Древние города Приаралья - «Кызылординские Вести»

Древние города Приаралья

29.07.2023

653 0

3 9

По мнению историков и археологов, на территории Кызылординской области еще в эпоху раннего средневековья существовала развитая урбанизация. Жившие в этих местах племена и народности строили города, которые стали важнейшими очагами древней и средневековой цивилизации.

Как следует из дошедших до нас записок средневековых ученых, миссионеров и путешественников, эти места населяли народы, обладавшие высоким уровнем цивилизации. Об этом свидетельствуют обнаруженные здесь развалины около 200 больших и не очень городов и поселений. В целом, найденные на юге страны памятники, ученые разделили на три группы: кауншинская – в Приташкентском оазисе, отрар-каратауская – в среднем течении Сырдарьи в предгорьях Каратау и жетыасарская – на территории Кызылординской области в долине высохших русел Сырдарьи – Куандарье и Жанадарье.

Резиденция царицы саков

Важное значение для дальнейшего исследования истории и культуры сакских племен, населявших восточное Приаралье, имеют развалины городища Чирик-Рабат. Существует даже отдельное понятие «Чирик-Рабатская культура». Уникальный город, ставка легендарной царицы саков Томирис, расположен в 300 километрах к юго-западу от Кызылорды у сухого русла реки Жанадарьи. Развалины городища представляют собой овальную по форме древнюю крепость, окруженную системой концентрических валов и рвов.

Город был основан массагетскими племенами примерно в XIV веке до нашей эры. Он возник в эпоху правления великой царицы саков Томирис, одна из ярких страниц его истории – противостояние массагетских племен персидскому царю Киру.

Чирик-Рабат располагался на высоком холме, на ранней стадии существования крепость была убежищем и резиденцией племенных вождей. Наряду с жилыми постройками, на территории города находились мавзолеи и большие курганы. Благодаря удобному расположению – на оживленном караванном пути в дельте рек Амударьи и Сырдарьи – город имел огромное стратегическое значение. Можно предположить, что в древности он был грозным оплотом южной границы саков-апасиаков. Очевидно, этим и объясняется укрепление его многорядными оборонительными сооружениями. Город населяли воины, гончары, кузнецы, ткачи, торговцы, его глинобитные дома и крепостные стены под жарким солнцем Приаралья приобретали каменную твердость.

По мнению археологов, цветущий оазис в пустынных степях прекратил свое существование в XIV веке н. э. в связи с пересыханием притоков реки Сырдарьи – Жанадарьи, Куандарьи и Инкардарьи. В окрестностях найдена целая система искусственной ирригационной сети, берущей начало от основного русла Жанадарьи. Это является еще одним доказательством того, что населявшие низовья Сырдарьи древние племена и народности занимались земледелием.

Памятники эпохи огузов

Древняя столица огузов – Жанкент (в некоторых средневековых источниках упоминается как Янгикент) расположен в полутора километрах от одноименного аула в Казалинском районе. С этим городом была связана жизнь выдающегося философа, музыканта и кюйши, почитаемого всем тюркским миром Коркыта ата.

По предположениям археологов, город возник в первые века нашей эры, в письменных же источниках упоминается с Х века. Это был один из крупных очагов средневековой цивилизации на торговых путях Великого шелкового пути. В записях древних ученых и путешественников он описывается как столица и культурный центр государства огузов.

Город был обнаружен в XIX веке русскими путешественниками-ориенталистами. В 1867 году художник Василий Верещагин со слов местных жителей записал легенды о Жанкенте, на месте древнего города он обнаружил обломки жженого кирпича, кости людей и животных, кувшины и другие керамические изделия, фрагменты орнаментов. В том же году по поручению Российской императорской археологической экспедиции исследование местности проводил ориенталист Петр Лерх. «Судя по развалинам, город занимал около четырех квадратных верст, в середине его была цитадель, окруженная валом и стеной. Для орошения пользовались водой Сырдарьи. Жанкент, видимо, не был насильственно разрушен, а был постепенно оставлен жителями и разрушился со временем от влияния атмосферы», – писал П.Лерх в отчете Русскому географическому обществу.

В советскую эпоху в 1946 году раскопки здесь проводила Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция под началом ученого-археолога Сергея Толстова. Специалисты сделали аэрофотосъемку, на основе найденных на месте города артефактов пришли к выводу, что городище существовало еще в античные времена, а на последнем этапе жизнедеятельности было резиденцией царей огузов. Известно, что военные, базировавшиеся близ Сырдарьи, принимали меры по охране городища: они запрещали разбирать старые постройки, брать отсюда кирпичи, здесь даже дежурили часовые.

Ученые высказывают разные предположения о том, почему жители покинули древний город. Самое вероятное из них – изменение русла реки, дававшей городу жизнь.

– Во время раскопок на Жанкенте наряду с археологическими были использованы методы естественных наук. Лабораторные исследования найденных на месте Жанкента предметов дают основание предположить, что городская культура в поселении начала складываться еще в VII веке, хотя до сегодняшнего дня мы относили его к более позднему IX веку, – считает ученый-археолог, руководитель научно-исследовательского центра «Археология и этнография» Кызылординского университета имени Коркыта ата Азилхан Тажикеев, который в течение ряда лет занимается изучением древних памятников Приаралья.

В ходе проведения раскопок в районе восточных ворот городища был обнаружен ряд жилищ и даже своеобразная баня. Здесь были найдены керамические кувшины, различная бытовая утварь. По итогам проведенных исследований археологов университета имени Коркыта ата в ряде авторитетных международных изданий по археологии была опубликована статья, которая вошла в топ ста лучших и заняла 58 место среди 22 тысяч работ.

К огузскому периоду ученые относят также городище Сортобе, расположенное в пяти километрах от поселка Жосалы в Кармакшинском районе. Город был расположен на самом берегу Сырдарьи, и когда русло реки разделилось надвое, примерно 60 процентов территории Сортобе оказалось под водой. Исследования городища чрезвычайно важны, ведь этот памятник может быть связан напрямую с Жетыасарской культурой – могущественной цивилизацией, существовавшей в начале нашей эры в устье Сырдарьи. Судя по найденным находкам, археологи датируют городище IX–X веками, периодом расцвета огузского государства.

Гавань кипчакской степи

Сыганак был важным торговым центром на маршруте Великого шелкового пути. Его развалины расположены в Жанакорганском районе в двух километрах к северо-западу от аула Сунак ата. Первые упоминания о городе появились в записях персидских и арабских историков X века под названиями Сунак, Сунаката, Сыгнак. Это был цветущий город с крупными постройками, окруженный возделываемыми полями. Об огузском городе на перекрестке оживленных караванных дорог с восхищением отзывались известный арабский географ того времени Махсиди и ученый-тюрколог Махмуд Кашгари.

К XI-му веку в степи усилилось влияние кипчаков. Огузское государство, ослабленное внутренними междоусобицами, пришло в упадок. В XII веке Сыганак становится резиденцией кипчакских ханов.

В истории города были периоды взлета и падения, одна из трагичных страниц – монгольское нашествие. Во втором десятилетии XIII века, в 1219 году, территория Казахстана подверглась нашествию татаро-монгольских племен. Цветущие города были стерты с лица земли, уничтожены величайшие цивилизации древней культуры. Героическую осаду Сыганака описал персидский историк Ала ад-Дин Джувейни в своей «Истории завоевателя мира». Подойдя к неприступным стенам города, старший сын Чингиз хана Джучи отправил своего посла, местного купца Хасана, с требованием сдаться. Горожане не подчинились завоевателю и убили посланника. Стойко и мужественно защищались жители Сыганака. После семидневной осады город пал. В назидание за непокорность по приказу Джучи город был сожжен, а жители казнены.

Спустя полтора десятка лет Сыганак начал снова застраиваться, возвращая былую славу и величие. Огнем и мечом создав огромную империю, Чингиз хан разделил ее между четырьмя сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав улуса Джучи. В казахской степи возникло первое крупное государственное образование Ак Орда, столицей которого и стал Сыганак. Город населяли тюркоязычные племена, наряду с кипчаками здесь проживали найманы, уйсуни, карлуки, кереи, конраты. Город достиг своего наивысшего расцвета, был собственный монетный двор, где чеканили монеты с изображениями ханов Уруса, Токтамыша. Город переживал период своего наивысшего расцвета. Об этом свидетельствуют записи персидских и арабских ученых. Как писал историк Фазлаллах ибн Рузбихан, «степи вокруг Сыгнака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо, дичь здесь чрезвычайно дешевая. Ежедневно на базары Сыганака поступало 500 верблюдов, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным». Город быстро застраивался. Возводились мечети, мавзолеи, медресе и жилые здания.

Исследованием древних присырдарьинских городов в нижнем течении Сырдарьи занимался и ученый-востоковед Александр Веселовский. Свою археологическую деятельность он начал в 1884 году в Туркестанском крае. В статье «Описание развалин древних городов по дороге из Казалы в Ташкент» ученый называет Сыганак столицей хана Токтамыша и указывает признаки его сходства с Жанкентом. Судя по кладке и архитектуре, мечети были выстроены в одно время и отличались только по величине.

Средневековая ирригационная система способствовала развитию в городе земледелия, а в окрестностях – охоты и рыболовства. В городе развивались ремесла, торговля. Археологи нашли фрагменты керамической посуды, украшения, монеты, доспехи и другие артефакты. По лабораторным анализам находки, многие из которых и сейчас находятся в коллекциях музеев Москвы и Санкт-Петербурга, отнесены к V–VIII векам.

Исследованием древнего русла Сырдарьи, изучением жизни кочевых племен, населявших южное Приаралье, историей возникновения крупных городов на этой территории в течение долгих лет занимался ученый Сергей Толстов. В 30-х годах прошлого века он возглавил Хорезмскую археолого-этнографическую экспедицию. О результатах ее исследований, сыгравших важную роль в изучении истории края, написал в книге «Хорезмская экспедиция: история и современность» ученый-историк, профессор Абылай Айдосов.

Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечал, что в 80-е годы XVI века Сыганаком завладел Мухаммед-шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Какое-то время Сыганак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Удобное местоположение, из-за которого им пытались овладеть разные племена, стало причиной его уничтожения.

Историки и летописцы прошлого называли Сыганак «гаванью кипчакской степи». Один из самых знаменитых культурно-исторических памятников вошел в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Карту сакральных объектов региона как национальное достояние Казахстана. В ходе археологических исследований на территории уникального городища обнаружены четыре культурных слоя, относящиеся к разным историческим периодам. Самый нижний относится к эпохе Золотой Орды, второй – к периоду правления амира Темира, третий и четвертый слои – к эпохе Ак Орды и Казахского ханства. В дальнейшем планируется сделать Сыганак музеем под открытым небом и включить его в туристические маршруты по сакральным местам Приаралья.

В целом, по мнению историков и археологов, на земле Приаралья сосредоточена квинтэссенция самобытной культуры древних номадов – кочевников. Край, ставший преемницей культуры древних племен и народностей, хранит в себе еще немало неразгаданных тайн и загадок.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: