Аты-баты шли солдаты - «Кызылординские Вести»

Аты-баты шли солдаты

24.02.2024

254 0

obshhaja

В советские времена было принято отправлять солдат-срочников служить далеко от родного дома. Для многих юношей это было прекрасной возможностью посмотреть другие города, а для некоторых такое подневольное путешествие являлось судьбоносным – возвращались они домой с невестами или даже с законными женами. А некоторые не возвращались, предпочитая свить семейное гнездышко на родине молодой супруги.

Кызылординская семья Хайруллиных была создана благодаря тому, что глава семьи Закарья встретил спутницу жизни, когда служил в армии. Он родился и вырос в небольшом пристанционном поселке Кандагач Актюбинской области. Туда во время войны были сосланы его родители – крымские татары. В семье было восемь детей, но двое умерли, а остальных удалось вырасти и вывести в люди. Закарья на всю жизнь запомнил глиняный пол их однокомнатной мазанки, где они долгие годы ютились всей большой семьей. Потом он рассказывал своим детям, что поначалу, когда был маленьким, проводил на нем большую часть времени. Когда подрос, мама тщательно следила за чистотой в доме и постоянно заставляла детей подметать пол.

По воспоминаниям Закарьи, во времена его молодости от службы в армии отлынивать никому и в голову не приходило. А провожать собиралась вся улица, на которой жила семья Хайруллиных. До службы в армии русским языком он владел плохо, а служить его отправили в город Брест Белорусской ССР. После «учебки», молодого бойца распределили в один из военных городков Брестской области с непонятным названием Засимовичи. Там и повстречал он свою любовь – белорусскую девушку Кристину.

Как потом вспоминала женщина, у них в деревне с солдатом готовы были поделиться всем – едой, одеждой и даже деньгами, которых у деревенских жителей было немного. А вот отдать свою дочь в жены солдату считалось чуть ли не позором для семьи. Девушкам строго-настрого было запрещено встречаться с солдатами из гарнизона, потому как нередки были случаи, когда военнослужащие девушек бросали. На всю округу был печально известен случай, когда солдат не явился на собственную свадьбу, бросив беременную девушку. Такой позор в деревне было очень сложно пережить. Ведь было очень много доброхотов, тыкающих в глаза и брошенной невесте, и ее родным.

К моменту знакомства с Закарьей Кристина уже не жила с родителями, а училась в Кобрине, в небольшом городке Брестской области. Но домой приезжала при любом случае, поскольку еще не отвыкла от родительской опеки и очень скучала.

В один из таких приездов она столкнулась с Закарьей на автобусной остановке. К тому времени парень уже говорил на русском без акцента, а внешне он вовсе не был похож на татарина. Девушка ему сразу приглянулась, и он, не откладывая дела в долгий ящик, не преминул с ней познакомиться и даже пригласить на свидание в деревенский клуб. Кстати, представился он тогда Захаром Романовичем, хотя по документам был Закарьей Рахматулловичем. И над этим обстоятельством его жена Кристина подтрунивала потом долгие годы.

В кино она пришла с подружкой, чем несколько обескуражила кавалера, поскольку на билеты в кино и на кулек конфет «Ирисок» он собирал чуть ли не по копейке со всей казармы.

После первого свидания взаимный интерес у молодых людей рос день ото дня. Однако братья Кристины, прослышав о том, что сестра ведет себя неподобающе по меркам деревни, и встречается с солдатом, рассказали об этом строгому отцу, чтобы повлиял на дочь. А вот с солдатом решили разобраться сами – подкараулили его и постарались накостылять. Однако Закарья был неробкого десятка, уличные драки в родном Кандагаче были для него не в диковинку. Он сумел дать достойный отпор, как оказалось будущим родственникам.

Много разных приключений пришлось пережить молодым. Закарья неоднократно попадал на «губу» за постоянные самовольные отлучки, стоило только Кристине приехать к родителям. Девушка уже и сама начала побаиваться командиров за строгое отношение к возлюбленному. Но отказаться от встреч с ним тоже не могла. Однажды ее возлюбленный удрал в самоволку в метель, и чтобы его не поймал наряд, решил пробираться до дома Кристины не по дороге, а за домами и провалился в заснеженный овраг. Думал, что замерзнет насмерть, но каким-то чудом выбрался и дошел до девушки. Мама Кристины тогда сжалилась над замерзшим солдатом и пустила в дом погреться, пока нет отца.

Для законного бракосочетания получить родительского благословения Кристине так и не удалось. Да только и расстаться с Закарьей она не могла. Поэтому, когда пришла пора ему демобилизоваться, она уехала с ним тайно. Родители первое время думали, что дочь в Кобрине, а она уже приехала в Казахстан. Об отъезде молодых и об их тайном бракосочетании знала только сестра Кристины.

Приезд в Кандагач стал большим шоком для Кристины. После больших густых лесов голые степи Казахстана произвели на нее шокирующее впечатление. Поначалу она даже хотела вернуться назад в родные пенаты. Но деваться некуда – выбор был сделан. Свекрови она не пришлась по душе. А вот свекор, братья и сестры Закарьи тепло относились к белорусской девушке.

Намерение молодых быть вместе несмотря ни на что было очень крепким, и чтобы избежать постоянных упреков свекрови они перебрались в Актюбинск, а затем и в Кызылорду.

Потом они вместе вспоминали, как первый раз поехали в гости к родителям Кристины, накупив разных подарков. Девушка к тому времени была в положении, и первого, кого они встретили на остановке, был командир Закарьи. «Что, Хайруллин, женился все-таки?», – спросил он, одобрительно улыбаясь.

Встреча с тестем тоже была на удивление хорошей. Зять ему сразу понравился. О свадьбе, конечно же, речи быть уже не могло, но вечер с приглашением родни и подружек Кристины все-таки устроили.

С годами потеплела к снохе и татарская свекровь. И в конце жизни даже благодарила сноху за то, что сделала ее сына счастливым.

Не так давно семья Хайруллиных отметила полувековой юбилей совместной жизни. О том, как поженились дедушка и бабушка в подробностях знают даже многочисленные внучата. И если кто-то сейчас критикует Советскую армию и жизненный уклад того времени, то вот чета Хайруллиных вспоминает о былом с теплотой. Ведь если бы не Советская армия, то и не было бы их семейного счастья.

Нина НИКИТИНА

Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: