Детские дома военной поры - «Кызылординские Вести»

Детские дома военной поры

12.12.2020

3471 0

detdom foto 2

Великая Отечественная война причинила много бед всему советскому народу. С первых дней войны поток эвакуированных граждан хлынул в восточные районы СССР, в том числе и в Казахстан.

Согласно исследованиям кызылординских ученых Айтжана Оразбакова и Зинеш Атеевой, с начала войны по 1 июнь 1943 года в Казахстан прибыло 532506 человек, из них 301063 или более 64 процентов были размещены в сельских районах, 165092 граждан или свыше 35 процентов – в городах Казахстана. Кроме эвакуированных, в годы войны в Казахстан были сосланы более миллиона человек из числа репрессированных народов СССР. Много это или мало можно судить из того, что население Казахстана согласно переписи 1939 года составляло 5 миллионов 446,3 тысячи человек, то есть количество людей, проживающих в стране, за счет эвакуированных увеличилось почти на тридцать процентов. А если учесть, что в годы войны в действующую армию были мобилизованы 1 миллион 366 тысяч казахстанцев, то за вычетом их, население республики увеличилось чуть ли не на сорок процентов. Это своеобразное переселение народов создало много проблем социально-экономического характера. Одно из затруднений было в том, что во время эвакуаций и переселений, многие члены семей по разным причинам были разлучены друг от друга. Много было осиротевших детей, а тяжелая материально-бытовая жизнь военного времени вынуждала ребят уходить из дома. Так на территории бывшего СССР увеличилось число беспризорников. Такой актуальный вопрос, как воспитание детей, отошел на второй план поскольку мужчины трудоспособного возраста были мобилизованы в армию, а женщины были заняты на производстве. В 1941 году милицией и НКВД были задержаны 312037 безнадзорных и безпризорных детей, в 1942 году – 279523, пик этого явления пришелся на 1943 год, когда блюстители порядка зафиксировали 802445 таких ребят, 277943 из которых были безпризорными. Сотни тысяч детей, оставленных без контроля на улице, создавали банды, или же прибивались ко взрослым уголовникам и ухудшали криминальную обстановку в СССР. Значительно увеличилось количество преступлений, совершенных детьми.

В 1943 году в детских колониях содержалось 50 тысяч заключенных в возрасте от 11 до 16 лет. В 1942 году Главное управление милиции предложило Совету депутатов трудящихся организовать во всех крупных городах детские комнаты (для этих целей выделяли персонал и помещения). И уже в 1943 году по всему СССР действовало 633 детских комнат милиции, а в 1944 году – 1058. Сотрудники созданной структуры задерживали беспризорников и передавали их в детские дома, которые во время войны десятками открывались почти во всех областях СССР. К тому же в первые годы войны из западных районов СССР на восток были эвакуированы сотни детских домов.

В годы Великой Отечественной войны в Казахстан были эвакуированы 129 детских домов и 15 московских школьных интернатов с контингентом 17400 детей. Первые эвакуированные детские дома в Кзыл-Ординской области появились в первые месяцы войны. Так в одной из справок от 20 октября 1941 года отмечается, что в нашей области было организовано шесть детдомов, в которых проживало 625 детей.

В это же время были созданы детские дома в Сырдарьинском районе: при колхозе «Сталин» воспитывалось 283 детей, при колхозе Молотова – 55 ребят. Руководство области готовилось принять еше 3 детдома, 2 дома малютки, госпитали и другие эвакуированные учреждения.

К весне 1942 года на территории области уже работало 10 детских домов, которые пополнялись практически ежедневно. В большинстве случаев туда попадали задержанные на станциях области безпризорники.

Согласно решению Кзыл-Ординского областного исполкома, изданному в феврале 1942 года, райсоветы и районо при наборе в школы фабрично-заводского обучения, железнодорожные и ремесленные училища должны были в первую очередь брать воспитанников детских домов из числа так называемых «переростков», то есть детей, достигших 14 лет. Тем самым детский труд в Кзыл-Ординской области, впрочем, как и во всем СССР военных лет, был узаконен.

Ситуация в детских домах военного периода была далеко не радужной. Ощущалась нехватка одежды, еды, постельных и других принадлежностей. Но местные органы власти старались в меру своих сил наладить быт и обеспечить детей всем необходимым. Исполком Кзыл-Ординского областного совета трудящихся в начале 1942 года провел проверку в детских домах области, в ходе которой были выявлены такие негативные факты, как антисанитария, завшивленность, несвое-временная смена белья, нехватка кроватей. В связи с этим было принято решение улучшить снабжение детских домов продуктами питания, одеждой и постельными принадлежностями, создать приусадебные хозяйства, провести ремонтные работы и прочее.

В справке от 10 августа 1945 года указывалось, что к 1 январю 1945 года в 12 детских домах Кзыл-Ординской области насчитывалось 2367 детей, а к 1 августу того же года – 1323 ребят. Одной из причин сокращения численности воспитанников было то, что детей, достигших 14 лет, направляли на учебу или же устраивали на работу. Также среди детдомовцев фиксировали высокую смертность из-за истощения детского организма вследствие недоедания. В ходе одной из проверок в десяти детдомах было выявлено 236 истощенных детей. Одна из главных проблем тех дней – скудный рацион питания. К примеру, в Джалагашком детском доме на завтрак давали 150 граммов хлеба и стакан сладкого чая, на обед – на первое суп-лапшу, заправленную маслом, на второе – рыбу или кашу, 0,5 литра айрана и 100 граммов хлеба, а на ужин – 150 граммов хлеба, 6 граммов масла и чай. Весь прием пищи продолжался 2-3 часа по причине нехватки посуды. Таким образом, столовая была местом постоянного скопления детей.

Бывали случаи, когда продовольствие, предназначенное для детей, воровали. Так, в Джалагашском детском доме директор и завхоз украли 724 килограмма продуктов, одежду и другие вещи. А три коровы, переданные детдому, оказались у частных лиц.

С другой стороны, детские дома не в полной мере обеспечивали продовольствием из-за отсутствия товаров. Так, с 1 января по 1 августа 1945 года Чиилийский детдом недополучил 1243 килограмма мяса и рыбы, 586 кг крупы и риса, 106 кг муки, 185 кг сахара и кондитерских изделий. В результате чего за 7 месяцев в этом детдоме умер 81 воспитанник, а на момент проверки из 186 детей 104 были истощены. К тому же руководство детдомов не могло обеспечить продуктами за счет приусадебных хозяйств.

Несмотря на нехватку еды, одежды и другие социально-экономические проблемы, учебный процес в детдомах шел своим чередом. Однако дефицит педагогических кадров, в первую очередь воспитателей, основу которых составляли вчерашние выпускники школ, а также другие трудности усугубляли положение в учебном процессе. В результате в 1945 году из 869 учеников детдомов Кзыл-Ординской области 566 детей были переведены в следующий класс, а 244 ученика, или почти тридцать процентов, оставили на второй год обучения.

Нехватка еды и другие выше-упомянутые проблемы были причиной того, что дети покидали детские дома. Только за первые 7 месяцев 1945 года из детдомов Кзыл-Ординской области сбежало 173 ребенка.

24 марта 1942 года в статье газеты «Правда» была опубликована статья на тему усыновления детей оставшихся без попечения родителей. Этот материал стал побудительной причиной для массового усыновления детей. К 6 апрелю 1942 года по Кзыл-Ординской области лидерами по усыновлению были жители Кармакчинского района, которые взяли на воспитание 19 детей. К примеру, Ажаркуль Ахметова из Кзыл-Орды усыновила русского ребенка, в своем письме мужу она писала: «Илья! Теперь у нас есть сын, я взяла на воспитание двухмесячного мальчика и назвала его Серикбай».

Война еще долго напоминала о себе. В 1950 году в СССР было 6543 детских дома, в которых жили 635,9 тысячи детей, в 1958 году в 4034 детдомах воспитывалось 375,1 ребят.

Подготовил Канат ЖОЛДАСОВ

Читайте также: