Стабильность цен на продукты первой необходимости – одна из приоритетных задач, обозначенных Президентом Казахстана. В нашей стране с марта 2025 года действуют новые правила: предприниматели, завышающие цены на социально важные продукты, теперь рискуют получить крупные штрафы. Изменения прописаны в обновленном Кодексе об административных правонарушениях и предполагают более жесткие меры по защите потребительских прав.
Если раньше за ценовой перегиб на социально важные товары хватало предупреждения, то теперь за такую «инициативу» предпринимателю придется заплатить штраф – от 5 до 150 МРП в зависимости от масштаба бизнеса. А повторное нарушение и вовсе обойдется вдвое дороже.
Напомним, торговая надбавка не должна превышать 15 процентов на социально значимые продукты. К таким товарам относятся: пшеничная мука первого сорта, формовой хлеб из муки первого сорта, рожки весовые, гречневая крупа, рис, картофель, морковь, лук, белокочанная капуста, сахар-песок, масло подсолнечное, говядина (лопаточно-грудная часть с костями), мясо кур (бедренная и берцовая кость с прилегающей к ней мякотью), молоко пастеризованное 2,5% и кефир той же жирности в мягкой упаковке, сливочное масло жирностью не менее 72,5% без наполнителей и растительных жиров, куриные яйца первой категории, соль, и творог жирностью 5-9%.
Пороговые значения на эти продукты устанавливаются на уровне республики. Однако с начала года кызылординцы столкнулись с резким подорожанием одного из основных продуктов питания – картофеля: в некоторых торговых точках цена на него доходила до 450 тенге. Причём рост цен произошёл практически одновременно по всему Казахстану, и стоимость вышла за пределы установленного Правительством ценового коридора. Также подорожало мясо в связи с тем, что к весне уменьшился забой скота.
Рост цен на сахар объясняется увеличением расходов на транспортировку, вызванным подорожанием бензина. Накрутка происходит и в самих торговых точках.
По словам руководителя областного департамента торговли и защиты прав потребителей Еркасыма Сулейменова, по поручению руководства страны в регионе на постоянной основе действует комиссия по расследованию посреднических схем.
– По результатам работы комиссии с начала года мы выявили 60 фактов превышения торговой надбавки, по которым возбуждены дела об административных правонарушениях. Согласно закону о регулировании торговой деятельности, все субъекты внутренней торговли устанавливают предельные торговые надбавки на социально значимые продовольственные товары,– отметил Е. Сулейменов.
Надбавка от закупочной цены у оптовика или производителя не должна превышать 15 процентов. В случае превышения предусмотрен административный штраф: для физических лиц и субъектов малого предпринимательства – 5 МРП (19 600 тенге); для представителей среднего бизнеса – 35 МРП (137 620 тенге); для крупного бизнеса – 150 МРП (589 800 тенге). За повторное нарушение в течение года штраф удваивается.
Между тем изменения в законодательстве коснулись не только сферы торговли, но и защиты прав потребителей.
– Ужесточено наказание за несвоевременный ответ на претензию потребителя, необеспечение возврата или обмена товара и непредоставление информации о продавце. Ранее нарушителю выдавалось предупреждение, сейчас предусмотрен штраф от пяти до 20 месячных расчетных показателей, в зависимости от категории субъекта предпринимательства, – сказал руководитель департамента. – Эта мера направлена на то, чтобы повысить ответственность предпринимателей за нарушение в сфере торговли и защиты прав потребителей.
Департамент продолжает помогать гражданам защищать интересы в судах. Общая сумма средств, возвращенных потребителям, превысила шесть миллионов тенге.
Согласно действующему законодательству товар можно вернуть в течение 14 календарных дней при условии, если им не пользовались, сохранили бирку и не нарушили все товарные свойства. Исключение составляют шесть категорий товаров, включая продукцию в литровой таре, лекарственные средства, животных и так далее.
Е. Сулейменов напомнил, что в случае нарушения прав потребителям необходимо обратиться с претензией.
Продавцы обязаны реагировать на претензии покупателей в течение десяти дней. Чаще всего после письменного обращения предприниматели идут навстречу. Однако в случае, если требование игнорируется и нарушается закон, потребитель должен обратиться в уполномоченные органы.
– С начала года к нам поступило 358 жалоб, 260 из них по поводу розничной торговли. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их стало больше. Но это свидетельствует о том, что повышается потребительская культура: все больше людей разбираются в законах и активно защищают свои права. Мы также регулярно ведём разъяснительную работу, благодаря чему нас лучше узнают и чаще к нам обращаются. Надеемся, что с повышением уровня информированности число жалоб со временем сократится, – резюмировал глава департамента.
Наталья ЧЕРНЕЙ