Человек с добрым сердцем - «Кызылординские Вести»

Человек с добрым сердцем

18.12.2025

49 0

1111

Двадцатого декабря исполнится 40 дней, как не стало Абдигаппара Амиргалиева. Родные, близкие, друзья и коллеги вспоминают его, как человека с добрым сердцем, ответственного и высоко порядочного, вложившего немало сил и энергии в процветание своей земли.

Впервые увидел его на трибуне одного из собраний молодежи во второй половине 1970-х годов, на котором он, первый секретарь Сырдарьинского райкома комсомола, отчитывался перед комсомольским активом области о ходе реализации молодежного почина «Овцеводство – дело рук молодых». Выступление было коротким, но емким. Мое первое впечатление – основательный и ответственный подход оратора.

Позже наши дороги пересекутся, и мы бок о бок будем работать в аппарате Кызылординского обкома партии. Сразу же отмечу, что стиль его работы как чиновника мне всегда импонировал. Прежде всего, всестороннее изучение проблемы, стремление досконально знать все минусы и плюсы принимаемого решения, ответственный подход к делу. Не чурался черновой работы, всегда уважительно, тактично и уравновешенно относился не только к коллегам по работе, но и к подчиненным, рядовым гражданам, посетителям.

Первый вопрос, который у меня возник в первые же дни совместной работы: «Почему его называют Муханом?». Ответ стал понятным после слов коллеги Сейтимова Жарылкасына: «У казахов, особенно в сельской местности, не принято, чтобы женге – сноха называла своего деверя по имени. Как правило, они придумывают новое имя, которое характеризует его какие-то особенности. Назвали его Мухан, чтобы он стал сильным (в переводе с древнетюркского – могучий, сильный, богатырь). Видимо, при рождении был слабым. Вот отсюда и закрепилось за ним это имя. Абдигаппар родился в ауле №3 Сырдарьинского района, где свято чтут эти традиции казахов».
Вторую версию, связанную с его именем, услышал, когда Мухан справлял свое 75-летие. Родился он в декабре 1947 года, но родители по каким-то причинам (может быть, из-за отдаленности райцентра) долго не брали свидетельство о рождении. Его отец Амиргали Сейдахметов, участник Великой Отечественной войны, умер от ран, когда сыну не было и года, но успел согласно мусульманским обычаям (азан шақыру) назвать его Муканбеткали.

Все уже называли малыша Муханом, и родители попросили близкого родственника Мырзаша получить свидетельство в райцентре. Родственник, которому едва исполнилось 14 лет, многое перепутал и получил метрику с двумя ошибками, которые были допущены по его вине при заполнении этого официального документа, – в годе рождения и имени. Мухана сделали на год моложе (20 декабря 1948 года) и появилось имя Абдигаппар (имя деда).

Он успешно окончил среднюю школу имени Г.Муратбаева в областном центре, затем Алматинский зооветеринарный институт по специальности «зоотехник». Отслужил в рядах Вооруженных сил в Туркмении, работал зоотехником Сырдарьинского районного управления сельского хозяйства. Энергичного и деятельного комсомольца приметили и пригласили работать в обком комсомола. Так началась его трудовая деятельность как государственного служащего. В 1973-1978 годах был первым секретарем Сырдарьинского райкома комсомола, 1978-1980 годах – заведующим отделом Сырдарьинского райкома партии.

Его становление как госслужащего прошло под началом участника Великой Отечественной войны Еламана Джунусбаева, бывшего первого секретаря Сырдарьинского райкома партии. Основы, заложенные этим партийным наставником, не прошли даром. В дальнейшем А.Амиргалиев, находясь на руководящих должностях в партийных и советских органах, работал честно и добросовестно.

В коллектив аппарата обкома партии мы с Муханом пришли практически одновременно. Так получилось, что один за другим в течение одной декады прошли своеобразное «посвящение» в работники аппарата на берегу Сырдарьи. Свои напутствия и пожелания давали ветераны и сотрудники, работавшие в аппарате до нас. Среди них Абдижалел Бакир, Корганбек Кайруллаев, Олег Казиев, Еркин Айтуманов, Нуркельды Байболатов, Калдыбек Жанузаков, Исатай Елубаев, Амангельды Ерубаев, Али Муслимов, Сабит Мадибеков, Жарылкасын Сейтимов, Бахыт Ермакашев, Шахизат Туребаев и другие. К сожалению, некоторых из них уже нет в живых.

Такая форма неформального общения, которую сейчас называют модным словом «тимбилдинг», позволяет быстро узнать друг друга, найти точки соприкосновения, стать одной командой, нацеленной на решение той или иной задачи или проблемы. Это позволило нам, молодым сотрудникам, быстро адаптироваться в коллективе, более непринужденно держаться среди партийцев старшего поколения.

В 1980-1983 годах А.Амиргалиев был заместителем заведующего отделом сельского хозяйства обкома партии. На тот период этот отдел по численности был небольшим, но делал большую по объему работу, которая прямиком отражалась на продовольственном обеспечении населения. Росло душевое потребление основных продуктов питания, увеличились валовые сборы урожая риса, поголовье скота всех видов. Вышла на проектную мощность Кызылординская птицефабрика, которая полностью обеспечивала население области яйцами.

С конца 1983 года до октября 1985 года А.Амиргалиев работал помощником первых секретарей обкома партии – Такея Есетова, затем Еркина Ауельбекова. На мой взгляд, от Такея Есетовича он перенял такую черту его характера, как уравновешенность и трезвый подход к делу, а от Еркина Нуржановича – настойчивость и умение организовать людей.

Знаю работу помощника не понаслышке, сам побывал в этой «шкуре». Всегда в напряжении, как на пороховой бочке, требуется быть наготове в любое время дня и ночи. Надо быть психологом, знать настроение шефа, чтобы суметь обеспечить его продуктивный рабочий день. Эффективность деятельности руководителя, порядок рассмотрения текущих и стратегических задач, контроль исполнения поручений в немалой степени зависят от оперативности, организованности и эрудированности его помощника. А.Амиргалиев успешно справлялся со своими обязанностями. Его всегда отличали высокий такт, трудолюбие, умение выслушать человека. Несмотря на загруженность по работе, не позволял себе грубости или окриков, эмоциональных взрывов, что способствовало подъему имиджа не только руководства региона, но и в целом власти.

Особенно напряженным для А.Амиргалиева в качестве помощника был 1985 год. В январе первым секретарем обкома партии был избран Е.Н.Ауельбеков, который всесторонне изучив его деловые качества продолжил сотрудничество с ним. Еженедельно по понедельникам Е.Н.Ауельбеков принимал не менее 50 человек по личным вопросам, иной раз это количество переваливало за сотню. Помню, для всех нас, и в первую очередь для Мухана, сотрудников общего отдела (Борис Дудошников, Аманжол Иманкулов, Каламкас Рысбаева и др.) этот день выливался в своеобразный всплеск эмоций, в основном негативного характера. Люди шли к первому секретарю обкома партии, чтобы рассказать о своей боли, невзгодах, найти поддержку.

Помимо личного приема в обкоме партии, Е.Н.Ауельбеков вместе со своим помощником вел прием граждан на местах, когда посещал трудовые коллективы, совхозы, колхозы. Неслучайно, что число обращений граждан к главе региона в 1985 году увеличилось в 4,4 раза. В результате того, что люди стали находить защиту в области, резко с 20 до 3 процентов, сократилось количество письменных обращений, поступающих через вышестоящие партийные органы.

Помимо этого, ежеквартально А.Амиргалиев с выездом на место проверял ход исполнения поручений, данных руководством, и письменно информировал шефа об их выполнении. Это позволяло представлять первому секретарю обкома партии достоверную информацию, без приукрашивания и затушевывания негативных моментов.

Ежемесячно Мухан выезжал в свои родные пенаты – совхоз Амангельды, откуда Е.Н.Ауельбеков был избран депутатом областного совета народных депутатов, знакомился с ходом исполнения депутатских наказов, встречался со специалистами хозяйства, вел прием граждан. Здесь велось строительство комфортного жилья для специалистов, благоустройство и асфальтирование дорог центральной усадьбы аула. В конце 1985 года началось возведение школы на 624 места, клуба на 400 мест.

Много времени А.Амиргалиев уделял проработке материалов, вносимых на рассмотрение руководству. Они должны были быть грамотными, обоснованными, раскрывать суть вопроса.
Особое место в деятельности помощника имеет организация работы шефа в поездках в Алматы, Москву, другие регионы. Надо было проработать всё до мелочей (место проживания, организация транспорта, график встречи с руководителями ведомств, тезисы выступления и др.), чтобы обеспечить максимально эффективную работу на выезде. Не забывая при этом и организацию досуга руководства в вечернее время, субботние и воскресные дни. В Алматы, например, Мухан вместе со своим шефом посещали спектакли театра М.Ауэзова и М.Лермонтова, в Москве – театра Ленкома. А в мае-июне 1985 года они были в Ленинграде, ознакомились с такими её сокровищницами, как Эрмитаж, Петродворец, посетили Пискаревский мемориальный комплекс, возложили цветы жертвам блокады, были зрителями спектакля в Большом драматическом театре имени М.Горького в постановке Г.Товстоногова.

Работая в обкоме партии, мы близко сблизились с Муханом, стали общаться семьями. Наша дружба в последующем переросла в дружбу наших детей.

В октябре 1985 года Е.Н.Ауельбеков рекомендовал его на самостоятельную работу – на должность председателя Казалинского райисполкома, отмечая следующее о нём: «…проявил себя как инициативный, принципиальный и деловой работник».

А.Амиргалиев проработал под руководством опытного партийного вожака тех лет Елеу Кушербаева и приобрел много полезного для себя как в политическом, так и в хозяйственном плане.

Серьезным испытанием для животноводов Казалинского района были неблагоприятные климатические условия 1986 года, вызванные засушливым летом, слабым травостоем и ранним наступлением холодов. Вся территория района, где шла пастьба скота (Кызылкумы, и Каракумы), покрылась ледовым панцирем, а заготовленных летом кормов хватало лишь на определенный срок (до февраля 1987 года). Чтобы не допустить массового падежа скота, пришлось принимать экстренные меры. В соответствии с достигнутой договоренностью первый заместитель Казалинского райисполкома, председатель РАПО Жарылкасын Шарипов вместе с более чем 300 механизаторами выехали в Кокчетавскую область на заготовку недостающих кормов. В четырех районах Синегорья в течение почти 50 дней было заготовлено 16 тысяч тонн сена, которые были погружены на шесть тысяч железнодорожных грузовых вагонов, доставлены до станции Казалинск, откуда транспортом были довезены до мест зимовок скота. В райцентре всю работу по координации транспортных средств возглавлял другой зампредседателя райисполкома Рахмет Утегенов. Следует отметить и то, что наши механизаторы не только хорошо потрудились, но некоторые из них (пять или шесть) обзавелись семьями, привезя с собой невесток из Кокше.

Этот природный катаклизм проверил на стойкость новоиспеченного председателя райисполкома, закалил его. Были сделаны соответствующие выводы. Больше внимания стало уделяться кормопроизводству, возросла отдача орошаемых земель. В строй действующих вошли прудовое хозяйство «Басығара», завод железобетонных изделий, филиал Кызылординской обувной фабрики, успешно реализовывалась программа «Жилье-91». Так, в 1988 году было введено более 18 тысяч квадратных метров жилья, что в 1,4 раза больше, чем за все годы XI пятилетки, в результате 1094 семьи района улучшили свои жилищные условия.

В декабре 1988 года А.Амиргалиева по рекомендации второго секретаря обкома партии В.А. Брынкина выдвинули на вышестоящую должность, назначив заведующим аграрным отделом обкома партии. Следует заметить, что горизонтальные перемещения должностных лиц из областного центра в район и обратно были обычной нормой тех лет.

В течение почти восьми лет А.Амиргалиев курировал вопросы сельского хозяйства в регионе, был советником, заместителем главы областной администрации. Это были непростые годы для нашей страны. В начале 90-х годов прошлого столетия шел демонтаж сложившейся системы, поиск новой модели государственности и становления рыночной экономики. Приходилось буквально продавливать реформы, применяя непопулярные меры. В регионе промышленное производство практически простаивало, предприятия работали в основном на склад, а не на продажу. Процветали натуроплата и бартер. Сократилось производство сельхозпродукции, многие агроформирования работали убыточно.

На мой взгляд, в условиях орошаемого земледелия разгосударствление сельхозпредприятий до мелких крестьянских хозяйств не дало того самого эффекта, которого мы ожидали и прогнозировали. Более устойчиво и стабильно в этот период стали работать агроформирования, в которых не произошло такого большого дробления, как например, в агрофирме «Шаған».

С марта 1996 года до выхода на заслуженный отдых А.Амиргалиев в течение двадцати лет был директором Кызылординского центра стандартизации и метрологии (позже Кызылординский филиал Национального центра экспертизы и сертификации). За эти годы предприятие стало одним из правофланговых в стране. В настоящее время филиал аккредитован на право поверки средств измерений в соответствии с нормативными требованиями более чем полусотни типов. Расширяется география работ по поверке средств измерений и метрологической аттестации испытательного оборудования. Это не только Кызылординская, но и Актюбинская, Западно-Казахстанская, Атырауская и Мангистауская области.

Находясь на руководящих должностях в партийных и советских органах, Мухан работал честно и добросовестно, не запятнав неблаговидными поступками своё имя и имена своих старших наставников. В отличие от многих моих бывших коллег он всегда был спокоен и уравновешен. Это был своеобразный козырь, который позволял ему добиваться исключительно позитивных результатов.

Выйдя на заслуженный отдых, он продолжал активно заниматься общественной деятельностью, встречался с руководителями крестьянских хозяйств и фермерами, выступал экспертом по продовольственным и водохозяйственным проблемам, к его мнению прислушивались заинтересованные руководители области.

У него было немало истинных друзей, но особенно доверительными были его дружеские отношения с Корганбеком Кайруллаевым, Сахабаддином Зиядиновым, Ибрагимом Абибуллаевым, Бигали Каюповым, Нажмедином Мусабаевым, Абдатом Бапалаковым, Болатом Оразовым, ушедшими из жизни Исатаем Елубаевым, Бахытом Ермакашевым, Байзаком Момынбаевым, Пернебаем Балкеевым, Жумабаем Абилгазиевым, Пасахаддином Еспенбетовым, Туржигитом Рамазановым и др.

Его друзья практически всегда видели Мухана позитивным и улыбающимся, от него шло тепло. Казалось, что у него нет проблем. В последние годы он увлекся стихосложением, писал эпиграммы на своих друзей и коллег-пенсионеров. Они точно передавали черты характера и суть личности, что находило одобрение у окружающих людей.

А. Амиргалиев снискал авторитет и уважение у общественности земли Сыра. Был поощрен государственными наградами СССР и Республики Казахстан. Почетный гражданин Сырдарьинского района. Буквально два месяца назад на торжественном собрании, посвященном Дню Республики, аким области Нурлыбек Налибаев вручил его супруге высокую награду – орден «Парасат», тем самым отдавая дань уважения непререкаемому авторитету и заслугам моего старшего товарища, истинного государственника – Абдигаппара Амиргалиева.

Всего этого он достиг в немалой степени благодаря своему тылу, надежной опоре – супруге Жамал, детям (Жанат, Нурлан, Ляззат), близким родственникам, которые всегда стремились создать все необходимые условия для его созидания.

Когда мы встретились с Муханом в последний раз в начале сентября в Кызылорде за его дастарханом, ему не здоровилось. Но он шутил, с оптимизмом смотрел в будущее. Увы, судьба распорядилась совсем иначе… Он умер через два месяца на 78-м году жизни.

Выражаю искренние соболезнования его супруге и детям, близким, друзьям, коллегам. Светлый образ А.Амиргалиева навсегда останется в наших сердцах.

Кенес Махамбетов,
ветеран труда, Астана

Читайте также: