Центр «Қамқорлық»: миссия – помогать людям - «Кызылординские Вести»

Центр «Қамқорлық»: миссия – помогать людям

09.08.2025

9 0

obshhaja

У каждого человека есть своя граница – терпения, сил и веры в лучшее. И особенно страшно, когда этот предел исчерпан, а рядом некому протянуть руку помощи. Для женщин, столкнувшихся с домашним насилием или попавших в трудную жизненную ситуацию, настоящим спасением стал кризисный центр «Қамқорлық».

Учреждение функционирует с 2011 года при общественном фонде «Центр развития инновационных идей «Самрук». Изначально организация предоставляла консультационные услуги и поддержку, а в 2017 году была преобразована в учреждение (приют), оказывающее психологическую и социальную помощь людям, пострадавшим от семейного насилия и находящимся в трудной жизненной ситуации. Кризисный центр, рассчитанный на 40 мест, расположен в жилом массиве Кызылорды – в неприметном здании площадью 615 квадратных метров, оборудованном всем необходимым для временного проживания. Снаружи оно выглядит, как обычный частный дом. Здесь предусмотрены блок для первичного медицинского осмотра, столовая и кухня, прачечная, ванная и санитарные комнаты. Также обустроены библиотека, кабинет психолога, зал для занятий с детьми и рукодельная мастерская, где постояльцы могут отвлечься и освоить новые навыки. Для малышей есть игровая комната. Женщинам предоставляют средства гигиены, организовано пятиразовое питание.

С первых дней существования учреждения его постоянным руководителем является Жандос Тусмагамбетов – человек, который не просто управляет, но и искренне сопереживает людям, волею судьбы оказавшимся здесь. Под его руководством центр оказал поддержку тысячам женщин, ставшим заложницами сложных жизненных обстоятельств.

– Наша главная задача – сохранить семью, помочь женщине обрести внутреннюю силу, чтобы она могла принять осознанное решение, – делится Ж.Тусмагамбетов. – Мы стараемся создать условия, в которых человек может восстановиться и поверить в себя. Как показывает практика, большинство женщин возвращаются в семьи, но уже с другим пониманием своих прав и границ. Лишь около восьми процентов наших подопечных решаются на развод, для остальных центр становится местом, где они переосмысливают свою жизнь.

По словам Ж.Тусмагамбетова, в основном в центр обращаются девушки и женщины в возрасте от 18 до 45 лет. Причём с каждым годом растёт число тех, кто пострадал от домашнего насилия. Многие из них стали лучше осведомлены о своих правах и возможностях. Даже в отдалённых сельских районах представительницы слабого пола понимают, что имеют право на безопасность и достойную жизнь, и готовы бороться за себя и своих детей.

С начала текущего года за помощью в центр обратились 192 женщины и 139 детей. Чаще всего пострадавшие от домашнего насилия приходят сами, а в некоторых случаях их доставляет полиция – если возвращение домой может представлять угрозу для их жизни и здоровья. В центре они могут находиться до шести месяцев. Все это время женщинам и их детям предоставляется медицинская, правовая и психологическая помощь. С ними работают восемь специалистов: психологи, социальные работники и педагог.

По мнению психолога кризисного центра Айсулу Нурманбаевой, женщины приходят к ним в разном состоянии: кто-то подавлен, другие напуганы, многие потеряли доверие к людям.

– Самое важное на первом этапе – дать им почувствовать, что они не одни в этом мире, есть люди, готовые им помочь, – говорит специалист. – Мы выслушиваем их, не осуждаем, объясняем, что они имеют право на безопасность и уважение. Здесь они могут восстановиться после тяжелых испытаний. В атмосфере заботы и внимания женщины начинают иначе воспринимать реальность. Они осознают, насколько глубоко были подавлены – и сами удивляются, что так долго терпели агрессию и насилие.

 Женщины и дети, проживающие сейчас в центре, оказались здесь по разным причинам. Некоторые из женщин, не справившись с тяжестью жизненных обстоятельств, до обращения в учреждение пытались покончить с собой. Благодаря своевременной помощи специалистов эти трагедии удалось предотвратить. У каждой – своя печальная история, полная боли. Вот что рассказали бывшие подопечные центра (имена изменены по этическим соображениям).

Гульмира не любит вспоминать о прошлом – в нем было слишком мало радужных красок.

– У меня четверо детей, муж работает на рынке, нам всегда не хватало денег. Я не могла устроиться на работу – некому было оставить малышей, – делится она. – Постоянные трудности стали причиной споров, которые со временем превратились в скандалы. Я чувствовала, что муж перестал слышать меня, мои просьбы и претензии только раздражали его. В какой-то момент он начал поднимать на меня руку. Тогда я испугалась за себя и детей и обратилась за помощью в этот центр. Здесь меня выслушали и приняли, обеспечили безопасность. В центре спокойно, специалисты умеют заботиться о людях. Муж звонил, просил вернуться, но я не соглашалась. Спустя время, пообщавшись с психологами центра, осознала, что семейные отношения – это труд, и мы сами должны выстраивать их так, чтобы не причинять друг другу боль. Все должно быть основано на доверии. Специалисты центра помогли мне найти работу, устроили детей в детский сад. В суете повседневности мы часто забываем о главном – о любви, взаимном уважении и поддержке. Я осознала свои ошибки, а муж понял, как мы с детьми дороги ему.

Своей историей поделилась и Карина.

– Я обращалась в центр «Қамқорлық» трижды – это учреждение как временное убежище. У нас с мужем пятеро детей. Долгое время я не могла работать – малыши были совсем маленькие, – рассказывает она. – Муж трудился вахтовым методом, а в перерывах подрабатывал таксистом, но денег всё равно не хватало. В поисках лёгкого и быстрого заработка он начал играть в азартные игры – все знают, чем это обычно заканчивается. Он мог «спустить» всю зарплату за один вечер, поэтому мы погрязли в долгах. Со временем игровая зависимость стала для него серьёзной психологической проблемой. Он это понимал, но не мог остановиться. На этом фоне у него появилась агрессия: мои попытки уговорить его обратиться к специалистам вызывали у супруга злость, и он стал избивать меня всё чаще. Свекровь винила во всём меня, говорила, что это я виновата в том, каким стал её сын. Однажды я не выдержала и сбежала, но вернуться к родным в аул не могла. Тогда я и вспомнила о центре «Қамқорлық» – знала, что тут помогают. Меня приняли очень тепло. Мужа я любила, и когда он остывал и просил прощения, я возвращалась домой. Но всё повторялось снова и снова. Так я побывала в центре трижды. Благодаря Жандосу и специалистам учреждения научилась ценить себя и понимать свои права. Моему мужу была нужна помощь психолога, но он не захотел ничего менять. В итоге я решилась на развод. Специалисты центра помогли мне устроиться на работу, определить детей в хорошие школы. Сейчас я получаю алименты и пособие. Муж уверяет, что больше не играет в азартные игры, но я уже не вернусь к нему.

Также о своей судьбе рассказала Айгуль.

– В моей жизни был очень трудный период. Я узнала, что муж несколько лет изменял мне. Всё это время он обращался со мной, как с прислугой: требовал готовить, убирать, стирать – и больше ничего. Я не чувствовала от него ни внимания, ни заботы, – говорит она. – Потом всё стало ясно: он всё чаще задерживался допоздна, сидел в телефоне, не ночевал дома и избегал разговоров. Когда я пыталась узнать правду, он начинал распускать руки. Так мы и жили. Я всё терпела ради детей, старалась сохранить семью. Но когда всё открылось, почувствовала всю боль предательства и однажды, отчаявшись, оказалась на мосту реки Сырдарьи. Хотела хоть как-то унять эту боль. Ранее я видела в газете номер телефона кризисного центра «Қамқорлық» и зачем-то сохранила его. И вот тогда, стоя на мосту в пять утра, позвонила. На звонок ответил Жандос. Он сказал, чтобы я приезжала, несмотря на то, что был рассвет. В центре мне помогли встать на ноги. Я прошла курс терапии, получила помощь психолога. Меня поддержал весь коллектив учреждения, включая руководителя. За полгода, проведенные в центре, я смогла снова почувствовать себя человеком. Муж тоже изменился: он приезжал ко мне, звонил, просил прощения, старался доказать, что всё осознал. Конечно, дети ждали меня дома – они уже взрослые. В итоге я решила вернуться в семью. Я очень благодарна сотрудникам центра «Қамқорлық» за то, что они спасли меня. Считаю, что просить помощь – это признак не слабости, а зрелости.

Напомним, что в стране приняты действенные меры по профилактике бытового насилия. В прошлом году в Казахстане запущено специализированное подразделение МВД по борьбе с семейно-бытовым насилием. Кроме того, Президент страны утвердил План действий в области прав человека и верховенства закона. Среди ключевых направлений – ужесточение ответственности за домашнее насилие, расширение сети кризисных центров и развитие программ психологической коррекции.

По словам руководителя центра, чтобы реально решить проблему домашнего насилия, важно взаимодействовать и с самими агрессорами. Но приглашать их в центр нельзя – это ставит под угрозу безопасность женщин. Он предлагает создать отдельные кабинеты психологической помощи для мужчин в каждом районе.

– Планов у нас много, – отметил Ж.Тусмагамбетов. – Считаю, что корни проблемы лежат глубже, и начинать надо с воспитания. Всё начинается в семье – важно, чтобы дети росли в любви, необходимо уважать и бережно относиться друг к другу. Надеюсь, что совместными усилиями нам удастся вырастить новое поколение, которое будет нетерпимо относиться к любому проявлению жестокости.

Альфия ГАВЫЧЕВА

Читайте также: