В Кызылорде находится эксперт международной программы «Старшие экспертные сеньоры» из Германии Эльфриде Паули. Она приехала по приглашению международной программы в НПО «Детский приют «Умай». Сегодняшний разговор о том, какую пользу приносят подобные программы обмена, чем отличается казахстанская система образования от немецкой, что такое методика Марии Монтессори и о многом другом с Эльфриде Паули и учредителем лечебно-воспитательного благотворительного приюта для детей дошкольного возраста «Умай» Анар Изден.
– Фрау Эльфриде, какие цели преследует организация «Старшие экспертные сеньоры»?
– Когда я вышла на пенсию в 2019 году, я подумала, что было бы неплохо поработать волонтером, потому что я трудилась в сфере дошкольного образования всю свою жизнь. Я работала воспитателем и учителем для особых детей в течение 45 лет. Мне очень нравится моя работа, и я решила, что было бы хорошо продолжить помогать после выхода на пенсию, так как в Германии сейчас испытывается нехватка специалистов.
Основной целью нашей организации является международное сотрудничество и распространение знаний и практики немецких специалистов по всему миру.
Они делают разные проекты для образования, но также предоставляют консультации по разным аспектам. Я работала воспитателем и учителем для особых детей в течение 45 лет, сейчас на пенсии. А приехала сюда, чтобы поделиться практикой воспитателя детского сада и преподавателя в профессиональном колледже по подготовке воспитателей. Другие специалисты также путешествуют по миру, чтобы помочь кому-то наладить бизнес или проконсультироваться, например, с иностранными экономистами.
— В Кызылорде вы работаете в детском саду. Какие первые впечатления от наших педагогов? Похожи ли они на немецких коллег? Чем отличаются?
– Мое первое впечатление — казахи такие дружелюбные. Чувствую, что учителям нравится их работа, они искренне любят заниматься с детьми. Кроме того, персонал работает очень хорошо вместе, в команде. Это очень важно. Основатель и директор детского сада, как локомотив поезда. Они всегда хотят и стараются помогать другим людям, делиться полезными знаниями. Они очень открыты. Разница между немецкими и казахскими педагогами заключается в их распорядке дня. Например, немецкие педагоги дают детям в детском саду большой выбор: когда и что есть, что делать и когда играть. Дети регулярно участвуют в таких мероприятиях, как приготовление пищи и украшение комнат. Также очень важным отличием является то, что немецким педагогам дается много времени на подготовку к урокам, и это время оплачивается.
Здесь по-другому: у педагогов почти нет времени, потому что они должны все время находиться рядом с детьми и наблюдать за ними. Главное сходство между немецкими и местными педагогами в том, что оба делают все возможное, чтобы помочь в воспитании детей. Но иногда мы делаем это по-разному.
– Вы также работаете со студентами Кызылординского университета имени Коркыта ата. Как считаете, как должна работать система высшего и среднего профессионального образования в дошкольном образовании?
– Думаю, что очень важно, чтобы давали студентам некоторую теорию, но также показывали им практические идеи о том, как конкретно работать в детском саду и разбирали разные случаи. Например, многие казахстанские педагоги спрашивают меня: «Это очень интересно, но как я могу это сделать конкретно с такими-то детьми?». Я думаю, что хороший педагог не только знает теорию, но и может создавать и предлагать детям новые идеи. Важно быть творческим и иметь баланс между практикой и теорией. Мы говорили о многом, и когда говорю «давайте сделаем упражнение», очень важно, чтобы педагоги, например, умели заинтересовать детей – создавать новые игры, интересные задания. Еще один очень важный момент – у меня нет секретного рецепта, что и когда именно делать. Такого не существует. Могу, например, дать несколько советов, но к разным детям можно применять разные методы. Дети разные, и один и тот же метод обучения не может быть применен ко всем.
– Вы обучаете методике Марии Монтессори. Почему воспитателям важно обучаться этому методу и внедрять данную программу в своей деятельности?
– Во время лекций для студентов и воспитателей я преподаю и другие методики. Но думаю, что методы Марии Монтессори важны тем, что утверждают в каждом ребенке индивидуальность и свободу. Каждый ребенок хочет учиться, но может делать это по-своему. Это один из главных принципов Монтессори. Ребенок говорит: «Помоги мне сделать самому», «Помоги мне сделать так, как хочу я» или «Дай мне сделать это самому». И педагог должен помогать детям развиваться, но в то же время не мешать их собственному пути развития.
Может быть, какой-то ребенок очень любит математику и очень хорошо умеет считать, но это не обязательное требование для других детей, которые могут любить, скажем, музыку или языки.
Практики Монтессори полностью отличаются от практик, используемых в Казахстане, где упор делается на авторитет. Здесь дети должны соблюдать правила, слушаться неприкосновенно и выполнять одно и то же. Но детям нравится делать разные вещи. Один хочет стать космонавтом, другой музыкантом, третий – печь пироги. Переход от одного подхода к другому, однако, должен осуществляться шаг за шагом, медленно и осторожно. Полностью изменить программу за один день невозможно. Учителям будет тяжело, а детям – еще сложнее.
– Вы работаете с НПО «Детский приют «Умай», познакомились с его деятельностью. Активность немецких НПО известна всему миру. Как думаете, какие есть и должны быть условия для устойчивого развития НПО, работающих с детьми?
