«Государственный язык должен стоять наравне с гербом, флагом и гимном страны». Так считает кандидат филологических наук, ассоциированный профессор Кызылординского университета имени Коркыта ата Аман Абасилов. Наш разговор с ученым-лингвистом состоялся в канун Дня языков народа Казахстана и, разумеется, главным образом касался роли и нынешнего состояния казахского языка в нашем обществе.
Для казахстанского общества языковая повестка является одной из актуальных. Ее часто поднимают на государственном уровне, выдвигались законопроекты, направленные на развитие государственного языка, острые полемики по этому поводу происходят в социальных сетях среди рядовых казахстанцев.
— Наверняка Вы помните ситуацию с языковыми патрулями, которые вызвали неоднозначное отношение у казахстанцев. И если одни открыто их приветствовали, то у других это вызвало волну возмущения. Какова Ваша позиция по этому вопросу?
— Думаю, тут главное – должна возникнуть потребность, необходимость. Здесь неприемлемо принуждать или заставлять. Свою оценку таким действиям дал в свое время и Президент, отметив, что «говоря о языках, мы должны понимать, что в силу своей истории, этнической специфики Казахстан является многоязычным государством. И это наш плюс, наш актив. В то же время государственным языком является казахский, и вы это тоже должны помнить и принимать меры по укреплению статуса казахского языка, но не в ущерб и не с целью дискриминации каких-нибудь других языков и тех людей и граждан, которые говорят на других языках».
Казахский язык, язык титульной нации, имеет статус государственного языка, о чем обозначено в статье 7 Конституции РК. Другой законопроект – «О языках» – был принят еще в 1997 году, в котором, в частности, отмечено, что государственный язык – язык госуправления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, который действует во всех сферах общественных отношений на всей территории государства. Владение казахским языком является долгом каждого гражданина, а сам язык – важным фактором консолидации казахстанцев.
— В нашем обществе тема государственного языка стояла остро во все времена. А как обстоит дело в других странах? Как мне кажется, таких дискуссий там не ведут.
– Вопросы языковой политики актуальны для любого общества и характеризуются по-разному в зависимости от политического устройства, внутренней и внешней политики каждого государства. Например, в таких странах, как Китай, Франция, Испания, Шри-Ланка, Пакистан, Малайзия, Судан, государственный язык является обязательным для всех граждан, в Индонезии и на Филиппинах государственный язык – эффективный инструмент политического и культурного единства. Между тем в некоторых странах признание одного языка государственным рассматривается как попытка разделить население страны. В современном мире почти в двухстах государствах занимаются изучением вопросов языка и его статуса.
Каждое государство, провозгласившее свою независимость и вступившее на новый путь своего развития, в первую очередь определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. Язык, используемый в отношениях с зарубежными странами, официально закреплен во внешней политике государства. Во внутренней политике в условиях многоязычия устанавливается устойчивая языковая политика, определяющая статус и объем языков. В-третьих, внутренняя политика страны представлена общественности на общедоступном языке народа этой страны. Таким образом, государственный язык – это прежде всего «язык власти». Государство – это не только институт, но и механизм управления, а значит, государственный язык – это институциональный язык управления. И если общество будет заинтересовано в знании государственного языка, от этого выиграет не только государство, но и каждый его гражданин.
— Машхур-Жусип Копеев назвал казахский язык «бриллиантом среди тюркских языков». О богатстве и красочности казахского языке писал один из выдающихся писателей современности Герольд Бельгер, который посвятил изучению казахского языка всю свою жизнь. Что думаете об этом Вы как языковед, автор ряда книг по социальной лингвистике. Ведь как известно, социолингвистика – раздел языкознания, изучающий связь между языком и его бытовым применением?
— Чтобы язык был признан государственным в том или ином государстве, он должен быть наиболее развитым из представленных на его территории. Одним из таких развитых языков является казахский. По мнению известного социолингвиста Чарльза Фергюсона, развитый язык должен обладать тремя качествами: быть графическим, то есть созданным системой письма, систематизированным или стандартизированным, то есть с нормализованными устными и письменными формами, а также быть модернизированным, то есть лексически, синтаксически и стилистически зрелым, терминологически богатым и пригодным для современного научно-технического прогресса и политической жизни. Всеми этими качествами в полной мере обладает казахский язык. Только казахский язык может быть языком-посредником, объединяющим казахстанцев и обеспечивающим межэтнические отношения, поэтому на территории нашего государства он и является государственным (официальным).
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…», сказал известный русский писатель Александр Куприн. Казахский язык – один из тюркских языков кипчакской подгруппы входит в состав алтайской языковой семьи. Он является наследником древнейшего тюркского языка, который был одним из первых письменных языков. Поэтому казахский язык – это бесценное достояние нашего народа, которое способно в полной мере выполнить свое предназначение.
— Спасибо за беседу.
Беседу вела Жанна Балмаганбетова