В предисловии к книге «Отрывки из воспоминаний 1917 года» Мустафы Шокая, подготовленной и изданной в Токио и Москве в 2001 году, профессор Хоккайдского университета, доктор философии Уяма Томохико пишет: «В начале XX века, в самой России и вокруг неё появились целые созвездия великих мусульманских реформаторов и революционеров: Абдурашид Ибрагим, Мирсаид Султангалиев, Заки Валидов (Тоган), Алихан Бокейханов, Миржакып Дулатов, Турар Рыскулов, Махмуд Бехбуди, Абдурауф Фитрат, Файзулла Ходжаев, Мехмед Эмин и многие другие». И далее он подмечает: «И среди этих звёзд Мустафа Шокаев, или Шокай, занимает совершенно особое место».
Как известно, на каждую личность огромное влияние оказывают его происхождение, семья, социальная среда, воспитание и пример окружающих. М.Шокай родился 25 декабря 1890 года в известной на земле Сыра семье Торгая Датка, в доме бия-волостного Шокая. Будучи от природы способным ребёнком, он окончил четырёхлетнее медресе за два года. Его отец, испытавший на себе и лично столкнувшийся с несправедливостью русских переселенцев и местных чиновников царской России, решил, чтобы его сын продолжил образование на русском языке, чтобы уметь защищать и отстаивать свои права.
В 1899 году Мустафа поступил в трёхгодичное Перовское училище. После его окончания продолжил обучение в ташкентской мужской гимназии. Здесь значительно повысилась его грамотность на русском языке, он начал вовлекаться в общественную жизнь. Участвуя в разрешении многочисленных жалоб разных народов, стекавшихся в центр Туркестанского края – Ташкент, М.Шокай своими глазами увидел социальное неравенство местного населения, глубоко прочувствовал его боль.
Особое место в его жизни занимает учёба на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Прежде всего он познакомился с лучшими образцами российской и европейской науки, впитал демократические идеи, распространявшиеся среди русской интеллигенции. В формировании его политических взглядов огромное значение имело участие в работе общественных организаций российских мусульман, а также знакомство с Алиханом Бокейхановым — членом I Государственной думы, впоследствии ставшем основателем партии «Алаш» и председателем Алашординского правительства. По предложению А.Бокейханова в августе 1916 года М.Шокай прибыл в Туркестанский край в качестве переводчика, секретаря и специалиста-исследователя делегации, состоящей из члена фракции Шакира Мухамедиярова во главе с председателем Мусульманской фракции при Государственной Думе К.М.Тевкелевым, а затем с присоединившимся депутатом А.Ф.Керенским. Он посетил Самаркандский, Андижанский, Кокандский, Ташкентский уезды и некоторые сельские районы, детально ознакомился с местной обстановкой. Собирал заявления и петиции. В ноябре 1916 года Мустафа поступил на службу в Консультативное бюро Мусульманской фракции Государственной думы.
Шесть-семь лет, проведённые в российском центре, стали настоящим политическим университетом Шокая. Это подтверждает и его разговор с председателем Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов Николаем Семёновичем Чхеидзе, состоявшийся в начале апреля 1917 года перед его отъездом в Ташкент. На вопрос председателя совета Мустафа ответил, что ведёт подготовку к созданию автономии Туркестана. Потрясенный и встревоженный этим ответом Чхеидзе сказал, что автономия приведёт к немедленному разделению страны. В ответ Мустафа заявил, что если русская революционная демократия действительно верна своим лозунгам о свободе народов, то бояться отделения нечего.
Этот разговор с человеком, занимавшим тогда достаточно высокую должность в России, с одной стороны, свидетельствует о начале борьбы национально-освободительного движения «Алаш» за автономию, а с другой – демонстрирует высокий политический уровень и истинную государственную зрелость М.Шокая.
Первой вершиной его политической деятельности, базирующейся на опыте, полученном в российском центре, стала Туркестанская автономия – Туркестанский Мухтариат. Однако большевистская власть сочла опасными положения проекта программы партии «Алаш» о федеративном государстве, по которому автономии должны были иметь «право на собственные основы управления и самоуправления». Поэтому впервые созданное в Средней Азии и Казахстане новое государственное образование – Туркестанский Мухтариат – просуществовало всего 64 дня. Его руководитель М.Шокай был вынужден покинуть родину.
Судьба даровала лидерам национально-освободительного движения «Алаш» не только политическую волю, но и мощнейший творческий потенциал и энергию. Эти качества, как две стороны медали, были присущи и М.Шокаю. Особенно ярко он проявился в публицистике — жанре огненного слова. Его статьи отличались точностью анализа советской действительности, глубиной содержания, смелостью и остротой.
В 12-томное полное собрание сочинений, изданное в 2012-2014 годах, вошло более тысячи статей, писем и документов на девяти языках мира. Более 500 статей — на русском, свыше 300 — на тюркско-чагатайском, 130 — на французском, остальные — на английском, немецком, польском, казахском и узбекском языках. Есть даже одна статья на грузинском языке (возможно, перевод).
В 1917 году в Ташкенте М.Шокай основал и стал первым редактором газеты «Бирлик туы», которая выходила до апреля 1918 года. Он также вошёл в редакционную коллегию газеты «Улуғ Түркістан», издаваемой с апреля 1917 года по инициативе Национального центра мусульман Туркестанского края, активно участвовал в её работе. Именно эти первые шаги выявили его организаторский талант и публицистические способности.
Этот опыт пригодился ему и получил дальнейшее развитие, когда Мустафа в 1919-1920 годах находился в Грузинской Демократической Республике, участвовал в работе местных изданий, сам выпускал газеты и журналы, опубликовал около 60 статей. После захвата Тифлиса большевиками, он переехал в Турцию, а в мае 1921 года добрался до Франции, где прожил 20 лет.
Поселившись в Париже, М.Шокай всецело включился в борьбу за свободу не только Туркестана, но и всего тюркского мира, опираясь на силу мысли и пера. В 1921-1922 годах он сотрудничал с газетами «Воля России», «Слово», «Социалистический вестник», «Le Temps», «Orient et Occident», вступил в постоянный контакт с эмигрантскими изданиями бывших руководителей Временного правительства А.Ф.Керенского и П.Н.Милюкова – газетами «Дни» и «Последние новости». Эти шаги были продиктованы, с одной стороны, необходимостью зарабатывать на жизнь, а с другой — отсутствием иного поля для борьбы.
Несмотря на множество разногласий и противоречий с руководством этих газет, с 1921 по 1927 годы в этих изданиях вышло около 150 статей. Однако со временем Мустафа убеждается, что русские демократы не смогут стать надёжными союзниками национального движения Туркестана — особенно из-за позиции А.Ф.Керенского. Поэтому он приходит к выводу о необходимости создания собственного, независимого печатного органа Туркестанской национальной организации. Эту возможность открыла помощь движения «Прометей», созданного под влиянием идей бывшего Премьер-Министра Польши Ю.Пилсудского. Так появился журнал «Йени Түркістан», выходивший в Стамбуле с июня 1927 по сентябрь 1931 года. В своей статье «Йени Түркістан» М.Шокай писал: ««Новый Туркестан» имел огромное значение для распространения идей национальной независимости Туркестана и тюркизма, укрепления духовного и языкового единства турок Туркестана и Анатолии».
Позже, после переноса работы Туркестанской организации национального единства в Европу, возникла необходимость нового издания. Так появился журнал «Яш Түркістан». Хотя он был небольшим по формату, его значение было огромным. До августа 1939 года он стал главным рупором движения за независимость всего тюркского мира, а творчество Мустафы Шокая приобрело новый оттенок и особое содержание. В первой статье журнала — «Наш путь» — он писал: «Если мы сумеем, не исказив смысла, не ослабив силы, поднять на страницах «Яш Туркестана» требования нашего народа о национальной независимости, то мы выполним часть той тяжелой и священной ответственности, которая лежит на нас».
В своих статьях М.Шокай разоблачал колониальную политику России, подробно освещал проблемы, вызванные ею, анализировал национально-освободительное восстание 1916 года, Февральскую и Октябрьскую революции, движение «Алаш», Туркестанскую автономию (Мухтарият), басмачество, грубую политику большевиков в национальных регионах. Он не только поднимал знамя свободы и независимости, но и показывал пути их достижения, ставил перед народом ясные политические цели.
В статье, посвященной 5-летию журнала «Яш Туркестан» (1934 г.) М.Шокай писал: «Сегодня нет ни одного очага туркестанской эмиграции, где бы не читали «Яш Туркестан». Письма, приходящие из арабских стран, Турции, Персии, Индии, Афганистана, Китая, Дальнего Востока и других стран, могут служить ярким и всесторонним доказательством уважения и интереса к журналу». Этот журнал получали свыше двадцати общественных организаций и частных лиц из разных стран, 885 его экземпляров распространялись в 19 странах, а также уходили в Москву, Тифлис, Баку и сам Туркестан.
М.Шокай, прекрасно знавший международную обстановку, написал в 1920-1930 годах около 150 статей на русском, французском, английском, немецком, польском и тюркско-чагатайском языках. Он анализировал внешнюю политику Англии, США, Австрии, Германии, Италии, Японии, Китая, Польши, Палестины, Франции, Чехословакии, Восточного Туркестана и других стран. Выступал с речами на трибунах Стамбула, Парижа, Берлина, Варшавы, разоблачая большевистскую политику в отношении тюркских народов. Из этих материалов, образно говоря, создаётся впечатление, будто автор держит в руках политическую карту мира, видя всё происходящее во всех странах как на ладони.
С целью изучить, насколько западные страны осведомлены о туркестанском вопросе, М.Шокай шесть-семь раз посетил Лондон между 1924 и 1933 годами. В благодарственном письме председателя совета Королевского института международных отношений Н.Малькольма его выступление было оценено так: «Уважаемый господин Шокаев! Выражаем благодарность за доклад «СССР и Китайский Туркестан». Ваше выступление вызвало искренний интерес и полное удовлетворение у слушателей», что свидетельствует о том, что М.Шокая они принимали как авторитетного и знающего эксперта международной жизни.
Следует подчеркнуть, какую бы тему по международной жизни ни затрагивал М.Шокай, он никогда не забывал о Туркестане, его независимости. В статье «На Дальнем Востоке» (1932 г.) он писал: «Где бы мы ни были — на Дальнем Востоке или в другом месте — мы всегда будем ждать, когда Россия потеряет престиж и потерпит поражение». И это не случайно, ведь поражение России в русско-японской войне принесло огромные послабления её угнетённым народам.
Богато эпистолярное наследие М.Шокая. Оно составляет 300 писем. Это результат переписки с сотнями лидеров народов России, Азербайджана, Грузии, Кавказа, Украины, Волго-Уральского, российского региона в эмиграции, политическими, общественными деятелями и учеными-востоковедами из Китая, Афганистана, Ирана, Японии, Саудовской Аравии, Великобритании, США, Италии, Голландии, Франции, Германии, Польши, Египта и других стран, и с родственниками и товарищами по Казахстану на разных языках, на разных уровнях, на разных верованиях и позициях, что наглядно раскрывает всю деятельную природу М.Шокая.
По содержанию и сути писем многие современники считали его лучшим экспертом и знатоком по Центральной Азии. Например, американец Д.Федоров Уайт из Пенсильвании (США) в письме от 28 февраля 1936 года, сообщая о том, что пишет книгу об истории Туркестана в условиях царской колонии, просил материалы для освещения этой проблемы. В ответном письме от 19 марта 1936 года Мустафа Шокай отметил, что существует много книг о Туркестане, но нет ни одной книги о Туркестане, как субъекте отношений в колониальных условиях, обещал помочь, несмотря на свою занятость, так как поднимается очень актуальная тема. А 17 мая 1938 года Мустафа Векилли, один из руководителей «Прометея», получил от него письмо, в котором М.Шокай писал о необходимости объединить национальные силы Кавказа: «Я надеюсь на вашу поддержку в вопросе объединения наших национальных сил. Я знаю, что вы искренне болеете за наше дело», что свидетельствует о том, что он был признанным лидером мусульманской эмиграции.
М.Шокай на протяжении более двадцати лет своей политической деятельности за рубежом боролся за справедливость, был не только настоящим лидером эмигрантов тюркского происхождения, но и блестящим оратором и философом. Его размышления о национальной политике, независимости, государственном устройстве, роли интеллигенции — стали настоящими политико-философскими афоризмами.
Главной темой всей его жизни была независимость родной земли. В статье «Наш путь» (1929 г.), опубликованной в первом номере журнала «Яш Туркестан» он писал свои сокровенные и выстраданные слова, которые были лейтмотивом его жизни: «Мы — сторонники независимости Туркестана — боремся за свободу нашего народа. У туркестанцев не было другого пути, его нет сейчас, и не будет впредь.». Далее он ясно формулирует цель: «Большевики говорят: «Форма республик Туркестана — национальная, содержание — пролетарское… А наша цель — создать в Туркестане государство, национальное и по форме, и по содержанию. Только тогда наш народ станет хозяином своей земли».
В знаменитом обращении к молодым землякам по берлинскому радио (1936 г.) он так описывает образ Туркестана: «Наша Құбла (сторона, в которой расположена Мекка) — наш отчий дом, наша земля — Туркестан! Умереть за Туркестан, отдать жизнь за Туркестан — для всех нас единая цель, единая любовь, единый долг! Не забывайте этого! Тюркский народ — народ храбрых, народ львов!».
Мустафа Шокай не только определил стратегию борьбы за независимость, но и продемонстрировал тактические пути и подходы к её достижению, что наглядно отражено в его работе «Национальная свобода и путь освобождения». Пишет: «Прежде всего, укрепим наши ряды, единство Туркестана. Давайте вместе будем действовать, организуя мощную силу против русского империализма, в тесной координации с национальными фронтами других народов, борющихся за свое освобождение».
Он считал национальную независимость и национальный дух неразрывными: «Может ли быть национальная независимость без национального духа? История такого не знает. Национальная свобода — плод национального духа, а национальный дух растёт лишь в атмосфере свободы». В статье «Национальная интеллигенция» он высоко оценил опыт Турции: «Опыт Турции, соединившей «западное образование» с «восточным духом», чрезвычайно ценен для нас. Величайшие достижения объясняются тем, что европейски образованные турецкие интеллигенты и восточные мыслители сумели гармонично соединить это с турецким менталитетом».
Мустафа Шокай — незаурядная личность, человек, чьё сердце билось для родного Туркестана. Он соединил мудрость Востока и знания Запада, блестящий публицист, историк, государственный деятель, международный аналитик, владеющий многими языками. Если бы мы сумели впитать и использовать его бессмертные идеи, мы бы смогли не только обогатить сегодняшнее время, но и сделать наше будущее ещё более светлым и сильным.
Абдижалел БАКИР,
профессор Кызылординского университета имени Коркыта ата,
доктор политических наук, руководитель НЦ «Мустафа Шокай»