Инициативу евразийской экономической интеграции впервые выдвинул Первый Президент Независимого Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем выступлении перед профессорско-преподавательским составом Московского государственного университета 29 марта 1994 года.
После его выступления разгорелись дискуссии о том, каким будет будущее государств Содружества, как может развиваться интеграция, и нужен ли этот процесс? Как отмечал сам Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем выступлении в МГУ, «история дает нам шанс войти в XXI век цивилизованным путем. Одним из способов является, на наш взгляд, реализация интеграционного потенциала инициативы по созданию Евразийского союза, отражающей объективную логику развития постсоветского пространства и волю народов к интеграции».
Уже тогда, в 1994 году, Нурсултан Абишевич представил готовую концепцию интеграции на евразийском пространстве, а также обозначил ключевые принципы и практические шаги к ее реализации. В международном масштабе после этого Лидера Казахстана стали называть главным архитектором евразийской интеграции, хотя многие писали, что тогда со своей инициативой он опередил время.
На протяжении всех последующих лет страны шли по пути интеграционного сближения, и надо отметить, что большинство интеграционных инициатив исходили от Казахстана и лично от Нурсултана Абишевича Назарбаева. И пока евразийская идея Первого Президента Казахстана пробивала себе дорогу, а длилось это на протяжении всех 90-х годов прошлого столетия, формировались такие структуры, как Центрально-Азиатский союз, межтаможенные объединения, двустороннее сообщество Беларуси и России.
Как отмечал Нурсултан Абишевич Назарбаев, все это было отражением «многоярусности», «многоуровневости» процессов интеграции. Все эти шаги позволили создать мощное Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – международную организацию, имеющую четкую функциональную структуру, эффективные механизмы работы, ясные и понятные цели в лице Таможенного союза (ТС), Единого экономического пространства (ЕЭП) и интеграции в мировую торгово-экономическую систему. Это событие произошло 10 октября 2000 года в столице Казахстана. Как отмечают эксперты, в этот день понятие «евразийский» обрело свою легитимность на высшем уровне в числе ключевых понятий современного политического языка.
Значительный рывок в евразийской интеграции был сделан в 2010 году. С 1 января 2010 года заработал Таможенный союз (ТС) Беларуси, Казахстана и России. Это привело к расширению кооперационных связей и сокращению затрат времени и средств у предприятий и населения. Объемы взаимной торговли товарами трех стран возросли в первый же год работы Союза на 29%. Кроме того, в течение 2010 года в рекордно короткие сроки был разработан и подписан главами трех государств пакет из 17 базовых соглашений, формирующих Евразийское экономическое пространство (ЕЭП).
18 ноября 2011 года главы государств Беларуси, Казахстана и России приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, согласно которой ближайшая задача – полная реализация потенциала ТС и ЕЭП, а в дальнейшем – создание на этой основе Евразийского экономического союза. По словам специалистов, для бизнеса и населения основную роль играют не сами по себе ТС и ЕЭП, а те изменения законодательства и торгово-промышленных процессов, которые связаны с созданием общего рынка. Ведь были запущены реальные правовые механизмы, позволяющие хозяйствующим субъектам осуществлять эффективную коммерческую деятельность не только на территориях своих государств, но и во всем ТС. Усилилась деловая активность предприятий крупного, среднего и малого бизнеса. Стали создаваться межгосударственные производственные и торговые объединения, совместные предприятия, которые становились локомотивом интеграционных процессов.
С 2012 года высшим органом в ТС и ЕЭП стал Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств и глав правительств, определяющий стратегию, направления и перспективы интеграционного развития. Тогда же заработала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – единый постоянно действующий регулирующий орган ТС и ЕЭП со статусом наднационального органа управления.
В январе 2012 года был создан новый Суд ЕврАзЭС для разрешения экономических споров в Сообществе и ТС. Активно работают Евразийский банк развития и Евразийский Деловой Совет. В итоге важнейшие интеграционные шаги в социально-экономической сфере привели к повсеместному росту экономики и повышению уровня жизни широких слоев населения. Так, в 2013 году по сравнению с 2000 годом ВВП в среднем по ЕврАзЭС вырос в 1,8 раза, промышленное производство – в 1,7 раза, сельскохозяйственное производство – в 1,5 раза, инвестиции в основной капитал и оборот розничной торговли – в 3,1 раза.
Логичным продолжением совместно достигнутых показателей по сближению стало подписание 29 мая 2014 года договора о Евразийском экономическом союзе. После этого важного для стран участниц события Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что практическое воплощение экономической интеграции уже привело к позитивным результатам.
– Наш экспорт в государства-партнеры по евразийской интеграции увеличился на 63% и составил 6 миллиардов долларов. И это не абстрактные цифры. За ними – сотни конкретных предприятий и компаний, новые линии взаимодействия между казахстанскими, белорусскими и российскими партнерами. Это тысячи новых рабочих мест, стабильность и рост доходности казахстанского бизнеса, открывшего для себя новые рынки сбыта, – сказал Первый Президент Казахстана.
Успех евразийской интеграции быстро привлек внимание других государств. Так, уже 4 декабря 2014 года парламент Армении ратифицировал Договор о присоединении страны к ЕАЭС. А 23 декабря 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС. 1 января 2015 года Договор о создании Евразийского экономического союза вступил в силу. На следующий день в ЕАЭС официально вступила Армения. В августе 2015 года завершилась процедура вступления Кыргызстана.
Таким образом, более четверти века евразийская идея Елбасы теоретически и практически развивается в соответствии с требованиями времени, заложив стратегические основы экономической интеграции на многие десятилетия вперед.
В июле 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин на встрече с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в столице Казахстана подчеркнул: «Вы, по сути, отец-основатель нашего Таможенного союза, это была Ваша идея, мы ее последовательно развиваем. Должен сказать, это, безусловно, самый большой шаг на постсоветском пространстве».
Весной 2019 года в своем выступлении на международной конференции в столице Казахстана российский лидер в очередной раз отметил, что ЕАЭС – это успешно действующий Союз. Ну, а в конце 2019 года, открывая очередное заседание Высшего Евразийского экономического совета, которое состоялось в Санкт-Петербурге, Владимир Путин поблагодарил Первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, ставшего инициатором формирования ЕАЭС, и подчеркнул, что все функционирует наилучшим образом.
– Я сейчас не буду перечислять все плюсы, которые мы получили от взаимной работы на протяжении нескольких лет. Хочу еще раз поблагодарить нашего почетного председателя Нурсултана Абишевича Назарбаева, который в свое время выступил инициатором создания этого объединения, – сказал Владимир Путин.
Как известно, в январе 2021 года председательство в уставных органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) перешло от Беларуси к Казахстану. Это событие для нашей страны совпало с такой значимой датой, как 30-летие Независимости РК.
Одна из важных задач 2021 года во время председательства Казахстана – расширение связей ЕАЭС на международном уровне. Как отмечено в Стратегии ЕАЭС-2025, расширение Союза и интенсификация экономического сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями позволят Союзу, как одному из наиболее значимых центров развития современного мира, обеспечить следующее. Во-первых, всесторонний диалог и многоформатное сотрудничество с заинтересованными странами, в том числе и с государствами-участниками Содружества независимых государств (СНГ), включая использование потенциала института государства-наблюдателя при ЕАЭС. Во-вторых, проведение скоординированной работы по вопросам сопряжения интеграционных процессов на Евразийском пространстве, включая либерализацию торговых отношений между участниками, совместное развитие транспортно-логистической инфраструктуры и другие вопросы экономического взаимодействия в рамках Большого Евразийского партнерства. В-третьих, сопряжение ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь», ориентированное на реализацию совместных проектов.
Бесспорно, что ряд проектов способствует раскрытию потенциала ЕАЭС как одного из центров развития современного мира.
Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