В XIX веке в казахской степи было широко известно имя Турсынбая Буркитбайулы. Это был один из тех людей, которые, обладая властью, всегда выступали на защиту казахского народа, в особенности, простых шаруа. Обладая званиями зауряд-хорунжия царской армии и датка Кокандского ханства, иногда открыто, а в некоторых случаях только ему известными путями, он всегда старался сделать так, чтобы набеги кокандцев или царских солдат обходили казахские аулы, проживавшие на берегах Сырдарьи.
Турсынбай датка жил в то нелегкое время, когда начались притеснения казахского народа со стороны Российской империи и Кокандского ханства. Взоры соседних государств были хищнически устремлены на наши богатые земли. В такие годы люди возлагали надежды на своих предводителей, которые делали все, чтобы защитить свой народ. Одним из них был Турсынбай датка.
В середине XIX века на территории нынешней Кызылординской области продолжали господствовать кокандские и хивинские эмиры. А с запада нарастало давление царской России. В результате казахская степь оказалась меж двух огней. В это нелегкое время было немало казахских батыров, вставших во главе боевых дружин для защиты своего народа. В числе исторических личностей в памяти людей навеки остался известный батыр Турсынбай.
Еще в юном возрасте на его способности решать споры, умело приводить стороны к соглашению обратили внимание кокандские правители, которые взяли его под свое крыло. Вскоре ему был пожалован титул датка, что было достаточно высокой административной должностью при дворе эмира. Наряду с такими известными в казахской степи людьми, как Торгай датка, Турганбай датка, Досбол датка, имя Турсынбая датка очень скоро стало широко известно в казахской степи.
Турсынбай Буркитбайулы родился в 1798 году на территории нынешнего Шиелийского района в семье животноводов. С детства рос крепким, смышленым мальчиком, что выгодно отличало его от сверстников. В истории и памяти людей Турсынбай датка остался как признанный бий (мировой судья), который благодаря таким качествам, как рассудительность, умение разрешать трудные ситуации и приводить стороны к компромиссу заслужил уважение и признательность людей.
Несмотря на молодость, а Турсынбаю было 22 года, он со знанием дела приступил к выполнению своей миссии. Постоянно объезжал аулы, расположенные на закрепленной за ним территории, где решал многочисленные бытовые и хозяйственные споры. Ему нередко приходилось быть мировым судьей в споре известных баев, разрешать конфликты, связанные с барымтой, и другие дела. В конце концов, за последовательность в действиях его талант мирового судьи был признан как казахским населением, так и представителями эмира.
Турсынбай был известен еще и как батыр, который во главе войска нередко вставал на защиту родной земли. Он не был одинок в борьбе с иноземными захватчиками. Известно, что казахские шаруа во главе с Кенесары ханом, батырами Наурызбаем, Жанкожой, Бухарбаем и Жаназаром в результате многочисленных сражений освободили от кокандцев и хивинцев Туркестан, Сауран, Созак, Жанакорган, Жолек и другие укрепления. Во времена, когда во главе Туркестана стоял родственник Турсынбая Тарганбай, казахи в количестве четырех тысяч человек выступили против притеснений кокандцев. Это восстание поддержал и Турсынбай.
В 1844 году отряды Кенесары разграбили 30 казахских аулов, которые отказались поддерживать хана. На защиту своих соплеменников встал уже известный к тому времени Турсынбай датка. В 1845 году он встретился с ханом. В ходе встречи было достигнуто соглашение, по которому Кенесары согласился не нападать на аулы, относящиеся к Турсынбаю датка. Документы, подтверждающие эти слова, содержатся в различных справках, поручениях и рапортах о восстании Кенесары. В записях султана Ахмета Жантурина от 5 ноября 1845 года говорится о том, что ханская орда близко подошла к Каратау, Карамурыну, Сегизбаю, Айнаколю, Сарысу и Сырдарье. В середине сентября того же года хан встретился с известными биями Балаби, Досболом, Турсынбаем, Торгаем и призвал вместе выступить против кокандцев.
Высокого мнения о работе Т.Буркитбайулы были и представители царской России. В отчете об управлении Сырдарьинскими казахами 1860 года говорится: «Но кочевание кипчаков близ Джулек и даже по ту сторону его, было совершенно спокойно; скот, в особенности бараны и верблюды в отличном теле. Этому обязаны кипчаки своему управляющему зауряд-хорунжему Турсынбаю Буркитбаеву, который различными уловками и хитростью умел обезопасить своих кочевников от разграбления».
Как пишет ученый-исследователь Тынышбек Дайрабай, Турсынбай датка был одним из немногих представителей казахской степи, кто был удостоен аудиенции русского царя Александра II. В записях начальника управления Сырдарьинской окраины говорится, что уважаемому бию рода жаппас, хорунжию Тайпы Жанбыршину и руководителю рода кипчаков, зауряд-хорунжему Турсынбаю Буркитбаеву в начале июля 1859 года было выдано 25 рублей серебром. Эти деньги предназначались для того, чтобы они могли своим ходом добраться до Уральской крепости, а оттуда – до Оренбурга.
3 августа 1859 года на прием к Александру II по его вызову из казахской степи приехали 13 человек. Это была третья делегация казахов, которая 12 августа побывала в Нижнем Новгороде и Москве. 24 августа делегация прибыла в Петербург, осмотрела его достопримечательности, а 9 сентября была на приеме у русского царя. Своим специальным указом Александр II наградил Тайпы Жанбыршина и Турсынбая Буркитбаева лентой святого Станислава и золотой медалью. 13 сентября делегация выехала домой, а по пути посетила Москву, где пробыла 8-9 дней.
«Я готов принести себя в жертву ради своего народа». Так решительно Турсынбай датка ответил кокандскому хану, который после таких слов невольно проникся к нему уважением. Такова была жизненная позиция человека, который не жалел ни своих сил, ни мастерства оратора для безопасности и спокойного будущего своего народа. Он умел повести людей за собой, если надо, поднять их на борьбу с оружием в руках. Таким Турсынбай Буркитбайулы остался в истории.
Жумабек САРСЕНБИН