В нынешнем году при поддержке Министерства культуры и информации РК были проведены научно-реставрационные работы на объектах историко-культурного наследия региона республиканского значения. В список вошли развалины средневекового городища Сыганак в Жанакорганском районе, мавзолеи Сырлытам в Кармакшинском районе, Асанас, Кожан кожа в Сырдарьинском районе, Асан ата и Окшы ата в Шиелийском районе. Также была проведена реставрация здания мемориального музея Гани Муратбаева в Казалинском районе. В конце ноября специальная рабочая группа, в которую вошли специалисты профильного министерства и республиканского государственного учреждения «Казреставрация» провели прием и учет выполненных в текущем году работ.
В целом, по информации областного учреждения по охране памятников истории и культуры, на территории области насчитывается 567 объектов историко-культурного наследия, в том числе 31 – республиканского и 256 – местного значений, 280 – внесены в предварительный список памятников истории и культуры.
Большой интерес для дальнейшего изучения культуры и быта населявших территорию Приаралья племен и народностей представляют развалины городища Сыганак. Это один из ценных культурно-исторических памятников, который вошел в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Карту сакральных объектов региона как национальное достояние Казахстана. Комплексные исследования Сыганака ведутся с 2003 года. «Гавань кипчакской степи» – так назвали историки и летописцы прошлого этот среднековый город.
Его развалины расположены в Жанакорганском районе в двух километрах к западу от аула Сунак ата. На протяжении веков за право обладать городищем шли самые ожесточенные битвы и сражения между различными племенами и народностями. Этим объясняется то, что в разные эпохи Сыганак был столицей древнего племени канлы, кипчакского ханства, ставкой хана Абулхаира (XV в.), Казахского ханства (XVI в.).
Первые упоминания о городе появились в записях персидских и арабских историков X века под названиями Сунак, Сунаката, Сыгнак. Это был цветущий город с крупными постройками, окруженный возделываемыми полями. Об огузском городе на перекрестке оживленных караванных дорог с восхищением отзывались известный арабский географ того времени Махсиди и ученый-тюрколог Махмуд Кашгари.
В истории города были периоды взлета и падения, одна из трагичных страниц – монгольское нашествие во втором десятилетии XIII века. Героическую осаду Сыганака описал персидский историк Ала ад-Дин Джувейни в своей «Истории завоевателя мира». Подойдя к неприступным стенам города, старший сын Чингиз хана Джучи отправил своего посла, местного купца Хасана, с требованием сдаться. Горожане не подчинились завоевателю и убили посланника. Стойко и мужественно защищались жители Сыганака. После семидневной осады город пал. В назидание за непокорность по приказу Джучи город был сожжен, а жители казнены.
Спустя полтора десятка лет Сыганак начал снова застраиваться, возвращая былую славу и величие. Огнем и мечом создав огромную империю, Чингиз хан разделил ее между четырьмя сыновьями. Территория Казахстана вошла в состав улуса Джучи. В казахской степи возникло первое крупное государственное образование Ак Орда, столицей которого и стал Сыганак. Город населяли тюркоязычные племена, наряду с кипчаками здесь проживали найманы, уйсуни, карлуки, кереи, конраты. Своего наивысшего расцвета город достиг во времена ханов Уруса, Токтамыса. «Степи вокруг Сыгнака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо, дичь здесь чрезвычайно дешевая. Ежедневно на базары Сыганака поступало 500 верблюдов, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным», – так описывал Сыганак историк и летописец Фазлаллах ибн Рузбихан.
Как известно, на территории Кызылординской области также сохранилось немало мавзолеев и мазаров, ставшие местами культового поклонения. В этом году за счет средств республиканского бюджета проведена реставрация мавзолеев Асан ата и Окшы ата. Оба объекта расположены в пантеоне, который носит название «Окшы ата». В народе его называют еще пантеоном семи святых. По всей вероятности, цифра взята условно – у казахов число семь считается магическим, священным. На самом деле число захоронений здесь намного больше. По свидетельству ученых, пантеон существовал задолго до возведения мавзолея Ходжи Ахмета Яссауи в Туркестане и именно отсюда берет начало традиция хоронить великих людей в одном избранном месте.
Пантеон Окшы ата расположен в Шиелийском районе в пяти километрах к востоку от аула Байгекум. Он построен из жженого кирпича. Длина усыпальницы – 7,15, ширина – 7,10 метра, высота стен – 3,30, купола – 3,35 метра. В последний раз реконструкция памятника проводилась в 2005 году в рамках программы «Культурное наследие».
Окшы ата, чья личность окутана тайнами и легендами, по мнению ученых, жил в ХІ веке. Судя по его мавзолею, это была незаурядная и неординарная личность – простым смертным не воздают таких почестей.
В начале XX века ученый-востоковед Василий Каллаур писал, что видел полуразрушенные строения и груды обожженного кирпича, которые по всей вероятности говорили о том, что здесь находилось городское поселение. Среди всех этих развалин возвышался купол мавзолея Окшы ата. Возможно, именно по этой причине пантеон был назван его именем.
Существуют разные версии относительно его подлинного имени. По некоторым источникам, его звали Ибрагим, по другим – Когентуп. Именем Окшы он обязан роду своей деятельности – во времена огузского хана Казана он был оружейным мастером. И ныне в 20 километрах от поселка Шиели находятся развалины городища Бестам, где располагалась его мастерская. Существует предположение, что великий философ и богослов Востока Баязид Бестами жил в этом городе и тесно общался с Окшы. Как писал ученый-краевед Ауелбек Конратбаев, он был батыром, тысячником хана Казана и прославился в битве с врагами, защищая родную землю от иноземных завоевателей. По другой версии, Окшы – выходец из Бухары, миссионер, который был отправлен в сырдарьинские степи для внедрения ислама.
Мавзолей Асана ата относится к ХVІ веку. Портально-купольное сооружение также построено из красного кирпича и имеет высоту более 7,76 метра. Купол и подкупольное помещение опираются на прочный прямоугольный портал размерами 3,8 и 6,9 метра. Восьмигранная конструкция купола состоит из угловых стрельчатых арок, изнутри стены оштукатурены глиняно-саманным раствором.
Настоящее имя Асана жырау Хасан Сабитулы. В историю он вошел еще под именем Асан Кайгы, что в переводе звучит как «печальный, горестный». Скорее всего он получил его из-за своих переживаний и тяжелых раздумий о судьбе своего народа.
В устных преданиях говорится, что он был сыном саятшы – так называли охотников с ловчими птицами. Относительно места его рождения есть разные мнения и предположения. По одним из них он родился в Поволжье, по другим – его отец Сабит жил на берегу Сырдарьи в Приаралье и занимался охотой.
В 50-е годы XV века, в период политической борьбы в Восточном Дешт-и-Кипчаке, он поддержал противников хана Абулхаира (правитель ханства кочевых узбеков) – аргынских султанов Керея и Жанибека, которые в 1456 году основали в Западном Семиречье Казахское ханство.
Став идеологом нового государства, Асан Кайгы выступал за объединение всех казахских родов. По преданиям он прожил более 100 лет и был советником хана Жанибека, одного из первых правителей молодого Казахского ханства, с которого и берет начало история казахской государственности. Разумеется, речь идет о прекращении междоусобиц между племенами, взаимопонимании между властью и народом, о попытке жырау создать из осколков Золотой Орды сильную единую страну.
Несмотря на то, что Асан Кайгы был реально существовавшей исторической личностью, он приобрёл в народной памяти легендарные и даже мифические черты. Так, по одной из них Асан Кайгы отправляется на поиски Жеруик (земли обетованной) с обильными пастбищами и полноводными реками, мягким климатом, множеством зверей и рыб, где люди живут без горя и нужды, вражды и угнетения. Асан Кайгы понимал неустойчивость кочевого скотоводческого быта, его зависимость от погодных условий, джута, когда скот лишается корма и погибает. На быстрой, как ветер, верблюдице Желмая он объездил многие края. По преданиям он побывал в Китае, Кашгаре, Коканде, Хиве, Бухаре, однако нигде не смог найти Жеруик – земли обетованной . Эта социально-утопическая легенда отражает конкретную историческую ситуацию середины XV века, когда усилившиеся после распада Золотой Орды и Белой Орды междоусобицы вызвали массовую откочёвку казахских родов и племён из Восточного Дешт-и-Кипчака в Западное Семиречье.
Асан Кайгы вошёл в народное сознание как неутомимый искатель счастливой земли, выразитель надежд простых людей на новую жизнь. Отсюда его мечты об обетованной земле, идеи любви и сострадания, трагизм его мироощущения, в связи с чем Ш.Уалиханов назвал его «кочевым философом».
На земле Сыра сохранилось немало свидетельств древней старины, и вместе с тем наша земля является олицетворением новой жизни, новых веяний, инноваций, духовности.
В целом, по мнению историков и археологов, на земле Приаралья сосредоточена квинтэссенция самобытной культуры древних номадов – кочевников. Край, ставший преемницей культуры древних племен и народностей, хранит в себе еще немало неразгаданных тайн и загадок.
Жанна Балмаганбетова