– Это очень сложный вопрос. Нынешняя политическая ситуация в мире не способствует развитию таких организаций. Но правительства во всем мире должны понимать, что такие организации, некоммерческие организации для детей являются самыми важными. Они должны быть приоритетными. Потому что дети – это наше будущее, а инвестиции в наших детей – это также инвестиции в наше будущее. Думаю, люди должны осознавать, что детям очень важно видеть окружающую среду, они должны знать, что у всех людей один мир, одна планета, одни леса и одни пустыни. В Германии много разных детских садов, одни церковные, другие общественные, третьи государственные, какие-то — частные, но все они более или менее одинакового качества.
Государство также должно следить за тем, чтобы имидж воспитателя детского сада не был занижен. Не должно быть так: «О, он доктор, он такой классный!» и «Эх, он всего лишь воспитатель детского сада». Государство должно улучшить имидж воспитателя детского сада и создать все условия для того, чтобы это стало престижной работой в глазах общества. Потому что это так и есть.
Правительство должно понимать, что чем больше вы поддерживаете детские организации, тем больше шансов на то, что страна будет развиваться, потому что дети завтра будут во главе. Правительство должно сосредоточиться на финансировании в первую очередь таких учреждений, а затем других.
– Анар Жарылкасыновна, практика международных экспертов давно реализуется в детском приюте «Умай». Что в целом дают программы обмена?
— Госпожа Эльфриде Паули более 40 лет проработала воспитателем и директором детского сада. Она — автор многих исследований, дидактических пособий и разработок. В «Умай» она обучает воспитателей методу Марии Монтессори, построению педагогического процесса, связанного с такими проблемами как синдром дефицита внимания и гиперактивность, нарушения аутистического спектра.
Сегодня в детском саду «Умай» есть десяток детей с такого рода нарушениями и они находятся в общих группах, то есть акцент на их состояние не делается. Конечно, говоря об инклюзии, мы должны говорить не только об адаптации ребенка с проблемами в развитии, но и воспитания понимания со стороны детей без нарушений поведения. Воспитатель должен профессионально вести интеграционный процесс, чему и учит эксперт.
К сожалению, за все годы становления независимости нашего государства мы стали свидетелями многочисленных реформ, результаты которых так и не были представлены. Мы пытались реализовать триз, использование циклограмм, программы «Самопознание», «Step by step» и кучу различных идей и проектов. Но ни одну успешно не завершили.
Воспитатель находится в таком непонятном состоянии, когда сам ничего предлагать не должен, а четкое следование конкретному стандарту каждый раз заканчивается без подведения итогов и результатов. То есть непонятно, была ли программа эффективной, принесла ли она положительные изменения. Это неправильно, потому что именно дошкольное обучение и воспитание является фундаментом образования в целом. Именно в дошкольном возрасте формируются привычки, которые в дальнейшем становятся частью поведения, затем образуют характер человека. Именно дошкольное образование закладывает основы эмоционального интеллекта, логического мышления, творческого развития ребенка. Именно дошкольное обучение должно быть эмоционально ярким для ребенка, запоминающийся вдохновением и воодушевлением, которые хочется еще раз почувствовать и повторить. С этой точки зрения воспитателям стоит многому учиться у экспертов.
— Чем на ваш взгляд отличается дошкольное образование Казахстана от той же программы в Германии?
— Была в Германии много раз в рамках проекта «Центрально-Азиатский — Немецкий женский диалог», также по приглашению международной организации АWO (Департамент социальной службы). Посещали социальные объекты, в том числе и детские сады. Первое отличие — в Германии нет жестких стандартов. Кровати могут заменяться матрацами, отдельные спальные комнаты не обязательны. Ребенок может находиться в детском саду от одного до пяти часов. То есть восьми, девятичасовое пребывание не обеспечивается, как это делается у нас. В Германии и в других странах дети больше времени проводят с родителями. Наши дети приходят домой поспать и на утро опять возвращаются в детский сад. В Казахстане до сегодняшнего дня детский сад был подобием школы, где дети учились согласно учебному расписанию, которое нужно строго соблюдать. В этом году произошла очередная новая реформа, к которой специалисты дошкольного воспитания совершенно не были подготовлены. В Германии большую часть времени дети проводят на свежем воздухе. Там же они приобретают и закрепляют навыки экологической культуры. Очень много внимания уделяется развитию эмоционального интеллекта.
– Какие меры должно предпринять государство, чтобы ребенок смог получить качественное и достойное предшкольное образование?
– Это очень трудный вопрос. И очень сложный процесс. Государство, инициировав огромное количество реформ в системе дошкольного образования, не попыталось свести все реформы к какой-нибудь одной понятной и эффективной системе. Мы также должны понимать, что за тридцать лет становления независимости вырастили не одно поколение родителей. В системе дошкольного воспитания, как и в целом в системе воспитания и образования, много зависит от родителей: их отношения к обществу, к своему месту в обществе. К сожалению, мы обрели потребителей, которые оценивают детский сад как дешевую наемную силу для обеспечения свободы родителей от социально-бытовых проблем, связанных с их детьми. Были случаи, когда родители даже не знали, где находится детский сад, в который увозят их детей. Эта вопиющая социальная безответственность порождает большие проблемы, такие как синдром дефицита внимания, синдром плохого отношения к ребенку, и я бы добавила к ним цифровой аутизм. Государство должно обеспечивать дошкольные организации независимо от форм собственности материально-техническим оснащением, профессиональными кадрами.
– Спасибо.
Беседу вела Мира ЖАКИБАЕВА