Баталии в виртуальном пространстве - «Кызылординские Вести»

Баталии в виртуальном пространстве

08.06.2024

373 0

obshhaja

«… Еще одна точка роста экономики и занятости – это креативная индустрия, которая охватывает медиа, кино, музыку, дизайн, образование, сферу информационных технологий. Перед нами стоит стратегически важная задача – превратить Казахстан в IT-страну. В современном мире именно «креативное производство», основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, служит источником развития по-настоящему инклюзивной экономики. Более того, креативная экономика становится движущей силой развития крупных городов, притягивающих талантливых творческих людей. Мы должны создать все условия для масштабного развития креативной экономики в нашей стране…».

(Из Послания Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Экономический курс Справедливого Казахстана»)

Во время рабочей поездки в Казань в феврале текущего года Президент Казахстана принял участие в церемонии открытия международного турнира «Игры будущего» и предложил провести следующие такие состязания в нашей стране. На турнире помимо прочего состоялись соревнования по киберспорту. О том, что из себя представляет современный электронный спорт в нашей стране, какие дисциплины наиболее востребованы в Казахстане и о другом, – в нашем материале.

…Началом эры киберспорта можно считать октябрь 1972 года, когда три десятка студентов в лаборатории по изучению искусственного интеллекта Стэнфордского университета сражались в «космических» битвах в Spacewar! за годовую подписку на журнал Rolling Stone. Но подлинная история киберспорта, как серьезной спортивной дисциплины, началась в 1994 году с игры Doom 2, в которой можно было соревноваться с разных компьютеров по локальной сети. Благодаря популярности этой игры спустя два года появилась первая из серии игр Quake, начали проводить крупные соревнования, возникло понятие «киберспорт». В 1997 году в США появилась первая лига киберспортсменов – Cyberathlete Professional League (CPL).

В Казахстане киберспорт был признан официальным видом спорта в 2018 году. На законодательном уровне он приравнивается к футболу, баскетболу, шахматам и т.д. Для большинства людей видеоигры ассоциируются исключительно с детским развлечением. Эту позицию можно объяснить тем, что непонятное часто относится к категории бесполезных или детских занятий. Согласно официальным данным, в нашей стране в видеоигры играют 20 процентов от общего населения, то есть это порядка четырех миллионов казахстанцев.

Основа киберспорта – это стратегическое мышление, умение правильно организовать работу в команде. Чаще всего победу одерживают не те, кто может быстро нажимать клавиши и кликать мышкой, а те, кто смог грамотно выстроить свою стратегию. Отметим, что специфика киберспорта схожа с традиционными видами спорта. Профессиональные киберспортсмены соперничают между собой за звание чемпиона, а также за крупные денежные призы.

История моего знакомства с видеоиграми началась в 2003 году, когда мне было 6 лет и родители подарили первый компьютер. Отец купил диск с игрой FIFA, потом я играл в Counter Strike 1.6, используя легендарную карту Mansion, а также в другие популярные тогда игры. Безусловно, не обошлось и без игровой консоли SEGA. Сегодня для многих моих сверстников видеоигры по-прежнему остаются неотъемлемой частью жизни. После рабочего дня многие предпочитают развлечься, играя на Playstation 5 или углубляясь в киберспортивные дисциплины, такие как Dota 2 или Counter-Strike 2.

В мире киберспорта среди самых популярных дисциплин сегодня можно выделить Dota 2, которая ежедневно собирает аудиторию в полмиллиона человек. Кроме того, котируются такие игры как, Counter Strike 2, League of Legends, Valorant, Fortnite, PUBG, а также мобильная игра Free Fire. На турнирах предлагают огромные денежные призы. Например, Dota 2 занимает лидирующие позиции: на международном турнире 2021 года призовой фонд составил 40 миллионов долларов. На этом состязании команда из СНГ Team Spirit одержала победу и получила 18 миллионов долларов.

По числу зрителей электронный спорт опережает даже финал Национальной баскетбольной ассоциации (NBA), который смотрят 15 миллионов человек. Новое поколение людей нашей планеты, безусловно, будет все больше интересоваться киберспортивными соревнованиями. Почему? Потому что в киберспорте все происходит гораздо динамичнее. Например, в футболе приходится ждать пока игроки забьют гол, в то время как в Counter-Strike или Dota битва начинается с первых минут игры, а также игры постоянно обновляются, в них добавляются новые элементы. В общем, можно сказать, что киберспорт – это не только развлечение, но и стремительно прогрессирующий вид спорта.

К слову, в 2023 году в мире объем рынка кино составил 33 млрд долларов, телевидения – 24 млрд, музыки – 28 млрд. А объем рынка видеоигр достиг 250 млрд долларов.

– В нашей стране киберспорт развивается вот уже порядка десяти лет, – рассказывает кызылординский киберспортсмен Азиз Мешитбай. – В первые годы это были группы любителей, соревнующиеся между собой в компьютерных клубах. А сейчас есть профессиональные команды, которые начали завоевывать награды на международных турнирах.

Действительно, сегодня в нашей стране киберспорт становится все более популярным. Одно из самых значимых достижений наших киберспортсменов – победа в соревнованиях серии Major в игре Counter-Strike: Global Offensive в 2017 году в Польше. В составе команды «Гамбит» играли три казахстанца – Даурен Кыстаубаев под ником Adren, Рустем Телепов (Моу) и Абай Хасенов (Hobbit), которые достойно представили страну и заработали по 100 тысяч долларов. В настоящее время Adren и Моу активно поддерживают развитие киберспорта в нашей стране, в то время как Абай Хасенов продолжает свою профессиональную карьеру, но уже в американской команде Cloud 9.

Также в киберспорте есть и другие яркие представители, например, Алимжан Watson Исламбек, выступающий за европейскую команду Entity. На данный момент он занимает лидирующие позиции в рейтинге. Кроме того, стоит упомянуть Айбека Токаева, известного как «TA 2000», и Абдумалика «Малика» Сайлау, играющих в команде PSG Quest. Наша команда киберспортсменов в дисциплине PUBG Mobile одержала победу на чемпионате мира в Индонезии.

Как отметил исполнительный директор Qazaq Cybersport Federation Казбек Жангазиев, для казахстанской федерации киберспорта на сегодня единственную сложность представляет общественное мнение. Все еще присутствует тот самый барьер стереотипного мышления, который не позволяет многим любителям киберспорта поверить в себя.

– Многие игроки под влиянием своих родных и близких не рискуют начать профессиональную карьеру киберспортсмена, потому что, к примеру, родители говорят им, что в киберспорте невозможно чего-то достичь, поскольку это просто развлечение, хобби, а не профессиональное занятие, – подчеркнул К.Жангазиев. – Но уверяю вас, что это ошибочное мнение. Киберспорт – это не соревнование человека с компьютером, это интеллектуальное состязание двух игроков или команд, в котором компьютер используется в качестве спортивного инвентаря или турнирной площадки. Профессиональные киберспортсмены обязательно уделяют внимание своей физической форме. Победу от поражения может отделять миллисекунда, все решают реакция и скорость мышления спортсмена, а высокого уровня этих параметров нельзя достичь без хорошего здоровья и физической подготовки.

В настоящее время киберспорт динамично развивается в регионах с высокими социально-экономическими показателями – в основном в этой сфере лидируют Астана, Алматы и другие крупные города. А остальные города и села пока остаются за бортом. Для полноценного развития киберспортсменам нужны мощные компьютеры, высокоскоростной интернет, что есть не у всех. Между тем киберспорт давно перешел из разряда увлечений в профессиональный вид спорта и сегодня во многих странах мира стал мостом в мир цифровизации, является самостоятельным сегментом экономики. Надеемся, что в ближайшем будущем Федерация казахстанского киберспорта изменит эту ситуацию и даст равные возможности для всех регионов, что позволит в будущем участвовать в международных состязаниях ребятам из наших аулов.

Баглан АМАНЖОЛ

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: