Фефекты йечи - «Кызылординские Вести»

Фефекты йечи

29.11.2022

381 0

5 9

Каждый родитель предвкушает пору, когда в доме зазвучит милая болтовня малыша и ждет волнительного момента, когда услышит заветные «мама» и «папа». Но когда время идет, а ребенок все молчит, родителей охватывает беспокойство. Сложно понять, с чем это связано – с индивидуальными особенностями развития малыша, или пора бить тревогу.

В подобных ситуациях оказываются многие родители. Более того, логопеды отмечают, что детей с поздно развивающейся речью в последнее время становится всё больше. Согласно исследованиям, больше 40% детей четырёх лет имеют нарушения речевого развития, что в шесть раз выше показателей двадцатилетней давности. Если исключить неврологические факторы и задержку в развитии, то причиной появления молчунов становятся гаджеты и родители, которые мало общаются с ребенком.

Когда стоит начать беспокоиться за речь своего ребенка и как предупредить проблемы речевого развития, рассказала врач-логопед городской поликлиники №3 Гаухар Ермаханова.

– На это есть несколько веских причин. Первая – неблагоприятная экология, которая влияет на мать и самого ребенка ещё в период внутриутробного развития. Сюда же стоит отнести и вредные привычки родителей: казалось бы, безобидный бокал вина после ужина или выкуренная сигарета пагубно действуют на мозг и центральную нервную систему плода. Вторая причина – наследственность. Если кто-то из родителей или их близких родственников поздно заговорил, не выговаривал сложные звуки – велика вероятность, что и у ребенка возникнет такая проблема. Третья и очень важная причина – обилие гаджетов в жизни ребенка, причем с раннего возраста. Вспомните, как часто вы усаживали малыша перед телевизором или вручали ему планшет, чтобы занять его или успокоить? Стоит ли удивляться, что обычным играм и разговорам ребенок теперь предпочитает компьютерные «стрелялки», – говорит врач.

Телевизор и гаджеты

Общеизвестно, что телевизор и компьютерные игры детям старше трёх лет можно использовать не больше 30 минут в день. Однако обстоятельства вынуждают нас идти на значительные уступки – даже дети первого года жизни проводят непозволительно много времени перед экраном.

Ну, а как ещё справиться маме со всеми делами, когда находящийся рядом «заводной моторчик» требует бесконечного внимания? Чаще всего, малыш получает заветный мультик, а мама – долгожданные минуты спокойствия. Вскоре ребенок становится продвинутым пользователем цифровых технологий – он обладает уже и собственным телефоном, и любимыми играми в компьютере. В очереди, в транспорте, в любой ситуации ожидания на помощь родителям приходит электронный друг…

Но не всё так хорошо, как кажется. Во-первых, из гаджетов поступает слишком быстрый и насыщенный поток информации, который ребенок не способен качественно переработать. Речь в мультике для него звучит неразборчиво, потому и не может научить его правильно говорить.

Во-вторых, мультики не призывают детей к речевой активности, как, например, это делает мама или бабушка во время совместных занятий. Ребенок, увлеченный телевизором или планшетом, играет пассивную роль в процессе. В живом общении он занимает активную позицию и заинтересован в том, чтобы донести до взрослых людей свою мысль.

Родителей, активно внедряющих гаджеты в жизнь малыша, легко понять. Однако следует помнить, что если влияние экологии и генетики на развитие детей мы уменьшить не в состоянии, то стоит хотя бы постараться снизить негативный эффект электронных устройств.

Молчаливые родители

Невидимый, но самый распространенный фактор молчания малышей – минимальное общение с ребенком. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни крохи, невозможно без родительского общения с ребенком. Рассказывайте ему обо всём, что он видит и делает: вот журчит водичка, когда моем ручки, вот завязываем шнурочек… Задавайте вопросы, стимулирующие его на разговор: «Какой у нее шарфик – мягкий, белый?». В какой-то момент даже самый большой молчун обязательно захочет ответить. Разговаривать с маленьким ребенком надо медленно, нараспев, с разной интонацией, четко проговаривая каждое слово.

– Бывает, родители приходят на прием к врачу, а ребенок в это время сидит, уткнувшись в гаджеты. «Почему он не разговаривает?» – беспокоится мама. Так и хочется спросить ее: «А с кем ребенку разговаривать? С телефоном?» – сетует логопед. – У малыша, занятого гаджетами, нет мотивации к говорению, а ведь когда ему показываешь игрушки, он оживляется, проявляет интерес, включается в игру.

Игровая деятельность – это самое важное для детей до семи лет, и этому их надо учить (сами они играть не умеют). На бытовом игровом материале малыш, как правило, и начинает осваивать речь.

Чем помочь?

– Доказано, что упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию речи. Поэтому разминайте пальчики, перебирайте крупы и бобы, сортируйте и складывайте их в узкие отверстия, завязывайте бантики и перебирайте четки. В детстве у всех пап и мам были игры со своими пальчиками – «Ладушки», «Сорока-белобока» и много других, – советует врач. – Читайте ребенку книги – медленно, внятно, разными голосами, проговаривая каждый звук. Обсуждайте их, комментируйте картинки, каждую деталь, привлекшую внимание ребенка.

По словам доктора, очень хорошо развивает речь пальчиковый театр: и ручки тренирует, и кукол пытаемся озвучивать. Также важно следить, чтобы речь, которую слышит «молчун», была разборчивой, выразительной, не очень быстрой. Обратите внимание, что так называемое «сюсюканье», если дети слышат его часто, принимается ими за нормальную речь. И необходимо попросить бабушек, которые иногда этим грешат, общаться с внуками «как со взрослыми». Игры, чтение, пение и общение – все это очень хорошо развивает словарный запас ребенка. Находите время и на упражнения для развития мелкой моторики – чем подвижнее и проворнее пальчики, тем лучше речь!

Когда бить тревогу?

– Заподозрить неладное мама должна, когда у ребенка с самого раннего детства нарушаются нормы развития – он практически не плачет, не гулит, не лепечет – уже тогда надо начинать беспокоиться. Если в полтора года малыш не понимает обращённую к нему речь, а в три года не разговаривает предложениями, а только выговаривает самые простые слова или звукоподражания, стоит серьезно обеспокоиться и обращаться к специалистам, – уверена логопед. – Запомните, даже если вам говорят, что до пяти лет беспокоиться не о чем, это не так. В три года ребенок разговаривает уже почти как взрослый, просто может не выговаривать некоторые звуки. Неправильное звукопроизношение – это действительно норма до пяти лет.

Также логопед советует немедленно показать ребенка челюстно-лицевому хирургу и логопеду, если заметили, что он не может жевать твердую пищу, у него вялые губы, часто приоткрыт рот, вываливается язык или подтекает слюна. Слабость жевательных мышц непременно приведет к проблемам речевого аппарата в целом.

– Чтобы укрепить жевательные мышцы, как можно чаще давайте ребенку грызть яблоки с кожурой, морковку, огурцы, сушки – любую твердую пищу, – делится Г.Ермаханова.

Запретив гаджеты, проблему не решить, ребенок всё равно о них узнает, увидит. Важно, чтобы не сформировалась зависимость. И вот в этом дети берут пример с родителей: если папа с мамой «не вылезают» из телефонов, то и ребенок будет вести себя так же. Опасения по поводу новых технологий были всегда. В конце XX века некоторые специалисты писали работы о вреде мультфильмов, телевизоров, сейчас так же серьёзно говорят о вреде телефонов, планшетов. Как отмечает врач, есть «подушечка» для речи – нервная система, которую дети наследуют от родителей. Часто бывает так, что у детей, внуков тоже наблюдается задержка речи, как у родственников в детстве. Но ждать, когда ребенок, как и дедушка, сам заговорит в пять лет, специалист не советует.

Чтобы ребенок мог научиться отличать добро от зла, после просмотра мультиков и сказок, обсуждайте главных героев, кто поступил правильно, а кто нет. Дети, прежде всего, копируют речь матери, перенимают у неё навыки общения. Воспитание ребенка – это очень ответственный труд.

Поэтому, никакие гаджеты и телевизоры не научат ребенка говорить, правильно излагать свои мысли. Родная речь даётся вместе с молоком матери, только живое общение способно научить ребенка делиться своими ощущениями, впечатлениями. Умение войти в коллектив, находить общий язык с людьми, жить в социуме и быть успешным – всё это закладывается в детстве через живое общение дома, затем в садике и школе. 

Индира АБДРАХМАНОВА

Читайте также: