Душа казахского народа - «Кызылординские Вести»

Душа казахского народа

06.07.2024

46 0

obshhaja

По традиции День домбры отмечается в нашей стране в первое воскресенье июля. Национальный праздник был утвержден и внесен в календарь официальных дат в 2018 году.

Мудрая фраза народного писателя и поэта Кадыра Мырза Али «настоящий казах – не казах, настоящий казах – домбра» стала поистине крылатой. Когда говорят про казахский народ, первое, что приходит на ум – это любимый народный инструмент домбра. Для казаха домбра почитаема также, как почитаем комуз для кыргыза, хомус для сахи, курай для башкира.

В 2024 году День домбры приходится на 7 июля. В этот день по всей стране в честь праздника проведут концерты, музыкальные конкурсы, состязания кюйши и акынов, церемонии награждения выдающихся домбристов и другие культурные мероприятия.

– Этот древний музыкальный инструмент олицетворяет душу нашего народа, его традиции и культуру. Возвышая дух и славу нации, домбра стала нашим бесценным достоянием и национальным символом.

– Сделаем всё возможное для популяризации домбры, – подчеркнул во время прошлогоднего поздравления казахстанцев с Национальным днем домбры Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

В нашей стране о происхождении домбры есть интересная легенда. В ней говорится о хане, чей старший и любимый сын трагически погиб на охоте. Никто из подданных хана не осмеливался рассказать ему о случившемся. Потому что любого, принесшего ему дурную весть, он жестоко наказал бы, залив в горло расплавленный свинец.

Выход из ситуации нашел мастер-музыкант, который за три дня сделал музыкальный инструмент, пришел к хану и сыграл грустную мелодию, которая и рассказала ему о смерти его сына. Так как музыкант не произнес ни слова, хан приказал наказать инструмент и плеснуть в отверстие в верхней деке домбры расплавленный свинец.

История появления домбры своими корнями уходит далеко в древность. Археологические находки свидетельствуют, что на аналогах казахской домбры играли более 2000 лет назад. Так, при раскопках античного городища Кой-Крылган-кале, построенного около двух тысячелетий назад, найдены терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. В 1989 году в Алматинской области археологи обнаружили наскальные рисунки эпохи неолита, на которых древний художник, живший более 4000 лет назад, изобразил четырёх танцующих человечков и инструмент, похожий на домбру.

По поводу появления домбры в ее нынешнем виде существует множество красивых легенд. Например, одна из них рассказывает о богатыре, который, устав от сражений, по пути к себе в юрту решил отдохнуть и послушать музыку. Из орехового дерева он высек самодельный корпус, смастерил гриф, натянул струны из конских волос и попытался сыграть какую-нибудь мелодию. Но безрезультатно – инструмент молчал. Отчаявшись, богатырь заснул, и вскоре был разбужен волшебной мелодией, которую воспроизводили струны. Как оказалось, кто-то прикрепил деревянный порожек в месте соединения головки с шейкой грифа. Богатырь решил, что это дело рук злого демона – шайтана, и с тех пор среди казахов за верхним порожком домбры закрепилось название «шайтан-тиек».

Легенда легендой, но то, что домбра с «шайтан-тиеком» в течение уже многих столетий является главным музыкальным инструментом казахов – исторический факт. Предания гласят, что в старину на домбре играли на праздниках и перед сражениями для достижения нужного настроя. Казахские народные сказители-акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и аулам и, исполняя свои кюи, передавали радости и горести простого народа.

Одним из создателей казахской национальной домбровой музыки был классик казахского инструментального искусства Курмангазы Сагырбаев. Наряду с такими известными композиторами, как Даулеткерей, Таттимбет, Сейтбек, Байсерке, Казангап, он оставил богатое музыкальное наследие. Казахский народ безмерно благодарен ученице легендарного Курмангазы Дине Нурпеисовой, сумевшей сохранить и передать потомкам его неповторимые произведения. Всеми любимая домбристка навсегда осталась в памяти народа, как гениальный виртуоз игры на домбре.

Также на домбре играют акыны — поэты-импровизаторы, которые под аккомпанемент струнного инструмента читают нараспев стихи, обычно на какую-нибудь актуальную тему. Известные казахские акыны, игравшие на домбре — Суюнбай Аронулы, Биржан-сал, Жаяу Муса Байжанулы, Джамбул Джабаев, Газиз Файзолла и другие.

Первым казахом, продемонстрировавшим на мировом уровне домбру и казахское песнопение и произведшим фурор в Старом свете, стал певец, музыкант, актер Амре Кашаубаев. В 1925 году этот казахский самородок, приехав в Париж в составе советской культурной делегации для участия в этнографических концертах, в сопровождении домбры спел несколько казахских народных песен и буквально влюбил в себя изысканную парижскую публику. А вот еще один, на этот раз современный факт: в 2010 году домбра была занесена в Книгу рекордов Гиннесса, после того как в Китае 10 450 домбристов исполнили казахский кюй «Кенес» («Совет»).

Земля Сыра славится талантливыми мастерами. Неоценимый вклад в музыкальное наследие внесли Казангап, Алшекей, Досжан, Торемурат… Казахские кюи играют важную роль в укреплении социальной сплоченности народа и формируют у людей чувство самобытности и единства. Элемент «Искусство исполнения традиционного казахского домбрового кюя» включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Это свидетельство о значимости и дальнейших перспективах развития национального наследия, осознание его важности как для казахского народа, так и для всего человечества.

Подготовила Наталья ЧЕРНЕЙ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: