На территории Кызылординской области сосредоточено большое количество мавзолеев и мазаров. Ученые и историки объясняют это тем, что на земле Сыра, ставшей колыбелью тюркского мира, существовало около ста мечетей и медресе. Все они выполняли важную миссию, приобщая население к грамоте и сея семена добра, милосердия, нравственности и человеколюбия.
Научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Асхат Сайлау считает, что при правильной организации эти исторические места могли бы привлечь в регион немало туристов.
– В соседней Туркестанской области расположен мавзолей Ходжи Ахмета Яссауи, проповедника ислама суфийского толка. Поклониться его памяти ежегодно приезжают толпы приверженцев ислама из Турции и стран Центральной Азии. Для них могло бы стать интересным посещение мавзолеев и мазаров, где нашли вечный приют известные проповедники суфизма, – говорит А.Сайлау.
По большей части все они были потомками первых миссионеров, служителей ислама. Именно вместе с проникновением ислама в казахскую степь пришли образование и грамотность. Не случайно первыми очагами просвещения стали традиционные мусульманские мектебы и медресе, обучение в которых наряду с чтением текстов из Корана и других религиозных книг обучали арабскому письму.
В Шиелийском районе в пяти километрах к востоку от аула Байгекум находится пантеон «Окшы ата», известный в народе как Пантеон семи святых. По всей вероятности, цифра взята условно – у казахов число семь считается магическим, священным. На самом деле число захоронений здесь намного больше. По свидетельству ученых, пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане и именно отсюда берет начало традиция хоронить великих людей в одном избранном месте.
В начале XX века ученый-востоковед Василий Каллаур писал, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, которые по всей вероятности говорили о том, что здесь находилось городское поселение. Среди всех этих развалин возвышался купол мавзолея Окшы ата. Возможно, именно по этой причине пантеон был назван его именем.
Окшы ата, чья личность окутана тайнами и легендами, по мнению ученых, жил в ХІ веке. Судя по его мавзолею, это была незаурядная и неодинарная личность – простым смертным не воздают таких почестей. Существуют и разные версии относительно его подлинного имени. По некоторым источникам его звали Ибрагим, по другим – Когентуп. Именем Окшы он обязан роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. И ныне в 20 километрах от поселка Шиели находятся развалины городища Бестам, где располагалась его мастерская. Существует предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал ученый-краевед Ауелбек Конратбаев, он был батыром, тысячником хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. По другой версии, Окшы – выходец из Бухары, миссионер, который был отправлен в сырдарьинские степи для внедрения ислама.
В этом же пантеоне покоится прах еще одной знаковой личности – Асана жырау. Мавзолей Асана ата относится к ХVІ веку. Настоящее имя Асана жырау Хасан Сабитулы. В историю он вошел еще под именем Асан Кайгы, что в переводе звучит как «печальный, горестный». Скорее всего он получил его из-за своих переживаний и тяжелых раздумий о судьбе своего народа.
В устных преданиях говорится, что он был сыном саятшы – так называли охотников с ловчими птицами. Относительно места его рождения есть разные мнения и предположения. По одним из них он родился в Поволжье, по другим – его отец Сабит жил на берегу Сырдарьи в Приаралье и занимался охотой. По дошедшим до нас произведениям устного народного творчества в XV веке в период политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кипчаке он поддержал противников хана Абулхаира (правитель ханства кочевых узбеков) – султанов-аргынов Керея и Жанибека, ставших основателями Казахского ханства.
Став идеологом нового государства, Асан Кайгы выступал за объединение всех казахских родов. По преданиям он прожил более 100 лет и был советником хана Жанибека, одного из первых правителей молодого Казахского ханства, с которого и берет начало история казахской государственности. Разумеется, речь идет о прекращении междоусобиц между племенами, взаимопонимании между властью и народом, о попытке жырау создать из осколков Золотой Орды сильную единую страну. Несмотря на то, что Асан Кайгы был реально существовавшей исторической личностью, он приобрёл в народной памяти легендарные и даже мифические черты. Так, по одной из них Асан Кайгы отправляется на поиски Жеруик (земли обетованной) с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыб, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. На быстрой, как ветер, верблюдице Желмая он объездил многие края. По преданиям он побывал в Китае, Кашгаре, Коканде, Хиве, Бухаре, однако нигде не смог найти Жеруик – земли обетованной . Эта социально-утопическая легенда отражает конкретную историческую ситуацию середины XV века, когда усилившиеся после распада Золотой Орды и Белой Орды междоусобицы вызвали массовую откочёвку казахских родов и племён из Восточного Дешт-и-Кипчака в Западное Семиречье.
Асан Кайгы вошёл в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь. Отсюда его мечты об обетованной земле, идеи любви и сострадания, трагизм его мироощущения, в связи с чем Шокан Уалиханов назвал его «кочевым философом».
Пару лет назад за счет средств республиканского бюджета была проведена реставрация мавзолеев Асан ата и Окшы ата.
Неся свет знаний и науки
Мавзолей Оразая ишана также расположен в Шиелийском районе недалеко от аула Сулутобе. Оразай ишан Бугыбайулы был выходцем из рода найман среднего жуза и жил предположительно в 1807-1809 годах в местечке Синиртек (недалеко от Сулутобе) Перовского уезда Сырдарьинской области. Грамоте научился у уважаемого в округе Кулболды ишана, ученика самого Марала ишана.
Правивший Туркестаном узбекский эмир назначил Оразая сборщиком налогов. Однако, прослужив недолго, он отказался от должности и посвятил себя служению исламу. В родных краях он открыл мечеть, где обучал детей арабскому письму и сурам Корана. В числе местных детишек учились и его сыновья Кожахмет, Жармухамед и Ахмет. Позже они продолжили дело своего отца, обу-
чая местное население и неся в степь идеи добра и милосердия.
Оразай ишан пользовался большим авторитетом среди местного населения. Когда вместе со своими последователями он отправился к подножию горы Каратау с намерением обосноваться там, известные в присырдарьинских краях бии Досбол датка, Бала би, Торгай, Турсынбай выделили ему землю и попросили остаться. Так Оразай ишан обосновался в местечке Сарышыганак, где и был похоронен после смерти в 1898 году.
Грамотными и образованными людьми были и потомки Оразая ишана. Старший сын Кожахмет знал не только арабский, но и русский язык. Наряду с обучением детей, он занимался активной общественно-политической деятельностью и был в числе тех, кто в 1916 году выступил против колониальной политики царизма и защищал интересы казахов. Вместе с лидерами движения Алаш в 1917 году он участвовал в работе по созыву Первого всеказахского съезда Советов, на котором рассматривались вопросы создания казахской автономии, государственного управления, образования партии «Алаш» и другие. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что на заседании Государственной Думы в Санкт-Петербурге от имени депутатов мусульманской фракции Кожахмет выступил в защиту местного населения, рассказав о его бедственном положении. На страницах газеты «Казах» вышла его статья «Жұрт жақсыларына ашық хат» («Открытое письмо к лучшим людям народа»), в которой он выступил с обращением поддержать кандидатуру Алихана Бокейханова, баллотировавшегося в депутаты Государственной Думы.
Известным врачевателем, просветителем и проповедником ислама был Ахмет ишан Оразайулы. Он родился в 1861 году также в местечке Синиртек Сырдарьинской области. Как и другие дети Оразая ишана, основам грамоты научился в мечети под руководством отца. Далее продолжил обучение в Бухаре, где ознакомился с основами медицинских знаний. Вернувшись в родные края, он лечил местных жителей, используя знания по медицине и народные средства. Он занимался просветительством, на собственные средства открывал в округе мечети и школы. В 1881-1883 годах он дважды совершил хадж в Мекку.
До наших дней дошли рассказы о необыкновенном даровании Ахмета ишана, который умел делать хирургические операции. Во время охватившей низовья Сыра эпидемии чумы в 1922-1923 годах вместе с дочерью Бибисарой он делал прививки и спас жизни сотен людей.
Ахмет ишан призывал местное население к переходу на оседлый образ жизни, способствовал развитию земледелия. Под его руководством была построена местная ирригационная система. Весной в период половодья Сырдарья переполнялась и заливала низменные места. Ахмет ишан перекрывал низину простейшими сооружениями, а из образовавшегося водоема вода по арыкам подавалась на поля. И поныне используется канал вдоль речки Сарысу, вырытый под его началом. Местные жители называют его «арык ишана».
Человек образованный и просвещенный, Ахмет, как и его брат Кожахмет, принимал активное участие в деятельности алашординцев и поддерживал тесные связи с лидерами партии «Алаш» Ахметом Байтурсыновым, Мыржакыпом Дулатовым и другими прогрессивными представителями казахской интеллигенции того времени, оказывал финансовую помощь в выпуске газеты «Казах». На страницах этого издания выходили его статьи, в которых он писал о преимуществах перехода к оседлой жизни, вопросах религии, положении местного населения.
Он скончался в 1926 году и похоронен недалеко от его родного аула Теликоль в Шиелийском районе. Мавзолей Ахмета ишана включен в государственный список памятников истории и культуры местного значения.
В народе и поныне жива добрая память об известных личностях, ставших олицетворением добра, милосердия, нравственности и человеколюбия. На местах их захоронений благодарные потомки возвели мазары и мавзолеи, к которым относятся с особым благоговением и почтением. Между тем, особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это и есть важнейшая черта патриотизма.
Жанна Балмаганбетова