Главное не количество, а качество - «Кызылординские Вести»

Главное не количество, а качество

03.12.2022

372 0

6 1

За последние годы значительно изменилось состояние автомобильных дорог в области и Кызылорде. Как водитель со стажем могу сказать – наши сегодняшние дороги не сравнить с теми, что были лет 15-20 назад. Ежегодно только в областном центре проводится ремонт десятков улиц, что заметно облегчило движение транспорта.

Однако есть тут и не очень приятные моменты. Иногда бывают серьезные нарекания к состоянию дороги, где совсем недавно был проведен ремонт. Любой специалист вам скажет, что все дело в качестве его проведения. То есть, подрядные компании в погоне за показателями не всегда соблюдают технологические требования. Если на дороге очень скоро проявляется так называемая «гармошка», это значит, что тут имеет место серьезное нарушение технологии. Иногда, когда едешь за рулем автомашины, отчетливо видны недоработки, допущенные в ходе ремонта, особенно хорошо они заметны ночью при свете фар.

Мы привыкли сравнивать, как работают у нас и как это делается в зарубежных странах. Наверное, в этом есть свой смысл, поскольку в советские годы, да и после (чего греха таить?), на строительстве дорог у нас при укладке асфальта использовались, в основном, лопаты. А вот в Европе, уже тогда стали применяться современные технологии и специальная техника.

В первые годы после обретения независимости, нам, признаться, было не до дорог, не говоря об их качестве. Руководство страны было озадачено, в основном тем, как поднять уровень жизни населения.

Разумеется, у нас всегда были предприятия, которые строили, ремонтировали и обслуживали дороги. Однако дорожная техника, которой пользовались они, мягко говоря, была далека от той, которой пользовались их коллеги на Западе. Но со временем компании, которые сумели развернуться и поставить дело на прочную основу, начали приобретать современную технику, перенимать опыт работы у своих закордонных коллег.

Лет десять-двенадцать назад, когда шло строительство международной автотрассы «Западная Европа – Западный Китай», автор этого материала часто писал о ходе строительных работ. Нередко встречался с руководителями проектов, простыми рабочими. И тогда понял одно: дорога может прослужить долгие годы только в том случае, если при ее строительстве строго соблюдаются все технологические требования. Главное, ни на чем не экономить.

Разумеется, у меня и в мыслях нет обвинять поголовно все компании в нарушении технологических требований при проведении строительства и ремонта дорог. Есть немало предприятий, для которых качество работы всегда было на первом месте. Очень приятно ехать по дороге, построенной такими мастерами своего дела.

Но, к сожалению, сегодня не обходится без нарушений. Дело в том, что в наше время дороги строят все, кому не лень. Тендеры на строительство часто выигрывают подрядные компании, не имеющие ни техники, ни специалистов. Затем они привлекают другие предприятия – так называемых субподрядчиков, у которых все это есть. Получается, часть средств, выделенных на строительство или ремонт, уходит на другие цели, а значит, их просто не хватает на полноценное проведение работ. А в конечном итоге качество построенной дороги, конечно же, будет оставлять желать лучшего.

В последние годы активную работу проводит Кызылординский филиал РГП «Национальный центр качества дорожных активов», работники которого проводят экспертизу качества дорог после строительства или ремонта. С начала года до 1 ноября его сотрудники провели 589 проверок качества дорог на 150 объектах. В ходе выборочных проверок были взяты на исследование 1649 образцов. Из этого количества 321 образец дорожно-строительных материалов не соответствовал требованиям нормативных документов. В ходе инструментальных проверок выявлено 458 недостатков. По результатам предписаний филиала заново было проложено более 39955 квадратных метров асфальта, 700 м² дорожного основания и 1499 м² инертных материалов общей стоимостью более 183 миллионов 660 тысяч тенге. Заказчикам и подрядным организациям направлены письма с требованием устранить недостатки.

Почему компании, не имеющие ни техники, ни специалистов, выигрывают тендеры? Ответ на этот вопрос прост до банальности: на тендерах они показывают заниженную стоимость работ. Такую ситуацию в своем Послании народу Казахстана раскритиковал и Глава государства. Касым-Жомарт Токаев отметил, что в дорожном строительстве высок уровень коррупции и поручил Правительству провести тщательную проверку допущенных в последние годы нарушений.

Еще один момент, о котором нельзя умолчать. Часто можно видеть, как дорожные рабочие прокладывают асфальт поздней   осенью или даже в зимние месяцы. Причем, отлично зная, что так делать нельзя. С одной стороны, это безответственность подрядчика, с другой – результат отсутствия системы в работе заказчика – областных и районных структур, ответственных за проведение дорожного строительства. Они поздно объявляют тендеры, в результате чего строительные работы начинаются глубокой осенью. Они же подписывают акты о государственной приемке работ, которые иначе чем «тяп-ляп» не назовешь.

– Выход здесь один – необходимо пересмотреть законодательство о государственных закупках и усилить требования к частным компаниям, которые строят дороги, – сказал ветеран отрасли Мадияр Наргешбаев в интервью журналисту Адильбеку Жаканову, опубликованном в областной газете «Сыр бойы». – Только в этом случае компании, имеющие опыт, необходимую технику и квалифицированных специалистов, не будут оставаться за бортом.

Цены, которые в настоящее время меняются чуть ли не каждый день, не могли обойти стороной и дорожное строительство. В результате они растут, а подрядчик, которому выделена определенная сумма, уже не может уложиться в указанные ценовые рамки. А в сезон, когда растет стоимость горюче-смазочных материалов, как правило, ощущается острая нехватка битума. Тут больше всего страдает подрядчик, который строит дорогу в отдаленном населенном пункте – он вынужден потратить значительно больше средств, чем это указано в проектно-сметной документации. К примеру, только доставка асфальта в отдаленный населенный пункт влетает в копеечку. И как результат такой искусственной дороговизны, подрядчики стали отказываться строить дороги. И они правы, раз реальные затраты превышают указанные в тендере.

Но, как бы то ни было, необходимо искать и найти выход из создавшейся ситуации. В числе первых и наиболее важных – установление стабильных цен на дорожно-строительные материалы. Но и не забывать о человеческом факторе, а если называть вещи своими именами – коррупционных рисках.

Казбек БОТАЕВ

Читайте также: