Четырнадцатого ноября исполнилось 80 лет депортации турков-месхетинцев в Казахстан. Их выслали из региона Месхетия, который тогда находился в советской Грузии, недалеко от границы с Турцией. Его населяли тюркоязычные народы, в частности, турки-месхетинцы или, как они сами себя называют, ахыска. Во время Великой Отечественной войны этот народ обвинили в пособничестве гитлеровцам и насильственно отправили в степи Казахстана и Средней Азии. Так тысячи людей в одночасье лишились своих домов и Родины.
Кызылординская земля стала убежищем для них. Здесь помимо турков-месхетинцев обрели свой дом корейцы, чеченцы, греки, евреи, поляки, немцы и представители других национальностей. На приаральскую землю каждый из них попал в разное время, но у всех общая трагедия – депортация.
В Кармакшинском районе в ауле III Интернационал до сих пор живут потомки депортированных турков-месхетинцев. Здесь есть музей, в котором хранятся экспонаты, документы того времени. Один из старейшин аула – Мурадин Мардиев. Ему 86 лет. Он попал в этот аул из грузинской деревни Цихуцубан, когда ему было 6 лет.
— Помню тот день, как-будто это происходило вчера, — вспоминает аксакал. — Ранним утром военные стали выгонять нас из домов. Мы выбегали в чем были. Всех повезли на вокзал, погрузили в вагоны. Меня и мою семью Аллах сберег, никто из нас не умер в пути. Когда мы приехали в этот аул, помню, хотел согреться. Мы привыкли к теплу, зелени, виноградникам, а здесь голая степь. Нас поселили в землянке. Тогда многие умерли от холода и голода.
М.Мардиев так и остался жить в ауле. Он работал рисоводом, был передовиком производства. С ныне покойной супругой он воспитал восемь детей. Почти все они до сих пор живут в этом же ауле. Сейчас у него 20 внуков и 25 правнуков.
— Во время Великой Отечественной наши деды и отцы воевали на фронтах, но, несмотря на это, нас приняли за врагов народа, предателей и распорядились нашей судьбой, — говорит Мурадин ата. — Многие тогда потеряли друг друга, некоторые так и не нашлись. Я каждый день до сих пор прошу Аллаха, чтобы больше не повторилась такая трагедия, чтобы не было войны и не гибли наши дети и внуки.
Депутат районного маслихата, завуч местной школы Дильфура Байрактар по национальности турчанка. Она родилась и выросла в этом ауле.
— Турки-месхетинцы появились в этом ауле в 1944-м году, — рассказывает Дильфура апа. — Мои предки тоже были высланы в этот аул. Их вначале поселили в местной школе. Они стали обживаться здесь, выращивать овощи, работали на рисовых полях, заводили скот. Так и сейчас живут. Некоторые уехали в Турцию на постоянное место жительства, но многие остались. У нас есть свой ансамбль, мы все свободно владеем и казахским, и турецким языками.
Председатель турецкого этнокультурного объединения Гульчин Гейдарова много лет изучала тот тяжелый период в жизни своего народа.
— Есть и такие сведения, что турков-месхетинцев по прибытию в Казахстан хотели массово утопить в Каспийском море, но Сталин побоялся реакции властей Турции и не сделал этого, — говорит Г.Гейдарова. — Когда люди ехали в эшелонах в степи, а длилась поездка более месяца, многие умирали от голода и болезней. Казахи помогали по мере возможности. Кое-кто даже давал баранов, чтобы люди смогли оправиться после тяжелой дороги. Со временем наши предки стали обживаться на новом месте, выращивать рис, заниматься животноводством. Турки выучили казахский, русский языки и не забыли родной язык. С 1945 по 1956 год из-за тяжелых условий жизни погибло 11 тысяч турков-ахыска. Выжившие жили под строгим контролем и не имели права выезжать за пределы своего аула. Им запрещали называть себя турками, требовали, чтобы всем говорили, что они азербайджанцы.
В нашей области сейчас живут около 1500 ахыска. Больше всего их в ауле III Интернационал, здесь есть свой национальный ансамбль, музей. Среди них немало представителей интеллигенции, бизнесменов и, конечно же, как и много веков назад, они трудятся в агропромышленном комплексе. Все они помнят «черные» для своего народа дни и уверены, что в независимом Казахстане подобная трагедия не повторится никогда.
Замира АЛИШЕРОВА