В следующем году кызылординцы отметят знаменательную дату – 100 лет назад именно сюда, в Акмечеть (старое название города), была перенесена столица Казахской АССР, в связи с чем она получила свое нынешнее название. В рамках этого события «КВ» публикует статьи, посвященные истории города на Сырдарье. Сегодня речь пойдет о крупных предприятиях, канувших в лету.
Старшее поколение, наверняка, помнит, что в советский период в Кызылорде были производства, которые и по сегодняшним меркам можно назвать довольно крупными и успешными. Местная обувная фабрика выпускала детскую обувь, которую можно было увидеть на прилавках магазинов не только Казахстана и всего СССР, но и зарубежных стран. Были также макаронная и мебельная фабрики. Одним из самых крупных производств, и не только по Казахстану, но и по всей стране, был целлюлозно-картонный комбинат. Именно его наследием являются сегодняшний микрорайон Титова – бывший рабочий поселок для работников предприятия – и Дом культуры имени М.Ералиевой, который тогда назывался «Бумажник».
В 1984 году в Кызылорде была запущена фабрика нетканых материалов, известная в народе по аббревиатуре ФНМ. Таких фабрик в СССР было всего четыре – в Кызылорде, Бориславе (Украина), Узбекистане и в Сыктывкаре (Коми АССР).
Была прибыльной и востребованной
Именно к числу таких относилась продукция, которую производила кызылординская ФНМ. Здесь выпускали различные виды нетканых материалов, которые широко использовались в легкой промышленности. Это синтепон, применявшийся в качестве утеплителя при пошиве верхней одежды, дублерин – клеевая ткань, которая используется при шитье для придания плотности, различные виды дренажа для дорожного строительства и другие виды продукции.
О том, как строилась работа на предприятии, его производственной мощности и выпускаемой продукции, о рынках сбыта и причинах развала фабрики, автору публикации рассказали Ербол Бекжанов и Калабай Абизов. Оба проработали на ФНМ с его первого запуска до полного краха.
Е.Бекжанов начинал работу на предприятии мастером цеха отопления и вентиляции, затем был назначен начальником цеха водотеплоснабжения, котельной, главным инженером, последние два года до закрытия фабрики избирался президентом АО «ФНМ».
– На предприятии использовались самые передовые технологии. Оборудование было привезено и установлено специалистами из Германии. Это было до падения Берлинской стены и речь идет о ФРГ. Это были ведущие компании в сфере полимерной и упаковочной индустрии «Брукнер», «Темафа», «Шпенбаум». При монтаже оборудования, выпуске продукции привлекались специалисты со всего Союза – из Украины, в частности с Ровненского техникума, из Ленинграда, Москвы, были и наши казахстанские специалисты из Караганды, Алматы. Кызылординские работники проходили курсы повышения квалификации в Бориславе, Ровно, то есть в вузах, где готовили узких специалистов в этой отрасли, – рассказывает Е.Бекжанов.
На фабрике были запущены восемь технологических линий германского производства для выпуска нетканого полотна. В целом, производство было очень энергоемким, поэтому была построена собственная котельная мощностью 56 Гкал/ч. Были установлены четыре больших котла КЕ 25-14, так как производство нетканого материала клеевым способом включало несколько этапов. Волокно из лавсана и вискозы после чесальных машин попадало на линию, где пропитывалось латексом –синтетическим клеем. Затем полотно попадало на барабанные сушилки, потом на ленточные и отправлялось в термокамеры. Таким образом строился весь технологический процесс. После запустили еще одну линию по производству объемного утеплителя – синтепона.
Рабочий процесс на ФНМ был круглосуточным, люди трудились в три смены. Было время, когда максимальная мощность составляла 60 миллионов квадратных метров нетканого полотна. Спрос был большой, поступали дополнительные заявки, но удовлетворить их не могли, так как в то время существовал госснаб, работа строилась по госплану и выделялось только определенное количество сырья и готовая продукция реализовывалась только по заранее заключенным договорам.
Обширной была и география поставок фабрики – начиная с республик Прибалтики и заканчивая Дальним Востоком, один раз продукция поставлялась за рубеж, в Ливан.
На первый взгляд может показаться странным, что такое довольно редкое и пользующееся спросом производство открылось в Кызылорде, небольшом провинциальном городке на юге Казахстана. Как говорит Е.Бекжанов, целесообразность открытия здесь фабрики была вызвана необходимостью обеспечить занятость женщин, на производстве по большей части были задействованы именно они.
Молодые, перспективные
Коллектив ФНМ был молодым. Средний возраст сотрудников – 23 года. Калабай Абизов пришел на фабрику в 1986 году. Молодого выпускника одного из технических вузов Омска приняли начальником цеха.
– Мы были молоды, полны сил. Работать было интересно. Было много специалистов, хорошо знающих свое дело, честных, порядочных. Возможно, именно по этой причине после закрытия ФНМ почти все нашли работу на других предприятиях, некоторые нашли себя в другой сфере. Очень многие перешли на работу в ТОО «Айдан», есть те, кто стал успешным предпринимателем, – говорит К.Абизов.
Добрым словом бывшие работники вспоминают ныне покойного директора предприятия Еламана Керейтбаева, который трагически погиб в Алматы во время служебной командировки. Его именем сегодня названа одна из улиц Кызылорды.
Предприятие было технологичным не только по меркам того времени. Кроме собственной котельной, была своя система водоснабжения, работала первая в Кызылорде станция технической очистки сточных вод, оборудована автоматическая система пожаротушения, подобная на тот момент была только в областном театре имени Н.Бекежанова. Кроме того, фабрика оказывала помощь в решении социальных вопросов сотрудников. Были свое общежитие, детский сад. В годы, когда предприятием руководил Айбатыр Избасканов, было построено несколько двухэтажных домов для работников в залинейной части города близ рисзавода, создано свое подсобное хозяйство, где начали откорм домашних животных для обеспечения работников мясом и молоком. Однако с приходом 1990-х дело это развернуть не смогли.
Точка невозврата
На кызылординской ФНМ работало около 600 человек, вместе с подсобным хозяйством и кооперативами – почти 1000. Фабрика работала полностью на привозном сырье, которое доставляли, в основном, из дальнего зарубежья: латексы из Германии, Финляндии и Италии, вискозное волокно из города Балаково (Россия), лавсан из Могилева (Белоруссия). Собственным, казахстанским, был только уголь. Среди причин остановки предприятия именно эти факторы оказались решающими. После развала Союза разрыв экономических, логистических, торговых связей нарушил налаженную цепочку поставок сырья и сбыта продукции. Стагнация девяностых и определила дальнейшую судьбу фабрики.
– В 1997 году предприятие выкупило через аукцион методом понижения за 260 тысяч тенге ТОО «Айдан». Год-два новые владельцы пытались выпускать продукцию, но потом производство было остановлено. Все линии были демонтированы. Что с ними стало потом, не знаю. Может, сдали на металлолом или отправили на аналогичные предприятия. Котельную снесли вплоть до дымовой трубы и распродали. В бывшем основном административном корпусе фабрики сейчас расположился управленческий аппарат ТОО «Айдан-Мұнай», – сообщил Е.Бекжанов.
Работники ФНМ и сегодня с теплотой и ностальгией вспоминают о своем предприятии и отмечают, что было в те годы много хорошего, доброго. К работе относились с душой, с большой ответственностью, коллектив был дружный, сплоченный.
Сегодня с переходом на рыночную экономику в регионе растет число предпринимателей, чей бизнес ориентирован на пошив одежды, в том числе национальной, дизайнерской. Становится все больше людей, занимающихся ремесленничеством, рукоделием. Такие материалы, как дублерин, флизелин, синтепон, необходимые в их работе, они вынуждены закупать у китайских, турецких и других производителей, и обходится она недешево. Как бы кстати была сейчас продукция, которую когда-то выпускала наша ФНМ.
Жанна Балмаганбетова