Быть ли Малому Аралу? - «Кызылординские Вести»

Быть ли Малому Аралу?

29.06.2024

215 0

attachment

В последние годы, когда речь заходит о восстановлении Северного Арала – Малого Аральского моря – все чаще говорится о «двухуровневом море». Это особенно волнует местных жителей, жизнь и благополучие которых связано с морем, и потому они с надеждой смотрят на его будущее. Уже много лет аральцы просят вышестоящие власти о том, чтобы Северный Арал стал единым или одноуровневым. По вопросу, который не теряет своей остроты и актуальности на протяжении не одного десятилетия, корреспондент «КВ» беседует с директором Аральского филиала ТОО «Научно-исследовательский институт экологии и биоресурсов Арало-Сырдарьинского бассейна» Зауалханом Ермахановым, который посвятил этой непростой проблеме всю свою жизнь.

Сегодня с полным на то основанием можно говорить, что 2005 год для жителей Аральского района стал переломным. Была построена Кокаральская плотина, которая отделила северную часть Аральского моря от основной. В результате заметно поднялся уровень воды в Малом Арале, что вселило надежду в сердца людей, которых больше всего тяготила мысль о том, что море потеряно окончательно, появилась вера в завтрашний день. Заметно стало улучшаться положение местных жителей, несколько мягче стала экологическая проблема, о которой знает весь мир, в родные края стали возвращаться люди, уехавшие из этих мест в поисках лучшей жизни.

– Все это хорошо, однако не все знают о том, что сегодня Кокаральская перемычка имеет ряд проблем, которые становятся острее с каждым годом. Дело в том, что многие говорят о недочетах при проектировании и строительстве самой плотины. Так ли это на самом деле?

В 70-е годы прошлого века стало понятно, что обмеление Аральского моря растет с каждым годом и сохранить море в его прежнем виде уже невозможно. И тогда специалистами Аральского филиала Казахского научно-исследовательского института рыбного хозяйства был разработан проект по разделению моря. Проект предусматривал раздельное сохранение Малого и Большого морей. Предполагалось сохранить уровень воды на отметке 48-50 метров по Балтийской системе. Было решено, что на месте, где сегодня находится Кокаральская плотина, должна быть закрытая дамба. Часть воды должна была накапливаться в местечке «Кокаральские ворота» к западу. К западу от населенного пункта Акбасты предполагалось прорыть канал длиной 20 километров с тем, чтобы излишки воды направить в ложбину Тущыбас. Однако этот проект не был поддержан институтом «Казгипроводхоз». Они мотивировали свой отказ тем, что в Сырдарье может исчезнуть вода и потому плотину необходимо строить в заливе Берга.

Сегодня, по прошествии 15 лет, мы видим, что с того времени, как была построена Кокаральская плотина, 48 кубокилометров воды ушли в Большой Арал, или просто в никуда. На своем пути эта вода образовала болота и солончаки. А эти 48 кубокилометров воды могли бы в два раза поднять уровень Малого Аральского моря. И потому могу с полным на то основанием заявить: строительство 42-метровой перемычки по Балтийской системе было ошибкой. Мы потеряли огромное количество воды и, что немаловажно, рыбы.

Всем известно, что в течение 20 лет в Сырдарье был достаточный уровень воды, а в последующие два десятка лет он резко снизился. Сегодня содержание солей на 42-метровой отметке составляет 10 граммов на литр, а в последние годы уровень засоленности морской воды вырос. В результате на 70 процентах простора Малого Арала рыба потеряла способность нереститься. На 40 процентах территории Малого моря, к примеру, в заливах Сарышыганак и Бутакова рыбаки не могут вести промысел. Вторая ошибка в том, что без строительства закрытой плотины, когда нет процесса аэрации (насыщения кислородом), а также из-за того, что в ложбину Тущыбас не подаются излишки воды, мы имеем то, что имеем.

– Сегодня идею одноуровневого Малого Аральского моря поддерживает население Аральского района, особенно аулов, расположенных на берегу моря. Хотя в 2005 году, когда была построена Кокаральская перемычка, уровень воды в Малом Арале поднялся на 48-52 метра по Балтийской системе. Как и ожидалось, море почти подошло к Аральску. Что же произошло дальше?

Тут хотелось бы привести в пример показатели потоков воды, поступавшей по Сырдарье в Аральское море за последние 120 лет. Нельзя сбрасывать со счетов такое понятие, как природный цикл. Так вот, иногда половодье могло продолжаться в течение 12-13 лет, а иногда и вовсе от 20 до 30 лет. А вот в последние десятилетия воды поступает значительно меньше. Это значит, если бы мы смогли сделать Кокаральскую плотину выше, то в годы половодья можно было бы максимально заполнить Малый Арал. А это привело бы к снижению содержания солей в морской воде с 10 до 4-5 граммов. А в следующий цикл 20-летнего проекта, несмотря на небольшое количество воды, ее засоленность не снижалась бы резко, а держалась на отметке до 10 граммов на литр. В таком случае в море свободно могли бы водиться привычные для нас виды рыбы.

Самая большая проблема на сегодня – в результате ошибки, о которой я говорил выше, запасы рыбы сократились в 4-5 раз. Жители аулов Каратерен, Карашалан, Боген, Аманоткель, Акбасты, Акеспе и Мергенсай, которые во все времена выходили в море и ловили рыбу, сегодня покидают родные места. И потому местные жители предлагают немедленно приступить к возведению Кокаральской плотины по одноуровневому проекту. И если сумеем поднять плотину до необходимой отметки, мы сможем сохранить Малый Арал. Надежда есть, нужно лишь вести конкретную работу. Я считаю, что идея одноуровневого моря жизнеспособна и будет выгодной всем.

– Если бы не было сторонников так называемого «двухуровневого» моря, то не было бы всего этого разговора. Так что же на самом деле оно может собой представлять?

Прежде всего, подумаем над тем, что нас ждет, если будет реализован проект двухуровневого моря. Давайте сравним: для того, чтобы провести воду к бывшей северной части моря, необходимо прорыть новые каналы, построить дороги. На самой перемычке нужно будет построить жилой городок для рабочих. Но главное, в основной части Малого Арала резко возрастет засоленность воды, что приведет к гибели икринок и всех живых организмов. Дело в том, что уровень воды в заливах Сарышыганак и Бутакова слишком мал, а это основные места нереста морской рыбы. Рыба отнерестится и снова уходит в море. Наличие микроорганизмов позволяет выживать малькам. А глубина в заливе Шевченко большая, и потому на глубине рыба кормится и проводит зиму. Если построить плотину на Сарышыганаке, будут перерезаны основные пути нереста рыбы из Малого Арала. Это первое.

Второе, не будем забывать о том, что нерестится и рыба, которая попадает в море по Сырдарье. Однако в Сарышыганаке для рыбы нет достаточного корма. Если перекрыть залив, для роста взрослой рыбы необходимо большое количество корма и запасы морских организмов. А их там нет. Кроме того, на Сарышыганаке рыба не сможет пережить зиму, так как глубина здесь всего 4-5 метров. Зимой толщина льда достигает 1-1,5 метра, а в таких условиях рыба может просто задохнуться.

Что касается новых каналов, то они несут с собой большую потерю воды – солидная ее часть будет просто впитываться в землю. Когда вода течет по ставшему привычным за многие годы руслу, ее потери не такие большие. Такие факторы, как испарение, просачивание в грунт в новых каналах ведут к лишним затратам, причем немалым. Если построить плотину у возвышенности Мырзас, то для того, чтобы сохранить близлежащие озера, необходимо 1,5 кубокилометра воды. В настоящее время уровень воды у Кокаральской перемычки составляет 41 метр, если так будет продолжаться, уровень упадет до 40, а там и до 39 метров. Засоленность воды в заливе Бутакова достигнет 35 промиле, то есть сравняется с засоленностью океана. А это приведет к гибели Малого Арала, который сейчас кормит население прибрежных населенных пунктов. И потому необходимо вести строгий учет воды, поступающей из Сырдарьи, а разрабатывая большие проекты, их необходимо рассчитывать не на 5-10, а на 50-60 лет, а может, и на целое столетие.

– Каков же, на Ваш взгляд, наиболее приемлемый путь решения этой серьезной проблемы?

Часто из уст жителей Аральска можно слышать: «Если бы море подошло к городу, то жизнь наша стала бы прежней, какой она была десятки лет назад». Это пожелание простых людей, и я с этим согласен. Однако нельзя забывать о том, что наряду с Аральском есть и другие населенные пункты, где люди живут тем, что испокон веков ловят рыбу.

Есть другой путь, следуя которому можно избежать строительства дополнительной перемычки, рытья каналов, расходования огромных средств. До настоящего времени, когда говорили о том, чтобы подвести море к Аральску, все внимание было сосредоточено на строительстве новой перемычки в районе Ушшокы. Но можно подвести воду и другим путем, избегая такого дорогого строительства. Часть моря, которая раньше входила на территорию Аральска, называется «Аральская бухта». Здесь уровень воды по Балтийской системе составляет 37 метров. Значит, от Малого Арала сюда стоит прорыть канал протяженностью 17 километров. В самом своем начале это будет обычный канал, который ближе к Аральску будет расширяться до 300-500 метров. Глубина его может быть не более 5 метров. И тогда морская вода будет идти сюда самотеком. А по берегам канала можно построить современные зоны отдыха. Не обязательно приводить в прежний вид слишком объемный Сарышыганак. И тогда сюда пойдет и будет нереститься рыба. С другой стороны, будут созданы условия для отдыха жителей и гостей Аральска. В свое время об этом проекте говорил известный в стране ветеран водного хозяйства, бывший министр, Нариман Кипшакбаев.

Судьба Арала – судьба каждого из нас. И потому никак нельзя относиться к ней как к чему-то второстепенному, не имеющему столь важного значения. Также нельзя к нему относиться как к источнику наживы. Единственное решение проблемы, о которой на протяжении многих лет ведутся споры и дискуссии, видится в наименее затратном, вместе с тем, основанном на научных исследованиях и имеющемся опыте пути. И лишь тогда Малый Арал обретет право на жизнь.

– Спасибо за беседу.

Беседовал Казбек КАМАЛУЛЫ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: