Несмотря на предпринимаемые меры, проблема скутеров и мопедов в Кызылорде остается одной из наиболее острых и злободневных. Езда по тротуарам, систематическое нарушение ПДД на проезжей части, превышение скоростного и шумового режимов – все это создает немало проблем горожанам. Примечательно, что в основном нарушителями являются подростки, которые садятся за руль, абсолютно не зная правил дорожного движения.
С наступлением каникулярного периода на дорогах и тротуарах стало еще больше юных водителей мопедов и скутеров. Многие из них проводят свои каникулы, подрабатывая курьерами в общепитовских службах доставки, которые, стоит подчеркнуть, не предоставляют транспорт. Те, кто хочет работать курьером должен иметь автотранспортное средство и поэтому именно мопеды (с их не до конца отрегулированным правовым статусом – пока что транспортными средствами они официально не являются) так популярны. В социальных сетях кызылординцы все чаще жалуются именно на мопедистов, пытающихся максимально сократить маршрут, чтобы доехать как можно скорее, ездят по тротуарам и там, где движение транспорта в принципе запрещено. На днях автор строк стала свидетелем такой картины.
– Мопед, примите вправо. Остановитесь аккуратно, – тормозит мопедиста полиция на одной из
центральных улиц города.
Но тот проигнорировал требование и даже попытался скрыться. Стремясь отор-
ваться от преследования полицейской машины, он прибавил скорость и стал маневрировать, чем создал опасность для других участников движения.
Хорошо, что водитель такси, в котором я ехала, успел притормозить, когда гонщик упал перед капотом авто. Подросток, на вид лет пятнадцать, оказался очень проворным. Пока таксист и полицейские выходили из машин, он поднял мопед и помчался дальше.
Еще одна проблема, которую создают эти участники дорожного движения, – шум по ночам. В редакцию все чаще обращаются обеспокоенные горожане: у кого-то посреди ночи просыпаются дети, кто-то сам не может уснуть, хотя уже далеко за полночь. Причина этому – не стоящая сейчас у нас жара и надоедливые комары, а рев мопеда и громкая музыка.
Проживающая в одной из пятиэтажек по улице Желтоксан Рита Искакова обратилась в редакцию и говорит, что ежедневно просыпается в два часа ночи от рева гоняющих мотоциклов.
– Они так развлекаются, ездят группами, и плевать хотели на всех, кого разбудили. Да, это их образ жизни, им нужен адреналин. А почему за счет нашего спокойствия? Езжайте за город, там гоняйте хоть до скорости света, и вообще надо ввести в городе «тихий час» с 02:00 до 04:00, – негодует женщина.
Вздрагивание по ночам от тарахтящего на улице мопеда – это, к сожалению, уже наш устоявшийся быт. Правоохранительные органы проводят профилактические рейды, определенный эффект от них конечно есть, но не надолго. Семь из десяти опрошенных автором водителей сказали, что эта ситуация легко решаема. Нужен массовый техосмотр мопедов, регистрация и возврат к заводским настройкам, по которым предельный уровень шума сос-
тавляет не более 60 децибел.
Словом, на вид безвредные мопеды, приносят много хлопот и проблем горожанам и правоохранительным органам. А причина тому – отсутствие внятного правового статуса водителей. Но есть надежда, что скоро проблема с шумным мототранспортом, если не исчезнет совсем, то хотя бы станет слабее. После того, как Сенат Парламента РК утвердит соответствующий законопроект, владельцы тех же мопедов должны будут проходить первичную регистрацию (этот процесс начнется не раньше весны 2025 года). Также предусмотрено получение водительского удостоверения категории А1.
Кроме того, мопеды намерены приравнять к «механическим транспортным средствам, оснащенным двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 кубов или электродвигателем, чья максимальная скорость не превышает 50 км/час».
Проезд на красный свет будет караться штрафом в 10 МРП. За вождение в нетрезвом виде последует административное заключение на 15 суток и лишение прав на семь лет.
Кстати, согласно закону, глушитель на мопедах обязателен. За езду с неисправным глушителем предусмотрен штраф в размере 5 МРП, или 18 460 тенге.
К слову, в США водители мопедов получают регистрацию всего на один год (с дальнейшей аттестацией), при этом использование прямоточных (обеспечивающих более громкий – «спортивный» – звук) глушителей строго запрещено. В Германии введены дополнительные шумовые ограничения, штраф за нарушение повышен с 50 до 270 евро.
Наталья ЧЕРНЕЙ