Прошло два года, как общественность Кызылординской области отметила памятную дату – 100-летие государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда Исатая Абдукаримова.
Накануне этой даты, вечером, близкие родственники, приехавшие из Алматы, Ташкента, Шымкента и Астаны, были приглашены на ужин – еске алу. В дружелюбной, теплой обстановке за семейным дастарханом неспешно вспоминали интересные, увлекательные истории об Исатае Абдукаримове. Эмоциональными, волнительными памятными воспоминаниями поделились академики Марат Журинов, Турлыбек Искаков, ветераны труда Ибрагим Абибуллаев, Султан Махамбетов, а также Серик Конакбаев, Ерлан Татишев и близкие родственники.
Когда слово предоставили мне, на память пришло эссе мэтра казахской литературы, нашего земляка, фронтовика-победителя Абдижамила Нурпеисова. Кому как не ему удалось емко запечатлеть образ Исатая Абдукаримовича. Чтобы не утруждать читателя, приведу отрывок из его эссе «Родная земля – как родная мать», опубликованного в областной газете.
Писатель возвращался после посещения Европы, Москвы, дальше поездом остановка в родном Аральске и затем в Алматы. Все описываемое действо происходит на перегоне от станции Жалагаш до Кызылорды в начале 70-х годов прошлого столетия.
…Поезд, потихоньку останавливаясь, прибыл на станцию Жалагаш, центр одноименного рисосеющего района.
С грохотом открылась дверь. Пока я поднимался, внутрь вошел человек с высоким лбом, перед ним зашел молодой человек и поставил на стол блюдо. Я ничего не понимал, на груди – Золотая Звезда, только я хотел встать, как он схватил мою руку, завладев моими руками и не отпуская представился:
– Имя – Исатай, фамилия – Абдукаримов. Первый секретарь этого района. Земля слухами полнится. Я узнал, что Вы прибыли на Арал. Книги ведь читаем. Узнал, что едете на этом поезде. Проезжаете мимо нашего села. Специально пришли, чтобы познакомиться с Вами. Принесли угощение. Откушайте, пожалуйста, угощение, – сказал Исатай.
Помню, что в тот момент, наклонив голову, поблагодарил их. Мне приходится встречаться со многими людьми. Но… в первый раз увидел, чтобы вот так, не посылая гостинцы с оказией, а сам человек пришел знакомиться.
Поезд тронулся. Исатай, увидев как я вскочил, произнес:
– Абеке, садитесь. Свою машину я только что отправил в Кызылорду. Как только Вас провожу, на заре выеду из Кызылорды в село Жалагаш, здесь рукой подать, доберусь за час. Принес чаю. Снял костюм. Освободил две верхние пуговицы рубашки. Он удобно устроился, я заметил, что он расположен свободно пообщаться. Думаю, глава района решил возглавить и нашу беседу, начав долгий рассказ:
– Прошедшая война довела до изнеможения и народ, и общество. Еще много лет народ будет помнить ужасы той войны. Вам и самому известно, наше выживание – это животноводство, также на небольших участках на берегах Сырдарьи сеем зерновые культуры, – сказал Исатай.
В то время производства не было. Строительства тем более не было. Животноводы на земляных работах. Ну, асфальт не только наяву, но и во сне не видели. Зимой снег, если летом польет дождь, то везде становится непроходимая грязь. Что говорить о других, если начиная со зданий обкома, облисполкома все улицы были в грязи и глине. Что ни говори, как бы мы ни возносили, говоря «Қызылорда» – она не станет колыбелью и престижем для народа. Кстати, мало-мальский авторитет зарабатывается на рыболовном промысле, на Арале есть завод по переработке рыбы.
В этот момент Исатай сказал: «потом», – и начал смеяться, тряся голову из стороны в сторону и, задев меня локтями, произнес:
– Абеке, меня приводят в удивление женщины в вашем поселке. Когда приходит на станцию пассажирский поезд, сами знаете, – как будто солдаты нападают на пассажиров и, держа в руках связки копченой рыбы, начинают кричать: «Бери рыбу! Берем рыбу», – если не берешь, начинают приставать, и эти женщины прославили, итак известное имя Арала, – и давай смеяться.
Вместе с Исатаем начал смеяться и я.
– Это правда. Когда еду в Москву поездом, мой деверь всегда приносит мне рыбу и пиво, приговаривая, что от пива нет запаха.
– Что же делать, другого, бедолаги, не могут ничего предложить.
Сказав это, Исатай продолжил свой рассказ с прерванного места.
– Когда наверху было принято решение расформировать нашу область, а районы присоединить к Шымкенту и Актобе, на нас словно вылили ушат холодной воды. Скоро в Кызылорду прибыл из Алматы первый секретарь ЦК Николай Ильич Беляев. «У области нет будущего, мы распустим ее», – сказал он и добавил, что это уже принятое решение. В то время все команды приходили сверху. Снизу рот не раскрывали, раболепствовали, склонив голову. В полном большом зале не было слышно ни звука, полная тишина. Все затаили дыхание, головы опустили. К чему приведет это молчание? Что будет дальше? Тишина начала затягиваться, у людей начало сдавать терпение. И в этот момент в середине зала поднялась одна рука. Мужчина выше средних лет, среднего роста, быстро переступая, поднялся по лестнице. И в тот же миг, резко обернувшись, посмотрел прямо на Беляева. Смуглое его лицо еще больше почернело. «Такого рода решение ставит казахский народ в безвыходное положение, вы ущемляете права – этим решением не продумано будущее, это может вызвать дестабилизацию и высокий риск волнений». И еще продолжил свою речь на русском, с акцентом сказав: «Табарыш Беляев, так нелза. Лекбедерват Қзыл-Орда – Лекбедерват истории Казахстан. Вот парт белет. Вот мои башка. Рубай, отрбай башка, но Қызылорда не трогай, ти тогда будеш второй Галашокін. Обком, раиком разганай. Божалоста, мена тоже снимай. Турма сажай. Облыс астаблай. Не трогаи».
Ой, Алла! Вот только народ, сидевший опустив голову, не зная что делать, будто поймав удачу, начали высказываться. Начали громко аплодировать.
– Вот это да! – сказал Исатай, не найдя больше слов. – В итоге первый секретарь Теренозекского района Нуркасым Бердикулов, услышав, что не будет больше нашей области, своим неожиданным смелым выступлением, с плохим знанием русского языка – спас нашу область.
– Ранее эта история была услышана мной от Калтая Мухамеджанова, – сказал Нурпеисов.
– Абеке, – продолжил Исатай, – все мы выросли в ауле, играя в асыки. Этот Нуркасым лучше всех играл в асыки. Телосложение крепкое, язык красноречивый. Когда говоришь с ним по душам, то чувствуешь его сопереживание и волнение.
Два фронтовика, выжившие в ужасной войне, победители, сделавшие себя сами, один из них писатель, другой – глава района, под стук колес мирно беседуют и одинаково болеют за судьбы земляков.
Образ Нуркасыма отчетливо обнажил трагизм и стойкость жителей земли Сыра в непростое время, готовых пожертвовать собой для сохранения области в интересах будущего поколения.
Вышеизложенная история, возникшая в мчащемся скором поезде, как мерило ценности человеческого бытия. Как надо честно и правильно жить, совершать поступки в согласии с совестью.
Современникам необходимо знать об этом, поскольку это память о наших земляках, проявление ими истинного патриотизма, храбрости, духа.
В этой жизни мне уготована была неожиданная встреча с Исатаем Абдукаримовичем в феврале 1976 года. В Алматы завершился XIV съезд коммунистической партии Казахстана. Делегаты разъезжались по домам. В то время отправление скорого поезда сообщением «Алма-Ата-Москва» осуществлялось с вокзала Алма-Аты I. Меня попросили проводить Ахметжана ага. Приехав чуть раньше на вокзал, взяв багаж, направился, как это ни странно, почти по пустынному перрону к десятому вагону. Вдруг слышу, как меня зовут – «Асқарсың ба?» Оборачиваюсь и вижу: первый секретарь Кызылординского обкома партии Исатай Абдукаримов в сопровождении ряда ответственных работников. Подошел, поздоровался. Исатай ага спросил, что я здесь делаю.
Ответил, что помогаю занести вещи Ахметжана ага, первого секретаря Жанакорганского райкома партии, делегата партсъезда. Исатай ага сказал: «Занеси вещи и возвращайся». Выполнив поручение, подошел к нему. Взяв меня за локоть, он отвел меня в сторону от сопровождающих, подробно спросил меня, чем я занимаюсь в Алма-Ате. Ответил, что учусь на первом курсе Казахского сельхозинститута на инженера механика. Исатай ага сказал, что области нужны кадры с высшим образованием, пожелал успехов в учебе, передал привет моим родителям.
Окрыленный подобным вниманием, сразу с вокзала поехал на МТС (междугородняя телефонная станция), расположенную на перекрестке улиц Коммунистической и Жамбыла, чтобы поделиться этой встречей с родителями. Мне сама встреча дала такой незабываемый импульс. Все-таки между первым секретарем обкома партии и студентом существовал значительный социальный лифт. Несмотря на это, Исатай ага с присущей ему любознательностью, добротой мог по-отечески пообщаться со студентом.
В моей памяти Исатай ага навсегда останется человеком, от которого исходит добрая аура и позитив. Он всегда был приветливой и добродушной Личностью, уважал людей труда. Когда И.Абдукаримов возглавлял районы и область, по его предложению Героями Социалистического Труда стали известные женщины-рисоводы Захира Ержанова, Ширинкуль Казанбаева, Улбала Алтайбаева. Позже они представляли интересы жителей земли Сыра в высших представительных и центральных органах, избирались депутатами Верховного Совета Казахстана, членами ЦК Компартии Казахстана.
Исатай Абдукаримович был одним из активных руководителей реализации Программы мелиорации земель. Благодаря ему низовья Сырдарьи превратились в промышленную зону рисосеяния. Кызылординская область давала стране четверть производимого риса, покрывая ее потребности по республике. Высоко ценил и дружил с академиком полей, дважды Героем Социалистического Труда Ибраем Жахаевым, всецело поддерживая движение его последователей, получившим название «Жахаевское движение» еще при его жизни.
Для моей семьи было честью получить у Исатая ага благословение — бата. Дастархан в его доме всегда был щедро накрыт. И.Абдукаримов обладал привлекательным магнетизмом, духом современника, опередившего время, был победителем во Второй мировой войне, талантливым организатором, крепким семьянином.
Я до сих пор помню его улыбку, проницательный взгляд, волевой подбородок и доброту, исходившую от него. Он всегда со вкусом одевался: отглаженная белая рубашка, костюм, сшитый по фигуре, элегантно носил шляпу. Зимой носил так называемую шапку-пирожок, которая шла ему. Вот таким запомнился образ Исатая ага. «След добра длиннее жизни» – это выражение подходит к нему в полной мере.
Олег Бижанов,
генерал-лейтенант в отставке,
Почетный гражданин Шиелийского района,
город Астана