Дела его живут - «Кызылординские Вести»

Дела его живут

15.10.2022

642 0

dela ego zhivut

Вот и еще один урожай собрали сельхозпроизводители земли Сыра. Наша область издавна славится своими трудолюбивыми и искренними людьми. В аулах все держится на крестьянском труде. В этом я убеждаюсь почти 20 лет, как стала писать о сельском хозяйстве региона. За это время повстречала в аулах сотни замечательных людей: трудоголиков, честных, не бросающих своих слов на ветер. Одним из них был ныне покойный Клышбек Абишев, который много лет возглавлял ТОО «Жаңажол» Кармакшинского района.

Клышбека Абишева видела в жизни много раз на поле, в кабинете и на различных собраниях в акимате. Когда начиналась посевная, он сам обходил все участки, в уборочную страду постоянно находился с рабочими на поле или на току. Человек, не любивший телекамер и давать интервью журналистам, охотно рассказывал мне, как идут дела в его хозяйстве. Бывало, позвонишь ему, а он кричит: «Пока посеяли 500 гектаров, выйду с поля, перезвоню, скажу, почем мы купили в этот раз удобрения!». Или сообщал в трубку: «Сегодня рис сеем с самолета. Приезжайте, увидите, как это делаем, и народ прочитает, узнает что-то новое».

Однажды я была свидетелем, как мне кажется, героического его поступка. Это было в начале 2000-х годов. Тогда у нас часто воды Сырдарьи топили населенные пункты. И аул Жанажол готовился к оборонительным работам – нужно было укреплять дамбы. На это государство выделяло средства. По каким-то причинам аулу денег на эти работы не выдали, а время шло. Со дня на день могло быть наводнение. Оказывается, в то время у Абишева был конфликт с администрацией акимата.

– Почему вам не выделили деньги? – спросила я.

– Не нравлюсь я ему, нашему начальнику высшему, вот и все, – ответил Клышбай ага. – Позвонили мне, сказали встретить его. Я людям поручил, мы его ждали, приготовились, как положено. Он к нам не заехал. В следующий раз позвонили – сказали, приедет. Я ответил, что никто встречать в этот раз не будет. У нас работы полно, не можем каждый раз заниматься такими встречами, тем более в прошлый раз он не приехал. Я уже не говорю о деньгах, мне жаль времени, потраченного впустую. Ну, ладно я плохой, неугодный, ну, здесь же решается судьба целого аула. Не понимаю таких людей. Думает, мы сами не в состоянии позаботиться о себе. Деньги возьмем из кассы хозяйства и укрепим дамбы сами. Ждать не будем. Не позволю, чтобы наши аулчане пострадали по его прихоти.

Так и произошло. Аул не подтопило, так как Клышбек ага не бросал слов на ветер, а нашел способ обезопасить своих крестьян. На берегоукрепительные работы тогда из казны хозяйства было выделено четыре миллиона тенге – огромные по тем временам деньги.

Его жизненным кредо была честность. Он открыто не соглашался с теми или иными решениями, если считал, что из-за них труд крестьян не станет легче.

– В кабалу загоняют нас эти банки, – говорил Клышбек ага. – Амал жоқ, пока приходится у них брать займы. Берем их у частников, выкручиваемся.

Господдержки в то время не было. Но благодаря Клышбеку Абишеву в лихие 1990-е годы аул не раздробился на мелкие хозяйства. Положение рисоводов было плачевным. И только в 1999 году им повезло – тогдашний аким области Бердибек Сапарбаев для того, чтобы помочь рисоводам, ввел специальные правила торговли рисом. По ним цена на рис-шалу стала 20 тенге в области и 25 тенге за ее пределами. Это против прежних 5-7 тенге. Рисоводы, продав урожай по новой цене, наконец-то выбрались из долгов. Хозяйству удалось погасить все задолженности, собрать деньги и засеять 1,5 тысячи гектаров. Первые два года урожаи были низкие – по 30 центнеров с гектара, на третий год – 42, на четвертый – уже 50. Для того времени это была самая высокая урожайность в области, и долгие годы «Жаңажол» был победителем сельскохозяйственных сезонов и своего лидерства не уступал ни одному другому хозяйству региона.

Принципиальный Абишев в свое ТОО брал на работу тех, кто обладает знаниями и имеет желание трудиться, всегда помогал только нуждающимся, а лентяев на дух не переносил. Вспоминаю случай, когда спросила у него, почему скот топчет ваши поля: где ваши пастухи?

– Кто сказал, что у нас скот поля топчет? – недоумевал он. – И пастухи у нас есть, поскольку установили им хорошую зарплату. И штрафы ввели, если скот в поле обнаружим, то хозяина накажем. На первый раз штраф – две тысячи тенге за голову домашней скотины, на второй раз нерадивый хозяин остается без довольства от хозяйства – не получит ни дров бесплатно, ни премий. Могут и вообще за такое преступление против нашего хозяйства с работы уволить. Зачем нам вредители в товариществе?

Не знаю, сохранился ли этот порядок сейчас в ауле, но в то время это было настоящим прогрессом – наказывать рублем нерадивых хозяев скота. Не в каждом хозяйстве были такие правила.

Помню, как однажды мне дали задание написать о жизни Клышбека Абишева. Мы договорились встретиться в Кызылорде. Во время нашей беседы он рассказывал о своей жизни. В ауле Жанажол он родился и вырос и испытал все тяготы послевоенной жизни. Он был старшим в многодетной семье, после него было еще семеро детей. Отец его работал учителем, а мать была поваром. Денег не хватало, но выручал огород – на этих десяти сотках Клышбек ага экспериментировал с юных лет. Сажал что хотел – от картофеля до дынь, возился от зари до зари на этом участке, сам перекапывал его и делал прополку. Поэтому когда пришла пора поступать в вуз, пошел учиться на отделение рисоводства на специальность «ученый-агроном» Казахского государственного института сельского хозяйства в Алма-Ате. Просуществовало это отделение всего два года, после его закрыли, и он продолжил учебу на другом. После учебы его забрали в армию, отслужил во Владивостоке в 40-й ордена Ленина Краснознаменной стрелковой дивизии. Армия на всю жизнь научила целеустремленного парня быть дисциплинированным и ответственным. Поэтому если Клышбек ага договаривался прийти куда-то в определенное время, никогда не опаздывал.

Вернувшись из армии в родные края, трудился агрономом в ауле Акжар. После пять лет в этой же должности работал в колхозе имени Чапаева (ныне аул Актобе). К.Абишев был учеником легендарных рисоводов – ветерана Великой Отечественной войны Ерназара Сексембаева и Цай Ден Хака. Он вспоминал о них с теплом, говорил, что они научили его любить землю по-настоящему. От них он взял в привычку всегда находиться на поле, контролировать весь процесс – от сева до сбора урожая. Для него это было настоящим удовольствием, подчеркивал, что не мог передать словами, что у него творилось в душе, когда видел первые ростки риса, наливные колосья, собранное зерно на току.

Он рассказывал, как работал у Цай Ден Хака. Пошел к нему в колхоз, когда ушел из жизни Ерназар Сексембаев. Все хотел узнать, как корейцы выращивают рис, добиваясь высоких результатов. Поработав с ними, сделал вывод – казахи и корейцы работают одинаково хорошо, если вкладывают душу в свое дело. Конечно, он научился еще чему-то у Цай Ден Хака – терпению,
мудрости. Клышбек ага всегда говорил, что у него нет морального права плохо растить рис, спустя рукава вести работу в хозяйстве, ведь ему будет совестно перед своими учителями.

Он много рассказывал о проблемах в рисоводстве. Его волновало то, что молодежь стремится в город, высокие тарифы на поливную воду, удобрения, закуп риса государством… С болью в душе он говорил о большой проблеме – нехватке кадров на селе. Механизаторы были самоучками, их обучали в хозяйствах, а не в училище, как было раньше. Он говорил, что уборочную можно было бы завершить раньше, но жатва затягивалась только из-за того, что в хозяйствах сажали за штурвалы комбайнов самоучек, поскольку не было профессионалов. Были и другие проблемы, которые он воспринимал с болью в душе и старался сделать что-то для их решения.

Прошло много лет, как после болезни ушел из жизни Клышбек Абишев. Несколько лет ТОО «Жаңажол» возглавляет талантливый и рачительный хозяин Орынбасар Толепов. Это хозяйство много лет держит планку первенства по всем параметрам – есть квалифицированные кадры, земля, современная техника, большой потенциал. Здесь также проводят различные эксперименты в сельском хозяйстве, люди заботятся друг о друге, а на праздники земледельцы получают дорогие призы и подарки от руководства своего хозяйства. Здесь есть свои передовики, на которых равняется молодежь.

Жители аула живут своей жизнью, но никогда не забывают настоящего сына казахской земли – Клышбека Абишева, обладавшего широкой душой и добрым сердцем.

Мира ЖАКИБАЕВА

Читайте также: