Сегодня областной центр напоминает большую строительную площадку: возводятся новые жилые микрорайоны и социальные объекты. Наряду с этим уделяется особое внимание реконструкции и ремонту дорог и тротуаров. В эти дни, например, в разгаре капитальный ремонт одного из центральных проспектов – Астаны.
Работа стартовала еще в июле этого года. Здесь на участке автодороги от проспекта Н.Назарбаева вплоть до железнодорожного полотна по улице А.Яссави идет прокладка нового асфальта. Общая протяженность – более трех километров. Генеральный подрядчик ТОО «Қыран» – известная в регионе строительная компания, в этой отрасли она порядка 30 лет. За эти годы товарищество зарекомендовало себя надежным и высококвалифицированным партнером в развитии регионального строительства.
Компания при ремонте дороги сегодня использует популярную нынче геосетку. Этот материал обеспечивает высокое качество автодороги и повышает ее эксплуатационные характеристики.
– Само устройство дорожного полотна сложнее, как кажется на первый взгляд, – рассказывает мастер участка Шакирбек Утегенов. – Асфальт – довольно деликатный материал, его прочность значительно ниже, чем у бетона. При перегрузках полотно создает так называемые волны, может проседать, на нем образуются трещины, перерастающие в ямы и колеи. Поэтому очень важен постоянный контроль в процессе его укладки.
По проекту сейчас капитальный ремонт проспекта проводится на участке от проспекта Н.Назарбаева до улицы М.Шокая. Здесь сняли старый асфальт, выровняли дорогу. Следуя технологиям, сначала здесь уложили более толстый, нижний слой основания, который состоит из прочного крупнозернистого асфальта. Затем его готовят для укладки верхнего слоя. Для этого уложенный слой асфальта обрабатывается битумной эмульсией, обеспечивающей лучшее сцепление слоев асфальта. Дальше поверхность покрывают геосеткой.
– Она создает армирующий эффект с вертикальным распределением нагрузки. Все это влияет на состояние, эксплуатационные характеристики и срок службы автодороги, – поясняет Ш.Утегенов. – Для формирования верхнего слоя дорожного покрытия применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон. На нашем участке мы используем фракционный щебень с улучшенной формой и высокой шероховатостью ЩМА-20. Эта жесткая каркасная структура передает нагрузку с поверхности в нижние слои.
На первоначальном этапе была отремонтирована одна половина дороги, сейчас работа идет на второй. В целом общая ширина дорожного полотна увеличилась до 35 метров. Сегодня здесь трудятся почти 50 специалистов, задействовано около 20 единиц техники. Проект планируется реализовать в сентябре-октябре текущего года.
И напоследок такие цифры. В нынешнем году на улучшение качества дорог в Кызылорде направлено более 12 миллиардов тенге. На эти средства будут отремонтированы 320 улиц. Большая часть ремонтируемых и строящихся дорог приходится на пригородные участки и аульные округа.
В целом, в хорошем и удовлетворительном состоянии сегодня находятся 82 процента всех дорог области. До конца года этот показатель планируется довести до 87,5 процента. За счет средств республиканского и областного бюджетов в регионе отремонтируют автомобильные дороги общей протяженностью 569 километров.
Ботагоз АЖАРБАЕВА