Эта фраза очень часто встречается в публикациях СМИ после очередного ЧП в какой-либо школе: будь то драка подростков, суицид, беременность одной из учениц и т.д. Не нужно быть внимательным, чтобы заметить, что практически во всех ситуациях, если школьник что-то натворит, или с ним что-то случится, его родители обязательно найдут крайнего – виновата школа! И всегда в таких случаях висит в воздухе вопрос: почему взрослые люди не могут самостоятельно нести ответственность за своих детей?
Свой взгляд на такую ситуацию в беседе высказала учитель русского языка и литературы с 25-летним стажем Гульнара Усманжанова. За свою преподавательскую деятельность она многие годы работала в городских школах №8 и №198, а сейчас продолжает работать в южной столице.
– Некоторые родители забывают или не хотят знать о том, что школа ответственна за жизнь и здоровье ученика в учебное время, во время перевозок и в период школьных мероприятий, – считает она. – Во всех остальных случаях груз ответственности перекладывается на отцов, матерей и законных опекунов.
– Почему сложилась такая ситуация – во всем виновата школа?
– Если подумать, то проблемы нынешних родителей с их детьми идут из полученного воспитания в детстве. «Учить должны учителя» – таков девиз некоторых современных родителей, которые в своем детстве тоже были не обременены отеческой заботой, а по большей части были предоставлены сами себе.
К сожалению, до сих пор нередки случаи, когда в современной школе родители и педагоги находятся на двух берегах одной реки, а их общение больше напоминает противостояние. Как правило, обе стороны предъявляют друг другу свои, порой справедливые претензии. Так, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, плохое воспитание, отсутствие сформированных моральных ценностей. Родители же, в свою очередь, недовольны учебными нагрузками, объемом домашнего задания, равнодушием педагога.
Также очень важно понимать, что в воспитании не может быть двойных стандартов. Можно ли в таких случаях договориться, если родитель сознательно перекладывает ответственность на школу? Да, функция воспитания входит в обязанности педагога, но рычаги воздействия на ребенка у школы минимальны. Учитель сообщает о проблеме родителям, которые, как правило, выбирают одну из трех моделей поведения: «Мой ребенок лучше всех», «Я не справляюсь с воспитанием и жду помощи от школы» или же, что очень редко – «Учитель всегда прав».
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, поэтому результат воспитания может быть успешным лишь тогда, когда они союзники.
– На ваш взгляд нынешние дети более жестки, чем представители старших поколений в их возрасте? Чаще ли они совершают разные противоправные поступки?
– На протяжении всей моей педагогической деятельности эти вопросы волнуют нас и общественность. Многие пишут, что драки были всегда, и вроде бы как это процесс становления мужчины. Но всех озадачивает то ожесточение, остервенение, с которым происходит драка, уровень возросшей агрессии.
Если верить статистике, в семьях в настоящее время есть множество проблем. Сегодня почти 30 процентов казахстанских семей разводятся. Происходит какая-то трансформация. Если раньше мы говорили, что семья в большей части создавалась по любви и люди, не имея ничего, соединялись между собой, растили ребенка и не думали над тем, насколько они были богатыми или бедными. Опросы показывают, что сейчас интересы совсем другие.
Я считаю, что первостепенную роль должна везде играть любовь. Хотя и в этом плане главное – все делать правильно. Ведь некоторые родители в своих объятиях просто удушают ребенка. Они не дают ему никакой возможности развиваться самостоятельно. Ребенка водят везде за руку, он не знает абсолютно никаких сложностей жизни.
– Чему в первую очередь нужно учить детей?
– Нужно учить их самостоятельности, добрым взаимодействиям между собой, альтернативным контактам в решении спорных моментов. Есть родители, которые так и воспитывают детей. Но есть папы и мамы, которые эго своего ребенка настолько развивают, что он считает, будто мир вращается вокруг него и все ему обязаны. Когда он находится в коллективе и ведет себя так, это не приемлемо. Люди считают, что такое поведение унижает всех остальных, и такой ребенок может подвергаться буллингу.
Родитель, который полагает, что он своим давлением на коллектив может что-то изменить, ошибается. На самом деле этого не происходит, и тогда родителю приходится отправлять ребенка в другую школу. Мы знаем немало таких детей, которые кочуют из одной школы в другую. И везде им плохо.
– Много ли на вашей практике было таких родителей?
– По моим наблюдениям, на каждый класс их примерно процентов пять. Но именно они зачастую и мешают педагогам нормально работать своей активностью: постоянно возмущаются на собраниях, пишут жалобы, выставляют гневные посты и комментарии в социальных сетях. А лояльные к школе родители, как правило, пассивны. Они не вмешиваются в учебный процесс, потому что доверяют учителям.
Я считаю нездоровой тенденцией снимать неугодных учителей на камеры смартфонов, а потом выкладывать видео в социальные сети. Это еще одно подтверждение тому, что телефону на уроке не место.
– Как можно поднять авторитет педагогов?
– Это можно сделать только совместными усилиями учителей и родителей. Взрослые не должны дома критиковать учителей и учебники. Ведь не редки случаи, когда мамы с папами высказываются об учебнике примерно такими словами: «Какой идиот его написал?!». И как ждать после этого серьезного восприятия информации от ребенка? К тому же, если такое поведение нормально для родителей, то его естественно скопирует и ребенок. Я считаю, что нужно все-таки доверять педагогу. Без этого ничего не получится.
– Насколько, на ваш взгляд, повлиял на улучшение отношений между родителями и учителями принятый несколько лет назад Закон «О статусе педагога»?
– Согласно принятым мерам, за сквернословие и другие неподобающие действия по отношению к учителю, детям и их родителям полагается штраф. Однако, если учитель оскорбит ученика словом или действием, ему тоже грозит административное наказание или увольнение.
Неуважение к педагогам можно заметить повсеместно, и не только на уроках, но и вне школы: в соцсетях, школьных чатах. Представить подобную ситуацию лет 20-40 назад было просто немыслимо. Из духовного путеводителя и наставника, правого во всех отношениях, учитель превратился в рабочий персонал, обслуживающий детей знаниями.
Проблему представляет и то, что в подавляющем большинстве инцидентов учителя предпочитают молчать. Отчасти поэтому пренебрежительное отношение к ним стало почти нормой. К тому же, некоторые родители дошли до крайности. Они перестали видеть в нас, педагогах, партнеров, а видят врагов, которые вредят их детям. Но ведь это не так. Если учитель говорит ученикам «нельзя», то только потому, что хочет научить их жизни.
Конечно, есть и обратная сторона конфликта. Бывает, что неприкрытая реакция ученика становится ответом на нарушение границ со стороны учителя. Согласно действующему законодательству в школах должно царить взаимное уважение между учителями, учениками и родителями. Возможно, когда мы к этому придем, перестанем быть участниками и свидетелями сомнительных происшествий.
– Спасибо за беседу.
Инна БЕКЕЕВА