Дело мастера живет в потомках - «Кызылординские Вести»

Дело мастера живет в потомках

05.07.2022

971 0

2 2

Различные исторические предания, которые передаются из поколения в поколение, рассказывают о шаманах, народных целителях и других неординарных людях, молва о незаурядных способностях которых жива в народе по сей день. Немало таких людей проживало на территории нынешнего Казалинского района. Это ишан Кожаназар, кожа Отеш, Базар, святой Мусрали и многие другие. Свое место в этом списке по праву занимает Жален Еримбетулы, который жил в ауле Бозколь.

Жален Еримбетулы (1904 – 1983 г.г.) происходил из ветви токал Асан рода Жакайым Младшего жуза. Он обладал способностями шамана, лечил различные недуги. Кроме того, был известный на всю округу кузнец, который держал свою мастерскую. Способности баксы-шамана и народного целителя он унаследовал от своего дальнего предка Сасыкбая – известного в свое время баксы и целителя, к которому люди приезжали со всей казахской степи. А талант кузнеца ему передался от деда по материнской линии Анарбека, известного когда-то мастера Казалинского уезда. Жален часто приезжал в аул к деду, старался все свое время проводить в кузнице, помогал старику. Таким образом, он хорошо освоил эту нелегкую, но престижную, как сказали бы сегодня, профессию. Аксакал Анарбек, который с первого дня увидел во внуке продолжателя своего дела, дал ему свое благословение и передал ему кузницу.

Итак, наряду со славой народного целителя Жален ата стал широко известен и как искуссный кузнец. В своей кузне он изготавливал из металла различные изделия, в числе которых особое место занимали ювелирные. Среди них стоит назвать различные виды конской сбруи, позолоченные кинжалы и украшения.

1 2

В казахской степи всегда с уважением относились к талантливым людям. Не зря наши предки говорили: «Настоящий талант всегда отличается щедростью». Эти слова в полной мере отражают характер Жалена ата, который известен скромностью, в то же время был щедрым, готовым протянуть руку помощи тем, кто нуждается. Как рассказывала его невестка Куляш, один богатый человек, проживавший в Каракалпакстане, собрался дать поминальный ас и заказал Жалену камчу. В выполнение этого заказа кузнец вложил все свое умение: изготовил восьмигранную камчу с передвижной ручкой, на которой было отведено место для насыбая. Ручка камчи была с секретом, не зная которого, невозможно было ее развернуть. Люди, собравшиеся на ас, были удивлены, никак не могли разгадать секрет красиво изготовленной плетки. И тогда мастер показал им, в чем ее секрет и преподнес камчу хозяину.

В любом обществе, как правило, находятся завистники и недоброжелатели. Такой оказался в толпе, которая окружила кузнеца. При всех он произнес: «Какой великий мастер, чтобы отрезало тебе руку!».

Ата вернулся с поминок и вскоре на его руке, на уровне запястья появилась маленькая точка, которая стала расти и причинять острую боль. Жален ата прожил с этой болячкой еще четверть века. Очевидцы рассказывали, что когда он ударял молотом по наковальне, из язвы сочилась кровь. Невестка Куляш, которая часто помогала свекру в кузнице, заодно вытирала кровь и перевязывала рану.

У Жалена ата было четверо сыновей – Бахыт, Сахит, Аманкелди и Аманжол. В 1941 году, когда мастер уходил на фронт, супруга оставалась беременной третьим ребенком. Однако силы духов противились тому, чтобы Жален убивал себе подобных. В результате он тяжело заболел, через полгода был комиссован и вернулся домой. Когда приехал домой, супруга родила третьего сына, которого и назвали Амангельды, в честь того, что муж вернулся живым с войны.

Как вспоминал Жален ата, командир не поверил болезни солдата, посчитал, что тот просто боится идти в бой. Поскольку пацифизм считался антисоветским элементом и подвергался преследованию, офицер приказал оставить его одного на снегу, так как был уверен, что солдат замерзнет сам. Бойцы, которые декабрьским утром пришли проведать своего товарища, были поражены тем, что увидели. Солдат был весь в поту, отчего вокруг растаял снег. Командир и тут не поверил и приказал раздеть его, считая, что на теле у него может быть магнит или что-то еще. Когда раздевали, одежда его тут же стала замерзать. Солдата отправили в госпиталь, где его осмотрел профессор, который также не нашел ничего. Однако солдат продолжал болеть и в конце концов было принято решение комиссовать его и отправить домой. Что примечательно, примерно такой же конец армейской службы ждал и внуков Жалена ата, которые возвращались домой после двух-трех месяцев службы.

Своими воспоминаниями о Жалене ата в письме его потомкам поделился Ыскак Искендиров, проживавший в поселке Тулькибас Южно-Казахстанской области. По его воспоминаниям, сразу же после возвращения с войны Жален ата устроился кузнецом в колхоз «Андреевский». Это было время, когда в хозяйстве практически не было техники и потому вся трудовая жизнь колхоза была напрямую связана с работой кузнеца. К примеру, не было другого транспорта, кроме повозки, запряженной быками. Эти телеги своими руками делал Жален. Кроме того, он изготавливал косы, серпы, лопаты, кетмени и другие необходимые инструменты. Никто не знал, когда этот человек находит время для отдыха – с раннего утра до поздней ночи он продолжал в своей кузне стучать тяжелым молотом по наковальне.

Другая особенность этого человека – он никогда не требовал у колхоза платы за свой труд. Каждую неделю или десять дней он садился на своего черного ослика и выезжал далеко от аула, где рос крупный жингиль, вырубал его кетменем и тут же сжигал. А когда жингиль сгорал наполовину, старик закапывал его в песок и уезжал домой. На следующий день полукустарник, сгоревший наполовину, превращался в уголь, который аксакал собирал, грузил на своего ослика и привозил на кузню, где использовал его по прямому назначению. В 1959 году кузню перевезли на другое место. Однако, по словам жителей, еще некоторое время ночами на месте старой мастерской люди видели вспышки пламени и слышали удары молота по наковальне. Это говорило о святости того места, а также о том, какой мощной духовной силой обладала старая мастерская.

Как пишет Ы.Искендиров, в 1961 году он закончил учебу и был принят рабочим на Кызылординскую реалбазу. Летом 1962-го неожиданно в их дом приехал Жален ата. Вместе с ним были его сыновья – старший Бахыт и младший Аманжол. Старик поведал о том, что который год его мучает неизвестная болячка. К тому времени язва достигла размера пиалы. На следующий день с утра родственник повез его в областную больницу. Врачи констатировали рак и заявили, что лечение невозможно. Причем, доктор сказал это только Ы.Искендирову, да и то под большим секретом. Родные дали согласие на операцию в надежде на то, что старик проживет еще хотя бы полгода.

Через пять дней началась операция. Врачи приняли решение ампутировать правую руку выше локтя. Операцию проводил русский доктор 45-50 лет. После того, как операция была завершена, из его уст люди услышали такие слова: «Сколько бы операций я не провел за свою жизнь, человека с такими крепкими нервами видел впервые». Оказывается аксакал попросил провести операцию без наркоза и врачи выполнили его просьбу. А когда пилили кость, он не выдал себя ни одним движением или стоном, даже не наморщил лоб. Лишь на голове выступал обильный пот.

После выздоровления врач попросил аксакала приехать в больницу через полгода, чтобы пройти обследование. Однако Жален ата так и не приехал сюда. Он полностью вылечился и после этого прожил еще 21 год. Как пишет Ы.Искендиров, в 2005 году он побывал в родных краях и увидел место, где когда-то стояла кузня. Оно было огорожено для того, чтобы по нему не ходили люди.

Наследие Жалена ата передается из поколения в поколение. Помнится, в годы работы на областном телеканале я побывал в ауле Бозколь, где снял небольшой сюжет о невестке Жалена ата Куляш апа, которая работала кузнецом, продолжая дело свекра. Как оказалось, мастер оставил дело всей своей жизни сыну Сахиту, который передал его супруге Куляш. Обо всем этом рассказала Ляззат Сахиткызы, которая работает учительницей в школе аула Бозколь. Она же передала фотографии. Сегодня дело, ставшее семейным, продолжает младший сын Сахита Аманат.

Недавно в ауле Бозколь состоялось торжественное открытие музея Жалена Еримбетулы, посвященное его 120-летию. Здесь можно увидеть многочисленные фотографии, документы, изделия, инструменты и многое другое, изготовленное руками мастера. Как отметил аким Казалинского района Мухтар Оразбаев, музей призван формировать историческое сознание подрастающего поколения. Люди, впервые посетившие музей, получают ответы на вопросы: что это за край и каково его будущее, что собой представляют люди, живущие здесь.

Казбек БОТАЕВ

Читайте также: