Честь. Достоинство. Совесть - «Кызылординские Вести»

Честь. Достоинство. Совесть

15.11.2025

42 0

obshhaja

Именно эти геномы нации «Ар. Намыс. Ұят.» всегда отличали наш народ от других, становились паролем как во времена наших побед, так и в трудные периоды на протяжении многих предыдущих столетий. Не случайно эти сакральные понятия как нельзя точно и ёмко характеризуют жизненный путь государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда Еркина Ауельбекова, возглавлявшего Кызылординскую область в 1985-1989 годы.

Он родился в Синегорье, в многодетной семье заслуженного учителя Казахской ССР, кавалера ордена Ленина Нуржана Ауельбекова, который был директором Сырымбетской и Берлистыкской средней и начальной школ родного аула Жанасу. В разные годы у него получали знания уроженцы этого же аула – бывший Председатель Совета Министров Казахстана, Герой Социалистического Труда Байкен Ашимов, доктор географических наук, профессор Мукатай Жандаев, доктора сельскохозяйственных наук Токтар Есенеев, Мертай Жандаев, а также выходцы из аула Сырымбет, бывший министр образования Кожахмет Балахметов, известный скульптор, один из основоположников национальной скульптуры, лауреат Госпремии РК, заслуженный деятель искусств Казахстана Толеген Досмагамбетов. Учились у него в свое время талантливый поэт и видный политический деятель Какимбек Салыков, первый секретарь Чимкентского и Восточно-Казахстанского обкомов партии Аманулла Рамазанов и многие другие. По существу, отец Еркина Нуржановича приложил руку к воспитанию целой плеяды замечательных людей Северного Казахстана, которые оставили заметный след в истории и культуре нашего Отечества.

С самого раннего детства Е. Ауельбекову, младшим братьям и сестре, а в семье было девять детей (8 сыновей и дочь), их родители – отец Нуржан, мать Калима, закладывали код нравственности нации «Ар. Намыс. Ұят», призывали их хорошо учиться, честно и добросовестно служить своей Отчизне. Являясь старшим сыном в семье, он был примером не только для своих братьев и сестры, но и для целого поколения его сверстников, родившихся в 30-е годы прошлого столетия. Всегда удивлялся стойкости и мужеству этих людей, которые будучи детьми, испытали все ужасы того периода – и голодные годы, и сталинские репрессии, и суровые годы Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Это были непростые годы, и через все это прошел Е. Ауельбеков, не уронив своего достоинства и чести, несмотря на препоны и превратности жизни.

Он с отличием окончил школу и Московскую сельскохозяйственную Академию имени К.А. Тимирязева, в 23 года стал агрономом хозяйства, а в 25 лет – самым молодым директором одного из целинных совхозов. Пройдя хорошую закалку в низовом трудовом коллективе, показав незаурядные деловые качества организатора и руководителя, Е. Ауельбекова заслуженно выдвигают на вышестоящие должности. В 31 год – первый заместитель председателя Северо-Казахстанского облисполкома, в 33 – второй секретарь Северо-Казахстанского обкома партии, в 34 – председатель облисполкома той же области, в 35 лет – первый заместитель министра сельского хозяйства, в 36 – министр хлебопродуктов и комбикормовой промышленности Казахстана. В марте 1968 года, в возрасте 37 лет, его избирают первым секретарем Кокчетавского обкома партии, на этой должности он проработал свыше десяти лет. В период с 1978 по 1985 годы возглавлял Тургайский областной комитет партии.

Такова была трудовая биография моего непосредственного руководителя перед его приездом в Кызылорду. Еркин Нуржанович возглавил нашу область в возрасте 55 лет. Казалось бы, он мог в предпенсионные годы спокойно, без напряжения отработать первым секретарем обкома партии и уйти на заслуженный отдых. Но не таков был по натуре и воспитанию мой Наставник и Шеф. Его отличали неуемная энергия, деловитость, доскональное знание дела, напористость (в лучшем значении этого слова), умение направлять созидательный порыв коллег и людей на решение конкретных задач. Для него партийный лозунг: «Все для блага народа!» был не просто лозунгом, а руководством к практическим действиям.

Есть люди, которые еще при жизни становятся легендой. Таким был и Еркин Ауельбеков, к 95-летию которого в эти дни на моей малой родине по личной инициативе акима области Нурлыбека Налибаева посвящены мероприятия. Он проработал в нашей области четыре с половиной года. Но за этот короткий срок успел сделать многое. Образно говоря, он привнес дыханию Приаралья свежий глоток воздуха. Началась коренная перестройка не только в экономике, но и во всем укладе жизни края. Жители земли Сыра и по сей день с благодарностью вспоминают его добрые дела и начинания, заслуженно называют «наш Ауельбеков». Это ли не признание его заслуг, честного, плодотворного и самоотверженного труда.

Мне пришлось довольно тесно общаться с Еркином Нуржановичем в качестве его помощника, заведующего организационным отделом обкома партии, быть в курсе многих его дел в самых разных жизненных ситуациях. Эти годы вместили такой огромный пласт человеческих, жизненных и эмоциональных ценностей, результатами которых я пользуюсь по сей день. Эти непреходящие ценности и накопленный мною опыт за этот период позволили мне в дальнейшем находиться на ответственных должностях, в том числе и в центральных органах власти, до самого выхода на пенсию.

Не скрою, что до сих пор нахожусь под сильным воздействием незаурядной личности этого человека, глубоко уважаю и высоко ценю его. В последние годы знакомые мне часто задают вопрос: «Стала бы наша страна другой, если бы у руля Казахстана тридцать с лишним лет назад встал Ауельбеков?». Я стараюсь не отвечать на подобные вопросы, чтобы не погрешить против истины, а мои симпатии и беспристрастность к нему не перешли рубикон. Хотя мой внутренний голос на стороне шефа, так как он все свои властные функции и должностные полномочия использовал для улучшения социального благополучия населения Приаралья. Воочию, на практике, мы видели, что для него геном нации «Ар. Намыс. Ұят» не просто слова и лозунг, а руководство к действию.

Десять лет назад, 28 октября 2015 года, на познавательной конференции, посвященной 85-летию Е. Ауельбекова, с докладом выступил один из его воспитанников, Почетный гражданин Кызылординской области В.А. Брынкин. Из его уст мы впервые услышали такой научный термин, как «феномен Ауельбекова», т.е. речь шла о личности, отличающейся выдающимися способностями, талантами, чертами в государственном управлении.

С его именем связан ряд этапных моментов в истории Кызылординской области. Я об этом писал уже несколько раз, делился на страницах СМИ, но считаю необходимым еще раз заострить внимание молодых людей, которые родились уже в суверенном Казахстане, на нескольких известных нормативных актах, принятых союзными органами. В те годы, чтобы добиться этого на таком уровне, нужно было иметь немалое мужество, обладать даром государственника, видеть дальше других, хотеть больше, чем могла дать жизнь. При этом важны были деятельная работоспособность, кипучая энергия, энциклопедическая эрудиция и оперативность в принятии нужных решений.

Первым таким документом было специальное постановление Совета Министров СССР от 25 декабря 1986 года, №1536 «О мерах по ускорению социально-экономического развития Кызылординской области Казахской ССР», куда в основном вошли предложения Е. Ауельбекова по региону. Достаточно сказать, что для принятия этого решения по его инициативе пришлось почти два года ходить по республиканским и союзным министерствам и ведомствам, доказывая необходимость принятия такого акта. Более того, в то время председателю облисполкома Идрису Калиеву пришлось новый (1987) год встречать в белокаменной столице – Москве. Проект этого акта согласовывался в Москве с 14 союзными министерствами и 16 комитетами Госплана СССР, не считая республиканских ведомств.

Пользуясь своим статусом члена ЦК КПСС, делегата XIX Всесоюзной партийной конференции Еркин Нуржанович добился принятия распоряжения Председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова №1733 -р от 29 августа 1988 года, благодаря которому для жителей области был введен новый коэффициент к заработной плате – 15 процентов, которым население региона пользовалось вплоть до 2000 года. Это был второй документ, который сыграл существенную роль в деле повышения благосостояния населения Приаралья.

 Е.Н.Ауельбеков первым поднял на общегосударственный и международный уровень вопрос Аральской экологической катастрофы, инициировал вместе со своим земляком Какимбеком Салыковым, первым секретарем Каракалпакского обкома партии, государственные решения о ликвидации её негативных последствий. В частности, они стояли у истоков принятия известного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по коренному улучшению экологической и санитарной обстановки в районе Аральского моря, повышению эффективности использования и усилению охраны водных и земельных ресурсов в его бассейне» № 1110 от 19 сентября 1988 года. Это был третий документ союзного масштаба, в котором государство было вынуждено признать, что были «допущены серьезные недостатки в использовании водных и земельных ресурсов бассейна Аральского моря, в снабжении населения качественной питьевой водой, создании в городах и других населенных пунктах современных систем канализации и очистки хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод».

В эти годы были построены и введены в эксплуатацию рудник Шалкия, Кызылординская межрайонная теплоцентраль, первая очередь Арало-Сарбулакского группового водовода, вторые железнодорожные пути. Произведены расширение, реконструкция и техническое перевооружение завода «Рисмаш», обувной фабрики, ЦКЗ, Аральского завода подъемно-транспортного оборудования. За короткий срок созданы филиалы обувной фабрики в Шиели и Казалинске, предприятия швейной промышленности, Аральский электротехнический завод. Начались регулярные авиарейсы из нового аэропорта, связавшие областной центр с Москвой и другими крупными городами страны.

Активно велись широкие геологоразведочные работы по выявлению нефтяных и газовых богатств Приаралья, обрисовывались границы Кумкольского месторождения, а с 1988 года началась его эксплуатация, что позволило создать в последующие годы в регионе принципиально новую судьбоносную промышленную отрасль. Полагаю, не все жители области знают, что нефтедобывающим регионом Кызылординская область стала благодаря инициативе и энергичной работе руководства области по передаче в аренду на длительный срок земель нефтяного месторождения Кумколь, находящейся под юрисдикцией соседней Жезказганской области. Еркин Нуржанович и председатель облисполкома И. Калиев, опираясь на свой высокий авторитет и статус, используя весь арсенал своих дипломатических способностей, при переговорах с Давыдовым и Жумабековым, соответственно первым секретарем обкома партии и председателем облисполкома соседней области, решили этот вопрос в пользу земли Сыра.

Осуществлялась широкая строительная программа. За четыре года объем введенного в эксплуатацию жилья увеличился в два раза, со 160 до 330 тысяч квадратных метров в год. Возводились учебные корпуса и студенческие общежития высших и средних специальных учебных заведений, ежегодно сдавались по одной школе в каждом из районов области. Были сданы в эксплуатацию современное здание областного драматического театра, другие объекты социальной сферы.

Была проведена большая работа по устранению узких мест на селе. Подверглись реконструкции и были заново практически отстроены молочные комплексы в ряде хозяйств области («Задарьинский», «Чиркейлийский», «Мадениет», «Аккум», «Теренозекский», имени Кирова, Калинина, Ильича, совхозе-техникуме и др.), введено в строй немало кормоцехов и откормочных площадок для интенсивного развития овцеводства и мясного скотоводства. Увеличились мощности птицефабрики за счет ввода дополнительных площадей. Появились фруктовые сады в нескольких хозяйствах области. Расширились посевные площади кукурузы, кормовых культур, картофеля и овощей. Рядом с поселком Александровский и в районе 14 разъезда были введены специальные севообороты, которые обеспечивали овощами областной центр. В результате по области душевое потребление основных продуктов по сравнению с началом 1985 года увеличилось: мяса – на 16 килограммов, молока – на 103 килограмма. Местная птицефабрика целиком обеспечивала потребность области в куриных яйцах.

Были и другие шаги, предпринятые Еркином Нуржановичем, чтобы значительно улучшить социальное благополучие людей и нравственный климат в Приаралье. Он открыто говорил об имеющихся проблемах и недостатках, используя самые высокие трибуны. Выступая 6 февраля 1986 года на заседании XVI съезда Компартии Казахстана, он привел такие данные о Кызылординской области: «Низкими темпами развивалась промышленность. В среднем на душу населения производилось по области продукции почти в четыре раза меньше среднереспубликанского показателя. За пятилетку на одного жителя введено в 2,4 раза меньше жилья, чем в среднем по республике. В области неудовлетворительно поставлено производство мяса, молока, овощей и картофеля. Потребление их на душу населения отстает от среднереспубликанского уровня в среднем в 1,5-2 раза. Мы испытываем острую нехватку питьевой и поливной воды… Происходит дальнейшее обмеление Аральского моря, опустынивание больших площадей. Острой остается проблема трудоустройства населения. За годы одиннадцатой пятилетки около 50 тысяч человек, в основном молодежь, выехало за пределы области… В минувшем году по отрицательным мотивам освобождены 159 человек, входящих в номенклатуру обкома, гор- и райкомов партии. Причины всех этих недостатков длительное время недостаточно анализировались. Многим партийным комитетам были присущи парадность, выпячивание успехов, замалчивание недостатков, что порождало благодушие и инертность. Подчас не давалась объективная оценка отрицательным процессам, затушевывалась их острота. Нерешенные проблемы наслаивались одна на другую. Все это привело к значительному отставанию социально-экономического и культурного развития области» (Архив Президента РК, фонд 708, опись 127, дело 25).

Так мог выступить на партийном форуме Казахстана лишь Личность, для которой высшие человеческие ценности «Ар. Намыс. Ұят» были нормой поведения, основой его жизни. И утрата какой-либо из этих составных для Еркина Нуржановича была равноценна утрате жизни. Да иначе и быть не могло. С юных лет он усвоил важнейшую заповедь Степи – жить по совести и справедливости. Он обладал и демонстрировал эти принципы, призывал всех, с кем работал и общался, к необходимости безусловного их соблюдения. Не случайно, доктор исторических наук, профессор Белгородского национального университета А.И.Молчанов, руководствуясь именно этим достоянием, в монографии дал собственное определение, назвав его «…ярчайшим образцом Аристократа Духа».

И не случайно, в апреле 1985 года, на VIII пленуме обкома партии, посвященном кадровой политике, совершенствованию стиля и методов деятельности государственных органов, повышению ответственности должностных лиц, первый секретарь обкома партии открыто говорил о нарушениях и злоупотреблениях руководителей, о ширящейся пропасти между ними и простыми людьми, о подрыве авторитета власти в глазах рядовых граждан. Как дальновидный и умный руководитель, он в чем-то предвосхитил перестройку, провозгласив открытость и гласность в работе органов власти, соблюдение принципа социальной справедливости, борьбу с протекционизмом и мздоимством, наведение порядка и дисциплины, повышение чувства ответственности должностных лиц.

Многое, что говорилось почти 40 лет назад на этом пленуме, актуально и по сей день. Е. Ауельбеков не забывал повторять, что руководителя надо уважать не за должность, а за конкретные дела. Избегал свиту, был нетерпим к лести, угодничеству, лизоблюдству, подхалимству и подобострастию. Считал, что они, как эрозия души, разъедают личность, обожествляют власть, что может привести к вседозволенности и негативным необратимым последствиям.

И еще один момент, связанный с наведением порядка. Мы с детства слышим слова: «Біреудің ала жібін аттамаңдар, адамның көз жасына қалмаңдар», что означает: «Не переступай через чужую долю, не будь причиной чьих-то слёз». В этих словах заключены не только запрет, но и глубокий смысл, великая жизненная мудрость. В июле 1989 года, Еркин Нуржанович, встречаясь с аппаратом обкома партии при отъезде из Кызылорды, сказал буквально следующее: «Я жестко относился к нарушителям дисциплины, неблаговидным делам должностных лиц, припискам некоторых руководителей хозяйств, выращивающих рис на «лишних гектарах», освобождал их от должности, исключал из партии, но никогда лично не поручал правоохранительным органам привлекать их к судебной ответственности. Поэтому могу смело сказать, что за годы, проведенные в Приаралье, ни одно должностное лицо не было осуждено по моему указанию. Я всегда стремился помочь споткнувшемуся человеку исправиться, выйти из трудного положения. А тюрьма и изоляция человека от общества – это последняя мера, которая не всегда дает ожидаемых результатов».

Для Еркина Нуржановича главным мерилом ценности жизни было не личное благополучие, а благо людей. В одной из последних встреч с ним в декабре 1998 года у него на квартире в Алматы он поделился со мною сокровенным. Родственники его донимали: «Чего ты добился своей принципиальностью, твердостью и неуступчивостью? У тебя сейчас ничего нет». В ответ он им сказал: «Да, в наследство детям, родным я действительно ничего не оставлю из материальных ценностей. Но зато я оставляю вам в наследство свою незапятнанную честь. Это мое самое большое и бесценное богатство!».

Этот клад и сокровище своих предков Еркин Нуржанович всегда носил в своем сердце, ценил и берег их, как зеницу ока, как единственное, что есть у человека. И могу с гордостью сказать, что мой Наставник прожил свою жизнь достойно, оставив после себя добрый след в истории. Его позитивные дела и поступки всегда будут в нашей памяти.

Кенес Махамбетов,
ветеран труда, Астана

Читайте также: