Нынешний год ознаменован важной вехой: Гражданскому Альянсу Казахстана исполняется 25 лет. За четверть века он стал крупнейшей в стране платформой для взаимодействия между третьим сектором, государством и обществом, отстаивая принципы открытости, солидарности и конструктивного диалога. Кульминацией юбилейного года станет XII республиканский гражданский форум, который пройдет в октябре в Астане. Форум изначально задуман как широкая диалоговая площадка, где представители неправительственных организаций, государственных структур и активные граждане смогут обсудить актуальные вызовы и пути совместного развития.
В рамках юбилейного года 23 мая в Жетысуской области стартовал первый региональный форум «Гражданское общество 2.0: инновационные модели взаимодействия государственных органов и НПО как драйвер регионального развития». Следующий форум прошел 11–12 июня в Таразе под девизом «Сильное общество – сильный Казахстан». В них приняли участие и представители НПО нашего региона. О проделанной работе, а также подготовке к предстоящему форуму корреспонденту «КВ» рассказала руководитель Альянса неправительственных организаций Кызылординской области Анар Изден.
– Анар Жарылкасыновна, в нашей стране проходит множество мероприятий, среди которых встречаются и те, которые не приносят ощутимой пользы и не способствуют решению актуальных проблем. Считаете ли Вы, что проводимый раз в два года Гражданский форум является реальной площадкой для открытого диалога?
– Хороший вопрос. Начнем с того, что в условиях глобализации и цифровой трансформации современное государственное управление не может быть эффективным без интеграции гражданского общества в систему политического регулирования. Поэтому государственная политика в сфере НПО, прежде всего, ориентирована на достижение двух важных задач: создание и поддержка нормативных условий для деятельности НПО и обеспечение укрепления партнерства для участия институтов гражданского общества в разработке и реализации государственных решений. Выполнение этих целей не просто способствует развитию третьего сектора, но и содействует прозрачности и подотчетности власти, укреплению единства народа, решению социальных проблем, что невозможно без диалога.
Давайте вспомним XI региональный гражданский форум, прошедший в Кызылорде в октябре 2023 года, в ходе которого была обсуждена роль гражданского общества в укреплении культуры страны. По итогам работы трех секций в органы законодательной и исполнительной власти, руководству Гражданского Альянса Казахстана были направлены предложения и рекомендации, состоящие из 31 пункта, касающиеся государственного социального заказа, реализации Концепции развития гражданского общества в стране, разработки программ поддержки добровольчества, ликвидации бездействующих НПО и так далее. Можно говорить о том, что сегодня общественники совместно с представителями госорганов разрабатывают механизмы дифференцированного подхода, градации по видам государственного социального заказа, внесены изменения в действующее законодательство. В нашей области во всех районных центрах неправительственным организациям предоставлены оснащенные офисы на базе Центров духовного развития, активизирована деятельность творческих союзов. Конечно, проблем во взаимодействии НПО и государственных органов предостаточно, чаще всего они связаны с некомпетентностью как чиновников, так и гражданских активистов.
На мой взгляд, государственная политика в отношении НПО находится на этапе эволюционного развития, в состоянии перехода от контролирующей модели к модели партнерства. На этом этапе считаю, что прежде всего необходимо разработать методические подходы к оценке эффективности взаимодействия НПО и государства. Во–вторых, повысить институциональную автономию НПО. В–третьих, внедрить механизм двусторонней отчетности, что также невозможно без открытого диалога. Могу с уверенностью сказать, что Гражданский форум является реальной общенациональной диалоговой площадкой, объединяющей все сферы и структуры.
В этом году он пройдет в три этапа – с мая по сентябрь запланированы региональные форумы, второй этап предусматривает проведение отраслевых дискуссионных площадок с участием государственных органов, депутатов, и финальный этап состоится в октябре и завершится Пленарным заседанием, в работе которого примут участие свыше 300 НПО.
– Вы стоите у истоков развития третьего сектора в Казахстане. Много лет назад благодаря Вам были созданы и работают такие организации, как кызылординский женский информационный центр, детский приют «Умай». Совсем недавно при Вашей поддержке появился общественный фонд «Агентство международного сотрудничества и развития «Qorqyt». Как в целом Вы характеризуете развитие третьего сектора в Казахстане?
– По правде говоря, список таких организаций намного больше. Все они, кроме «Умай» и «Qorqyt», автономны, независимы от меня. Сегодня в области зарегистрировано более одной тысячи НПО. Это огромная цифра, требующая вмешательства государственных органов. Альянсом было предложено проведение перерегистрации имеющихся НПО, чтобы знать реальное количество работающих организаций.
В октябре 2024 года в рамках собственного исследования был проведен опрос, в котором приняли участие 218 представителей НПО со всего Казахстана. По результатам анкетирования выяснилось, что 44,4 процента респондентов оценили отношение государства к гражданскому сектору положительно, в то время как 35,9 процента опрошенных затруднились ответить. Высокий процент не решившихся на оценку может свидетельствовать как о недостаточной информированности общественности о мерах государственной поддержки, так и о противоречивости государственного управления в сфере НПО. Примечательно, что 20,3 процента участников опроса дали негативную оценку государственной поддержке, что может быть признаком проблем в отношениях государства с гражданским обществом.
Согласно результатам опроса, 18,1 процента респондентов выделяют развитие гражданской активности как приоритетное направление в деятельности НПО, что наводит на мысль о постепенном формировании более зрелой модели гражданского общества в стране. Радует то, что международное финансирование не рассматривается респондентами как определяющий фактор. Только 7,6 процента опрошенных указали поддержку международных организаций важным компонентом. Этот результат может свидетельствовать об укреплении внутренних ресурсов и постепенном переходе к более самостоятельному функционированию отечественных неправительственных организаций. В целом, я уверена в многокомпонентном характере развития третьего сектора в Казахстане, где акцент постепенно смещается на внутренние источники роста, социальные процессы и гражданские инициативы.
– Вы часто говорите о роли местного сообщества в гражданском обществе, связывая развитие сельских территорий с устойчивостью НПО.
– В 2015 году в Казахстане был утвержден План нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ». В рамках документа были приняты нормативно–правовые акты, предусматривающие изменение системы взаимодействия государства и НПО через деятельность общественных советов, расширение практики предоставления публичной отчетности о работе НПО, рассмотрение НПО как самостоятельной отрасли. С появлением плана стал активно обсуждаться вопрос диверсификации деятельности НПО, суть которой состоит в том, чтобы создавать условия для формирования узкой отраслевой специализации организаций и повышения профессионализма сотрудников в конкретной сфере. Стали озвучиваться инициативы передачи части государственных функций в неправительственный сектор.
Предполагалось, что диверсификация НПО в Казахстане расширит и разнообразит работу и структуру, обеспечит эффективность и устойчивость через расширение источников финансирования и географии деятельности на новые регионы и населенные пункты, особенно в сельской местности. Точный процент сельских НПО, работающих в Казахстане, определить довольно сложно, так как данные недостаточно узко систематизируются по территориальному принципу. Доля жителей сельской местности в Казахстане составляет примерно 39 процентов (7,5 миллиона человек). Надо понимать, что финансирование сельских гражданских инициатив остается крайне незначительным.
Понятия «гражданское общество» и «местное сообщество» не являются равнозначными, но последнее необходимо рассматривать как институт гражданского общества, как негосударственные отношения, связывающие социальной деятельностью индивиды и группы лиц. Говоря о местном сообществе, мы предполагаем активных граждан, проживающих на одной территории, объединенных для отстаивания коллективных интересов, решения проблем, проведения мероприятий и так далее. Следует четко различать понятия «местное население» и «местное сообщество», понимая, что местное самоуправление осуществляется именно сообществами, а не государственными чиновниками.
Внедрение эффективных механизмов развития села предусмотрено в рамках Концепции развития местного самоуправления и предполагает изменение законодательной базы в целях укрепления местного сообщества. В рамках первого этапа определены порядок проведения выборов акимов сел, деятельность схода, собрания местного сообщества, доходные источники органов местного самоуправления. В рамках второго этапа в 2018 году внедрены самостоятельные бюджеты, определенные как четвертый уровень бюджета. Это очень важный момент в институционализации гражданского общества.
– Чем будет отличаться предстоящий наш региональный гражданский форум?
– Планируется, что он пройдет в конце сентября этого года. Наша область закроет календарь форумов и будет сосредоточена на обсуждении проблем развития сельских территорий через укрепление гражданского общества. Мы уже разработали концепцию мероприятия и проект рекомендаций, которые сначала будут представлены к обсуждению координационного совета Альянса. Из новых предложений – поддержка принятия Закона об НПО, разработка и внедрение Индекса устойчивости НПО, институционализация партиципаторного управления в сельской местности, которое основывается на распределении определенной части бюджета с участием выбранных граждан и активно применяется во многих странах.
Также подготовлены рекомендации по закреплению юридического термина «неправительственные организации», которого сейчас нет ни в одном документе, кроме Закона о государственном социальном заказе, даже в Гражданском кодексе. Конституция страны утверждает исключительно понятие «общественные объединения», в то время как термин «неправительственные организации» намного шире.
– Анар Жарылкасыновна, спасибо за интервью. Пользуясь случаем, разрешите поздравить Вас с защитой магистерской диссертации, которая основана на изучении проблем взаимодействия НПО и государства.
– Благодарю за поздравление. Моя диссертация «Совершенствование государственной политики в сфере НПО (на материалах Казахстана)» была защищена в Кызылординском университете имени Коркыта ата. Теперь я экономист, специалист в области государственного и местного управления. Надеюсь, что мои практический опыт и научные труды внесут большой вклад в развитие гражданского общества.
Беседовала Наталья ЧЕРНЕЙ