Дорога в космос - «Кызылординские Вести»

Дорога в космос

18.02.2025

165 0

obshhaja

В этом году исполняется 70 лет со дня создания на территории нашей области космодрома «Байконур». Это первый и крупнейший в мире космодром, который вместе с одноименным городом образуют комплекс «Байконур». В преддверии этого знаменательного события «КВ» начинают публикацию материалов, посвященных юбилейной дате.

Если окунуться в историю, прежде всего, по замыслу специалистов, местом для космодрома должен был стать обширный малонаселенный район, земли которого почти не использовались в сельскохозяйственном производстве. Обязательным условием было наличие поблизости железнодорожной магистрали для доставки различных грузов на полигон, в том числе и блоков ракет, а также надежных источников пресной воды для обеспечения полигона питьевой и технической водой в большом объеме.

В декабре 1954 года в район будущего полигона прибыла рекогносцировочная экспедиция, которая проработала до мая 1955-го. В ее состав входили десятки военных специалистов. Это были ракетчики с полигона Капустин Яр, строители-проектировщики военных объектов, ученые-специалисты из ракетного НИИ-4 Министерства обороны, военные медики-эпидемиологи, специалисты по распространению радиоволн, топографы, геологи и другие. На станции Жосалы был построен специальный тупик, обнесенный двухрядным заграждением из колючей проволоки. Здесь в пассажирских вагонах и размещались члены экспедиции. На той же территории расположился автомобильный батальон, прикомандированный из Туркестанского военного округа. Был модернизирован и расширен аэродром Жосалы, куда была перебазирована транспортная эскадрилья, в состав которой входили три самолета ЛИ-2 и шесть легких – АН-2.

ЦК КПСС и Совет министров СССР 12 февраля 1955 года совместным постановлением утвердили создание научно-исследовательского испытательного полигона №5 Минобороны СССР, предназначенного для испытаний ракетной техники. Зимой 1955 года в казахской степи началось строительство космодрома, с которого всего через два года будет запущен первый спутник Земли, а еще через шесть лет в космос отправится первый человек. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга».

Зачем нужен был космодром?

Закончилась Вторая мировая война, однако вместо долгожданного мира вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции начали разработку более смертоносных видов вооружений. Именно в эти годы началась известная в течение нескольких десятилетий гонка вооружений. Наиболее эффективным и мощным видом оружия стали баллистические ракеты, которые могли достичь любой точки планеты. К активному развитию ракетостроения Советский Союз подтолкнул опыт использования нацистской Германией ракет «ФАУ-2». Во второй половине сороковых годов в районе села Капустин Яр Астраханской области оперативно был создан полигон для испытаний этого вида оружия. Он стал одним из важнейших инфраструктурных объектов нового «ракетного проекта».

Время шло, появлялись новые виды оружия и военной техники. Уже к середине 1950 годов стало очевидно, что нужен новый полигон с более широкими возможностями. В эти годы опытно-конструкторское бюро-1 под руководством советского ученого Сергея Королева активно занималось созданием ракеты нового типа. Р-7 или «семерка» должна была стать первой в мире баллистической ракетой, способной доставить боеголовку (в том числе и ядерную) на другой континент. Подобная техника требовала других, более совершенных масштабов, и потому правительство занялось поиском площадки для нового, более крупного испытательного полигона. Соответственно, максимально жесткими были и требования к новому объекту. Как говорилось выше, Р-7 была межконтинентальной ракетой с дальностью полета свыше восьми тысяч километров. Головная часть в ходе испытаний должна была падать на Камчатский полигон Кура. Новый полигон должен был отвечать всем установленным требованиям. К примеру, между точкой, откуда стартует ракета, и точкой падения ее головной части должно было быть не менее семи тысяч километров. Трасса полета должна была пролегать преимущественно над малонаселенными районами, где можно было безболезненно для экономики страны отвести большие по площади участки для падения отработанных степеней ракет. Наконец, строительство нужно было обеспечить необходимой инфраструктурой: железной дорогой, электроэнергией и пресной водой.

Как место для дислокации полигона рассматривались несколько вариантов: Марийская АССР, Дагестан (западное побережье Каспийского моря), Астраханская и Кызылординская области. После долгих обсуждений было принято решение остановиться на Байконыре, поскольку только это место максимально отвечало предъявляемым требованиям. Еще одним преимуществом послужили максимальное число солнечных дней в году (около 300) и относительная близость к экватору, что позволяет использовать дополнительную скорость вращения Земли при запуске ракеты.

Так начиналась великая стройка

В начале 1950 годов на месте нынешней станции Торетам был небольшой железнодорожный разъезд, где поезда останавливались очень редко. Здесь было всего несколько юрт, три кирпичных здания, водонапорная башня и несколько глинобитных домиков, в которых жили железнодорожники. От пристанционного поселка до предполагаемого места строительства полигона было всего четыре километра.

Строительная площадка будущего полигона занимала более шести тысяч квадратных километров. Первый отряд военных строителей, которыми командовал генерал-майор Георгий Шубников, жил в палатках. А зима в наших краях, особенно в районе космодрома, во все времена была суровой – пронизывающий холод и сильные ветры. По словам строителей, песок промерзал до 1,5 метра, и потому часто грунт приходилось взрывать.

С наступлением весны появились первые землянки, а в начале мая заложили первое деревянное здание жилого городка. Военные строители, которые представляли всю необъятную страну, тяжело переносили природно-климатические условия. Это мороз зимой и изнуряющая жара летом, которая достигала 50 градусов. И все это на фоне сильных ветров, не утихающих ни летом, ни зимой – то и дело возникали вихри, забивая песком глаза, нос и уши.

В ходе земляных работ солдатам пришлось встретиться с самыми различными трудностями. Очень скоро на строительстве первого котлована на глубине полутора-двух метров вместо песка пошла очень тяжелая для разработки, или, как ее называют, ломовая глина, которую не брал ни один ковш. Как вспоминал прораб легендарного «Гагаринского старта» Сергей Алексеенко, ее бесполезно было даже пытаться рыхлить при помощи отбойных молотков. Зато представители различных курирующих инстанций глядели в чертежи и удивлялись тому, какой «лентяй и бездельник» этот местный прораб. И так довели бедного мужчину, что тот, разочаровавшись в своих способностях «выкопать какую-то яму», попал в больницу. Позже прорабом на первую космическую стартовую площадку назначили именно С. Алексеенко.

Сверхсекретный объект

Минобороны СССР 2 июня 1955 года ратифицировало документ об образовании полигона, который стал называться «Научно-исследовательский полигон №5». Эта дата вошла в историю как день рождения космодрома. Вместе с тем, необходимо было соблюдать режим строжайшей секретности, для чего объекту было присвоено название небольшого населенного пункта Байконыр, расположенного в 320 километрах от полигона. По одной из версий, в целях дезинформации иностранных разведок, на северных отрогах хребта Алатау в Карагандинской области был возведен космодром-муляж. Стартовые установки, монтажно-испытательные корпуса и другая инфраструктура были выполнены из дерева, чтобы ввести в заблуждение, прежде всего, США.

Истинное же местоположение советского ракетного полигона стало известно американцам 5 августа 1957 года, когда над территорией СССР пролетел самолет-разведчик «Lockheed U-2». И даже после запуска космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту, международные новостные агентства получили информацию, содержащую координаты именно ложного космодрома «Байконур». Это название тут же было подхвачено советскими газетами и вскоре прочно вошло в обиход применительно к НИИП-5.

К началу летных испытаний Р-7, которые состоялись в мае 1957 года, были возведены стартовый комплекс, монтажно-испытательный и монтажно-сборочный корпуса. К стартовой площадке были проложены бетонная автомобильная дорога и железнодорожные подъездные пути. Одновременно с возведением полигона вблизи железнодорожной станции Торетам велось строительство жилого поселка для испытателей. Полигон и поселок получили неофициальное название «Заря». Но подробно об этом в следующих наших публикациях.

Казбек КАМАЛУЛЫ

Читайте также: