Быть в гармонии и с природой, и с соседями - «Кызылординские Вести»

Быть в гармонии и с природой, и с соседями

30.01.2024

275 0

obshhaja

В рамках Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков Министерство водных ресурсов и ирригации РК намерено решить вопрос совместного использования вод трансграничных рек. Казахстан присоединился к Конвенции в 2024 году.

Конвенция является международным документом, обеспечивающим справедливое распределение воды в трансграничных реках и регулирующим ее использование. Международное соглашение создает механизмы для разрешения возможных споров по вододелению и межгосударственного сотрудничества для развития водных ресурсов с учетом интересов всех сторон.

Согласно Конвенции, при использовании международного водотока на своей территории, страны водотока проводят мероприятия по предотвращению вреда другим государствам. Также стороны регулярно делятся доступными данными по водотоку, качеству воды и соответствующими прогнозами. Кроме того, страны водотока советуются друг с другом и ведут переговоры о возможных эффектах запланированных мероприятий на международный водоток, говорится в сообщении пресс-службы ведомства.

Что известно о Конвенции

Конвенция принята Генеральной Ассамблеей ООН 21 мая 1997 года. Вступила в силу 17 августа 2014 года. Сейчас ее сторонами являются 37 стран. Из сопредельных стран с Казахстаном членом является только Узбекистан.

Необходимость принятия такой Конвенции обусловливалось тем значением международных водотоков, которое они стали приобретать особенно во второй половине прошедшего столетия для осуществления различных несудоходных целей: гидроэнергетических, промышленных, хозяйственно-бытовых, рыболовных и др.

В рамках Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков Министерство водных ресурсов и ирригации РК намерено решить вопрос совместного использования вод трансграничных рек. Казахстан присоединился к Конвенции в 2024 году.

Конвенция является международным документом, обеспечивающим справедливое распределение воды в трансграничных реках и регулирующим ее использование. Международное соглашение создает механизмы для разрешения возможных споров по вододелению и межгосударственного сотрудничества для развития водных ресурсов с учетом интересов всех сторон.

Согласно Конвенции, при использовании международного водотока на своей территории, страны водотока проводят мероприятия по предотвращению вреда другим государствам. Также стороны регулярно делятся доступными данными по водотоку, качеству воды и соответствующими прогнозами. Кроме того, страны водотока советуются друг с другом и ведут переговоры о возможных эффектах запланированных мероприятий на международный водоток, говорится в сообщении пресс-службы ведомства. Деятельность государства по использованию международного водотока в тех или иных целях не могла не затрагивать права и интересы других государств. В связи с этим, начиная с 20-х годов прошлого столетия, когда в 1923 году в Женеве была заключена Конвенция об устройстве гидротехнических сооружений, затрагивающих интересы нескольких государств, составили и большое число региональных и двусторонних договоров, направленных на урегулирование возникающих в связи с использованием международных водотоков вопросов. Таким образом, к 90-м годам международное сообщество накопило достаточный опыт сотрудничества государств в этой области. Однако универсального механизма, который устанавливал бы общие принципы и нормы сотрудничества государств по использованию международных водотоков в несудоходных целях, не было. В связи с этим Генеральная Ассамблея поручила Комиссии международного права подготовить проект договора.

По своему характеру конвенция является рамочной: она содержит общие положения и принципы, которыми должны руководствоваться государства как при осуществлении деятельности в одностороннем порядке по использованию международных водотоков, так и при сотрудничестве с другими государствами. В ней отсутствуют какие-либо технические нормы и стандарты, а также специальные правила, касающиеся различных видов использования международных водотоков.

Ряд статей конвенции посвящен взаимоотношениям государств при планировании мероприятий относительно использования международного водотока. Например, государствам следует обмениваться не только информацией и проводить консультации, но и вступать в переговоры о возможных последствиях планируемых мероприятий для состояния международного водотока. Если они могут вызвать значительные неблагоприятные последствия для международного водотока, то государство, прежде чем осуществлять такие действия, должно направить соответствующее уведомление. Если заинтересованные стороны не договорятся об ином, то уведомляемым государствам предоставляется срок в шесть месяцев для изучения и оценки возможных последствий планируемых работ и подготовки ответа. Если определение такой оценки встречает трудности, то указанный срок может быть продлен еще на шесть месяцев. В течение этого периода уведомляющее государство не проводит планируемые работы без согласия других государств. Если же оно не получит в течение указанного периода ответа, то может приступить к осуществлению планируемых мероприятий. Если же государство не направило уведомления о них другому государству, то последнее имеет право потребовать предоставления соответствующих данных и информации.

Наиболее интересные моменты

Интерес вызывает пункт 2 статьи 10: «В случае возникновения противоречия между видами использования международного водотока оно должно разрешаться с учетом статей 5 (справедливое и разумное использование и участие – авт.) и 7 (обязательство не наносить значительный ущерб) с уделением особого внимания требованиям удовлетворения насущных человеческих нужд».

В статье 12 описывается, что «прежде чем осуществить или санкционировать осуществление планируемых мер, которые могут иметь значительные неблагоприятные последствия для других государств водотока, государство водотока своевременно направляет этим государствам уведомление об этом. Такое уведомление сопровождается имеющимися техническими данными и информацией, включая результаты любой экологической экспертизы, с тем чтобы уведомляемые государства могли оценить возможные последствия планируемых мер».

«Пункт 1 статьи 18 гласит: «если какое-либо государство водотока имеет разумные основания полагать, что другое государство водотока планирует такие меры, которые могут иметь для него значительные неблагоприятные последствия, то первое государство может потребовать от второго государства применение положений статьи 12. Такое требование сопровождается документированным объяснением, в котором излагаются его основания».

Подготовил Аман ЕСЕНОВ

Читайте также: