Земля Сыра изобилует памятниками архитектуры и культуры, которые свидетельствуют о ее богатой истории. Кроме развалин древних городов и поселений, многим из которых принадлежала особая роль в истории кочевых племен, населявших эти земли, есть также немало мавзолеев и мазаров, где захоронены жившие в этих краях сотни лет назад выдающиеся личности, среди которых немало служителей ислама.
Ныне они стали местами культового поклонения, к которым приезжают сотни паломников, страждущих и просто туристов. Одно из таких мест – пантеон Окшы ата, или, как его называют в народе, – Пантеон семи святых. Он расположен в Шиелийском районе в пяти километрах к востоку от аула Байгекум. По всей вероятности, цифра взята условно – у казахов число семь считается магическим, священным. На самом деле число захоронений здесь намного больше. По свидетельству ученых, пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане и обычай хоронить великих людей в одном избранном месте берет свое начало именно от пантеона Окшы ата.
Название пантеона вовсе не значит, что Окшы ата был первым, кто нашел здесь вечное упокоение. В начале XX века ученый-востоковед Василий Каллаур писал, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, которые по всей вероятности свидетельствовали о том, что здесь находилось городское поселение. Среди всех этих развалин возвышался купол мавзолея Окшы ата. Возможно, по этой причине пантеон был назван его именем.
Здесь покоятся особо почитаемые в народе личности – Окшы ата, Асан ата, Гайып ата, Есабыз ата, Кыш ата, Досбол датка, Бала би.
Окшы ата, чья личность окутана тайнами и легендами, жил в ХІ веке. Судя по его мавзолею, это была незаурядная личность – простым смертным не воздают таких почестей.
По некоторым источникам, его настоящее имя Ибрагим, по другим – Когентуп. Имя Окшы он получил по роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. Его мастерская находилась в городище Бестам, развалины которого находятся в 20 километрах от поселка Шиели. Существует предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал ученый-краевед Ауельбек Конратбаев, он был батыром, тысячником хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. По другой версии, Окшы – выходец из Бухары, миссионер, который был отправлен в сырдарьинские степи для внедрения ислама.
Длина мавзолея Окшы ата, выполненного из жженого кирпича, составляет 7,15, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30, высота купола – 3,35 метра. В 2005 году в рамках программы «Культурное наследие» была проведена реконструкция памятника.
Одно из древнейших захоронений в пантеоне – усыпальница Есабыза ата. Проповедник ислама, он помогал бедным, занимался врачеванием. Если верить преданиям, то святому Есабызу перед смертью приснился Окшы ата, который сказал: «Я лежу тут один, будь мне спутником». На что Есабыз ответил: «Но ведь там пустыня, какова будет участь наших могил?».
Более поздними захоронениями в пантеоне времен Кокандского ханства являются мазары Бала би, Досбола датка. Судя по немногим сохранившимся источникам и материалам, Бала би родился в 1811 году в Байгекуме. Его отец Есенали имел четырех сыновей – Дилмамбета, Елеусиза, Шойынбека, Бименбета. Когда последнему исполнилось 13 лет, умер отец, и подростку пришлось познать горькую участь сиротства. Бименбет с детства отличался среди сверстников умом, сметливостью, самостоятельностью. Воспитывался он у дяди Аргынбая, младшего брата отца, который часто брал его с собой на торжества и праздники, советы старейшин. Очень скоро Бименбет проявил во всей мере все свои незаурядные способности и стал известной личностью. Он обладал неординарными ораторскими способностями, владел даром убеждения, и его, несмотря на юность, часто приглашали решать спорные вопросы и конфликты. Народ прозвал его Бала бием, что означало «мальчик би».
До сегодняшнего дня в народе сохранились его искрометные выражения, крылатые слова, афоризмы и меткие определения, ставшие пословицами и поговорками. Не было ни одного спора, где бы Бала би не выходил победителем. Силой ораторского дара, меткостью слова он отстаивал интересы народа и справедливость.
На земле Сыра сохранилось немало свидетельств древней старины. «Узлом этногенеза казахов» назвал эти края ученый-археолог Сергей Толстов, возглавлявший в 40-50-е годы прошлого века Хорезмскую этноархеологическую экспедицию. По справедливому утверждению известного ученого-археолога Карла Байпакова, в свете изучения происходивших здесь исторических процессов ясно вырисовывается облик народа, имя которому – Қазақ елi.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА