Батыр из Ширкейли - «Кызылординские Вести»

Батыр из Ширкейли

06.05.2023

1788 0

risunok1

Аул Ширкейли родина многих известных людей. Здесь родился, рос и творил акын Кудерикожа Кошек­улы, айтыс которого с акыном Улбике, родившейся на земле Сыра, вошел в анналы истории устного народного творчества казахского народа. Степь хорошо знает и духовного лидера мусульман, теолога Тапал ахуна, родившегося в этом ауле. Имя народного писателя Калтая Мухамеджанова знают не только в Казахстане, но и в странах дальнего и ближнего зарубежья. Здесь родились и начинали творческий путь известные писатели и журналисты Абраш Жамишев, Жарылкасын Шукенов, Ахметжан Нурекеев и Орман Нурхабаев. Отсюда вышло немало ученых, врачей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов, имена которых и сегодня на устах у многих.

В годы Великой Отечественной вой­ны из этого аула на фронт отправились 300 человек, из них живыми вернулась лишь половина. На всех участках фронта они показывали отвагу и мужество, о чем свидетельствуют их боевые награды. Например, Арипхан Абылкасымов был дважды награжден орденом Славы, Серикбай Палымбетов был удостоен права быть в составе охраняемого поста на Нюрнбергском процессе – судебном трибунале над бывшими руководителями гитлеровской Германии в 1945-1946 годах.

Настоящим батыром, гордостью односельчан стал их земляк, Герой Советского Союза Жаппасбай Нурсеитов. Это был единственный батыр-казах, именем которого уже в годы Второй мировой войны была названа подводная лодка на Северном флоте.

Ж.Нурсеитова хорошо знал с детских лет, когда он приходил домой к своему брату Толебаю Нурсеитову, проживающему рядом с нашим домом в областном центре по улице Колхозная. Он родился в 1923 году в ауле №7 (колхоз «Қурайлы», позже совхоз «Шіркейлі») Теренозекского района и, как правило, своим днем рождения считал День Победы. Окончив начальную школу, в период с 1936 по 1941 годы работал в родном колхозе, затем на станции Кызылорда. Как рассказывал мой отец (тоже железнодорожник), Жаппасбай Нур­сеитов свои первые шаги и трудовую закалку получил, работая под началом почетного железнодорожника СССР, депутата Верховного Совета Казахской ССР двух созывов, кавалера двух орденов Ленина Сергазы Уполходжаева.

В 1942 году Жаппасбая, который был единственным кормильцем в семье, призвали в рабоче-крестьянскую Красную Армию. С первого дня на фронте он показывал образцы героизма и мужества. Презрев страх, он первым поднимался в атаку и, как ураган, врывался во вражеские траншеи, крушил фашистов. Получал ранения, его лечили в разных гос­питалях, и он вновь шел в бой. Надо сказать, на него трижды приходила похоронка. Участвовал в боях под Мурманском, Сталинградом, при освобождении Харькова, Киева, Сумской области, Румынии, Венгрии. Летом 1943 года во время Курской битвы в районе Ахтырки Сумской области шли ожесточенные бои. Ахтырка в августе 1943 года, по существу, являлась одним из наиболее укрепленных узлов немецкой обороны на этом участке фронта, здесь была сконцентрирована большая группировка немецких танков. Именно здесь, а затем в боях по освобождению деревень Сарынчевка, Соловьевка наш земляк проявил бесстрашие, лично уничтожив немало захватчиков. Вот как писала одна из красноармейских газет «Мужество» осенью 1943 года: «Воинская доблесть и умение сделали Жаппасбая непобедимым. Идет ближний бой в траншеях – Нурсеитов искусно владеет штыком и гранатой. Он бьет врага оптом из пулемета и в розницу меткой снайперской пулей. Секрет успеха и воинской славы – в боевом мастерстве Жаппасбая Нурсеитова». Первую свою боевую награду – медаль «За отвагу» Жаке получил за бои под Сталинградом.

Ж. Нурсеитов одним из первых красноармейцев 28 сентября 1943 года форсировал Днепр и закрепился с несколькими бойцами на плацдарме на правом берегу реки, неподалеку от деревни Григоровка Каневского района Черкасской области. Горстка бойцов под руководством старшего сержанта в течение трех суток отра­зила 13 ожесточенных контратак противника, уничтожив при этом немало вражеских солдат и офицеров. Один за другим бойцы выходили из строя, и Жаппасбаю приходилось одному стрелять поочередно из нескольких пулеметов. К приходу подкрепления с левого берега Днепра получил тяжелые ранения, но продолжал вести огонь. Врачи, прощупав пульс бойца, сказали, что тот не жилец. Его исключили из списка живых бойцов и посмертно представили к званию Героя Советского Союза. За проявленную отвагу и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года Жаппасбаю Нурсеитову присвоено звание Героя Советского Союза.

А в это время комсомольцы и молодежь Сыра решили увековечить память своего земляка-героя и написали письмо Сталину с просьбой построить подводную лодку из собранных школьниками и направленных в фонд обороны трех тысяч тонн металлолома и 5 миллионов руб­лей пожертвований населения Приаралья.

s16
Подводная лодка «С-16» 15 июня 1945 г.

В Баку в этот период была достроена подводная лодка, строительство которой было начато в 1939 году, а введена в строй она была лишь в феврале 1944 года. Субмарина вышла из Баку в марте 1944 года и 20 мая 1944 года прибыла в Молотовск (ныне Северодвинск) и была зачислена в состав Северного флота. А чуть раньше, 24 апреля 1944 года, приказом народного комиссара Военно-морских сил СССР корабль получил имя «Герой Советского Союза Нурсеитов». Первым командиром подвод­ной лодки «С-16» 13 июня 1944 года был назначен капитан 3 ранга Алексей Лепешкин. Находился в войсках Северного флота до 1958 года.

Тяжелые ранения, полученные при форсировании Днепра, красноармеец Ж.Нурсеитов залечивал длительное время в военных госпиталях, здесь узнал от лечащего его врача о его награждении высоким званием Героя Советского Союза. Командование части предоставило бойцу месячный отпуск, и он, получив свою награду в Москве, отправился домой, чтобы обрадовать своих родителей и родственников.

Как вспоминали старожилы, на станции Теренозек его встречали с оркестром руководство области, района и жители райцентра. Герой вышел из вагона со своим вещмешком. А еще в его руках было полмешка соли, подаренной ему земляком-казахом из Каркаралинска, несущим трудовую вахту на добыче поваренной соли на станции Соль-Илецк. Байка, что «герой приехал с фронта с мешком соли» долго ходила среди населения того периода, люди шутили по этому поводу. Однако, на мой взгляд, это свидетельствовало об исключительном уважении Героя к подарку трудоармейца, повстречавшегося ему на привокзальной площади, поскольку он отдал проезжающему земляку все, что у него имелось на тот период.

В его родном ауле летом 1944 года был настоящий праздник, организатором которого выступил тогдашний секретарь Теренозекского райкома партии по идеологии Дуйсенбай Рахметов. Как рассказывали мне известные журналисты Сыра Ж. Шукенов и О. Нурхабаев, секретарь райкома партии вручил матери Героя ковер, который на тот период был самым ценным подарком для казахской семьи. Затем на импровизированной сцене прошел айтыс между представителями колхозов «Қурайлы» и «Қызыл жалау». В айтысе участвовали опытный акын Сыздык Калиолаев и 16-летний школьник Калтай Мухамеджанов, будущий народный писатель Казахстана.

Он пробыл на родине около месяца, встретился за это время с жителями нескольких аулов района, областного и районного центров. Затем отправился на фронт. Впереди будут бои по освобождению Румынии и Венгрии. И здесь себе он не давал никаких поблажек, в результате был ранен в боях за Венгрию, рядом с озером Балатон. И опять герой будет «похоронен». И снова поправившись после лечения, он пойдет дальше на запад. Пройдет Чехословакию, Дрезден… Практически война для Ж. Нурсеитова закончится у Торгау в Германии, где произойдет встреча с союзниками на Эльбе. Потом их, победителей, погрузят в эшелоны и отправят на восток для завершения вой­ны с милитаристской Японией, но по прибытии в Читу их известят о капитуляции врага.

Вернувшись с победой в родные края, фронтовик продолжил работу на станции Кызылорда, создал семью с Анипой, на свет появились дочери Роза и Римма. В конце 50-х годов он вначале выехал в Алматы, потом в Киргизию, Узбекистан, где проработал на различных должностях. В 1961 – 1971 годы в совхозе «Кировский» Среднечирчикского района Узбекской ССР был заведующим фермой в учебном хозяйстве. Именно здесь появился на свет его сын Ерхожа.

Но притяжение родной земли оказалось сильным – он вернулся в низовья Сырдарьи. В начале 70-х годов прошлого столетия работал бетонщиком в Жанакорганском ПМК-1607, стропальщиком в ЦКЗ.

Начиная с 1972 года и до выхода на заслуженный отдых, Ж. Нурсеитов трудился в Кызылординском объединенном авиаотряде. Мы не раз встречались с аксакалом в городе. Профессионально исполнял свои обязанности, не прятался за чужие спины, всегда, несмотря на высокие ранги, открыто высказывал свою точку зрения. Был прост в общении с окружающими, вставал на защиту обиженных. Ему как Герою Советского Союза предлагали даже возглавить городскую общественную организацию ДОСААФ или структурное его подразделение по подготовке профессио­нальных водителей. Но он отказался от этого предложения, ибо это было не его дело. Он считал, что каждый должен быть на своем месте.

В феврале 1985 года старое здание аэровокзала посетил первый секретарь обкома партии Еркин Ауельбеков, который детально ознакомился с производственными помещениями, летным полем и другим оборудованием аэропорта. Пояснения давал В.Гусев, который представил Ж.Нурсеитова, стоящего на своем посту в специальной форме вневедомственной охраны. Позже глава региона встретился с коллективом и поставил перед ним конкретные задачи по переводу аэропорта в новое здание и завершению строительства взлетно-посадочной полосы нового аэропорта. В приватной беседе с начальником авиаотряда первый секретарь поинтересовался тем, как работает и как себя чувствует Ж. Нурсеитов. Прозвучал ответ: «Все хорошо у нас с Жаке, но иногда свой характер бойца показывает». На что Е.Ауельбеков моментально среагировал: «На то и герой, чтобы вы не дремали!». Позже к 40-летию Победы Жаке в числе ветеранов ВОВ был принят Е.Ауельбековым, а также он побывал на личном приеме первого секретаря обкома партии.

Уже в зрелом возрасте ветеран вой­ны Ж.Нурсеитов признался своему родственнику Жанпеису Жусупову, что в боях его всегда спасали Всевышний и духи его предков. Идя в наступление, выкрикивал не только: «За Родину, за Сталина!», но и про себя: «Қожа Ахмет Яссауи атамның әруағы жар болсын!», что буквально переводится как «Пусть поможет мне дух Ходжа Ахмета Яссауи!».

В канун 50-летия Победы, 28 апреля 1995 года Ж. Нурсеитову было присвоено звание «Почетный гражданин Кызылорды». В апреле 1997 года пос­ле тяжелой болезни (видимо, сказались боевые раны) он ушел из жизни. Как Герою Советского Союза покойному были отданы последние воинские почести, троекратно прозвучал оружейный салют.

В последующие годы в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан его именем в областном центре названы улица и средняя школа №233. Перед школой установлен бронзовый бюст Героя. И эти решения население области восприняло с одобрением.

Было бы справедливым в год 100-летия Героя Советского Союза Ж. Нурсеитова провести соответствующие мероприятия в память о Батыре, изготовить и установить в областном музее макет подводной лодки «С-16», носившей имя нашего земляка. Это бы способствовало пропаганде лучших качеств казахского народа, приумножению патриотического потенциала у подрастающего поколения.

Никто не забыт, ничто не забыто! Эти слова из стихотворения Ольги Берггольц я впервые увидел на мемориальной стене на Пискаревском кладбище, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады. Ставшие крылатыми эти слова являются для нас незыблемым нравственным законом, мерилом нашего нравственного бытия. Подвиг солдат Великой Отечественной войны есть и, полагаю, будет достоянием общенародной памяти.

Кенес МАХАМБЕТОВ,
ветеран труда, Астана

Читайте также: