагедией. Можно только посочувствовать мальчишке-подростку, который волею судьбы оказался в совсем необычной для него обстановке. Какими стали годы учебы? Возможно, есть те, к кому Вы испытываете особую благодарность?

– Когда мы приехали в Алматы, рядом был папа. Нас посмотрела московская комиссия, которая отобрала и привезла в Москву двадцать человек. Из них на учебу в академической балетной школе оставили двенадцать детей. В их числе был я с братом. Почти все из тех моих бывших однокашников сегодня занимают достойное место в мире балета. Многие из них вернулись в Казахстан. Сегодня они поднимают искусство балета, преподают в балетных школах. Словом, все они нашли свою нишу в мире балета.

Первые два года в Москве было трудно. Сказать, что скучал по родным и близким, значит, ничего не сказать. Но нас было двенадцать человек из Казахстана, мы все держались друг за друга. Балетная школа существовала при институте. И нас очень сильно поддерживали наши земляки, которые там учились. Они были постарше, им было по восемнадцать лет и больше, сложилось такое вот братство. После окончания учебы остался в Москве. Шел 1991-й год. Распад Союза. Многие театры закрывались, но плана уехать не было. Здесь было много знакомых, друзей, в том числе бывших однокурсников. Все вместе мы танцевали в одном коллективе. Потом начал танцевать сольные партии, стали приглашать на гастроли. В начале нулевых, вернувшись в Москву, создал свою труппу – «Классический русский балет».

– Получается, несмотря на трудности переходного периода, Вы сумели найти свое место в мире искусства, не бросили любимое дело. Тем не менее, с какими трудностями пришлось столкнуться?

– Вспоминая то время, отмечу, если можно так выразиться, было чувство, что заглядываешь в замочную скважину. Ставили, что придется. Из-за отсутствия государственной поддержки многие творческие организации были вынуждены закрыться, некоторые еле сводили концы с концами. Закрылся госконцерт. Ясно, что большинство коллективов существовало благодаря именно его поддержке. Смогли выстоять Большой, Мариинский и другие театры с богатейшей историей. В те годы я много участвовал в международных конкурсах, самые именитые среди них – Московский, конкурсы в Болгарии и Америке. Это сейчас их много, тогда их было несколько.

– Как появилась идея создать свой коллектив?

– Мысль такая появилась после того, как меня пригласили поставить балет «Лебединое озеро». Намечались гастроли. Человек, с которым договорились, подвел, и обратились ко мне. У меня все получилось. Гастроли, а они проходили в Израиле, были успешными. С этого все и началось. Так в 2004 году появился «Классический русский балет». Основу коллектива составляют выпускники ведущих балетных школ России и ближнего зарубежья. Труппа выступала со спектаклями в городах России, а также в Польше, Китае, Испании, Израиле, Австрии, Германии, Италии и других странах.

– Вы уже были со своим коллективом в Кызылорде со спектаклем «Лебединое озеро», в этот раз привезли балет «Жизель». Расскажите о постановке.

– Это классика. Браться за нее редко кто осмеливается. Хотя в репертуаре нашего коллектива уже присутствуют постановки классического балета «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Золушка». «Жизель» является ярким символом романтического балета XIX века. Необычен и его сюжет. Трогательная и неискушенная Жизель всецело доверилась своему возлюбленному. Столкнувшись с его предательством, она теряет рассудок и умирает. Жизель превратилась в одну из вилис – невест, умерших до свадьбы. В полночь они возвращаются в мир людей в виде призраков и заставляют мужчин, оказавшихся рядом в этот полночный час, танцевать до полного изнеможения, до тех пор, пока они не умрут. Спектакль очень сложный, в нем переплелись мистика и реальность. Нежная и трагичная музыка, кордебалет, яркие и воздушные костюмы, несомненно, поразят зрителя и навсегда останутся в его памяти.

– Ваш нынешний гастрольный тур начался с Северного Казахстана, выступили в Петропавловске, Павлодаре, далее Уральске, порадовали публику Алматы и Астаны, побывали в южных городах – Шымкенте, Туркестане, Кызылорде. Приехать еще планируете?

– Следующий гастрольный тур намечен на октябрь нынешнего года. Будем рады видеть своих зрителей на наших спектаклях.

 – Спасибо за беседу. Успехов в творчестве.  

Беседовала Жанна Балмаганбетова

Читайте также: