АРАЛЬСК: история основания города - «Кызылординские Вести»

АРАЛЬСК: история основания города

06.09.2022

2199 0

lr2018.05 uz moynakaralsea 14

В октябре нынешнего года исполняется 95 лет со дня основания Аральска. В преддверии юбилея города в районе проводится активная подготовительная работа. Особое внимание уделяется истории края, возникновения моря и Аральска как населенного пункта. Большой вклад в изучение исторических документов вносит районный архив, которым руководит Болатбек Куатов.

Есть веские основания утверждать, что основание города Аральска связано со строительством порта на берегу моря, а также появлением в этих краях железнодорожного сообщения. Известно, что когда-то на месте моря были поселения, где на протяжении тысячелетий проживали люди. Доказательством тому служат найденные в 2001 году на высохшем дне моря останки поселений Кердери, которые существовали в X-XI веках.

В IX-XII веках арабскими путешественниками были нанесены на карту реки Амударья, Сырдарья, Жем и Эмба. А первые письменные источники о поселениях относятся к Х веку. Арабский путешественник Ибн Руста, живший примерно в 910 году, писал: «…Это море очень богато рыбой, на его берегу часто встречаются зимовки рыбаков, построенные из камыша и глины. Камыш также применяется местными жителями как рыболовная снасть». Путешественник подробно описал мастерство местных рыбаков в изготовлении «каза» и других рыболовных снастей.

Истахри примерно в 961 году писал, что площадь Хорезмского моря составляет примерно 100 фарсахов, вода в нем соленая, в него впадают Джейхун (Амударья) и Сейхун (Сырдарья), водная гладь находится на одном постоянном уровне. Географы последующих лет писали, что вдоль берегов Арала передвигались караваны торговцев шелком, которые на протяжении нескольких веков считали его Хорезмским озером, связывающим Европу с Сибирью, Китай с Индией.

В первой, дошедшей до нас русской географической карте, созданной в XVII веке, примерно в 1627 годах под названием «Большая схема», Арал назван «Голубым морем». Однако авторам карты не был известен ни один остров. В приложении к первому тому «Энциклопедического словаря», вышедшего в свет в Санкт-Петербурге в 1905 году, даны материалы об исследованиях Аральского моря. В то же время, ни слова не сказано о поселениях, о которых в разное время писали другие
исследователи.

Один из тех, кто нанес море на карту, был И.Бутаков, прозванный «аральским Колумбом». В 1848-1849 годах в составе топографической экспедиции он побывал почти во всех точках моря, уточняя их координаты. На той карте Арала были обозначены заливы Лазарева, Беллинсгаузена и Тараса Шевченко. В 1988-1902 годах на Арале работал русский исследователь Л.Берг. Он отмечал, что в море обитают многие виды ценных рыб, как осетр, сазан, судак, лещ и другие.

Считается, что впервые водное сообщение на Аральском море было открыто в 1848-1849 годах. Не случайно в 1848 году были тщательно исследованы и нанесены на карту все заливы, острова, уточнены их названия. В результате в старую карту были внесены существенные изменения. К этому времени, а если быть точнее, к 1847 году относится основание крепости Райым.

Прежде чем спустить в море первое судно, необходимо было заключить соглашение, по которому разрешалось свободное плавание. Такое соглашение, как предполагает Болатбек Куатов, защищало интересы русских купцов, которые с первых дней стали прибирать к рукам богатства Аральского моря. Наверняка, многие горожане видели медную табличку с надписью «1846 год. Товарищество «Саламандра», которая была прибита к верхней части входной двери старого дома управления Аральского пароходства (Дом Маркова).

Первое поселение на месте нынешнего Аральска появилось в местности «Алты құдық». В те времена по приказу местных богачей на пути перегона многочисленного скота на жайляу и обратно, выкапывались колодцы, которые затем обкладывались камнем. Для этого были сформированы специальные группы из местных джигитов. Вода в таких колодцах держалась достаточно долго, к тому же она была пресной. К таким колодцам обязательно заворачивали и караванщики. Караванные пути и колодцы, находящиеся вдоль железной дороги, наносились на карты, выпущенные в XIX веке.

Итак, первое поселение на месте нынешнего Аральска называлось «Алты құдық». Находилось оно в местечке, именуемом «Восьмой километр», что на западной стороне железнодорожной ветки «Арал – Аралсульфат» у подножия барханов. Позже, когда в море открылось водное сообщение, здесь обосновались предприниматели, которые занимались засолкой рыбы. В связи с ростом рыбацкого поселка он был перемещен на место, которое сейчас находится между скотным рынком и железнодорожным вокзалом.

В третьем томе «Энциклопедического словаря», который вышел в Санкт-Петерубрге в 1905 году, в главе «Аральское море» написано об открытии железной дороги «Оренбург – Ташкент», а также о том, что на северо-восточной окраине моря расположена станция «Аральское море». Строительство железной дороги со стороны Оренбурга началось 10 мая, со стороны Ташкента – 9 ноября 1901 года. Строительные работы развернулись в полную силу лишь в 1902 году. 1 января 1904 года по железной дороге начали временно курсировать поезда. Строительство северной части дороги было полностью завершено 25 июля 1905 года, южная половина была сдана в эксплуатацию 1 апреля 1906 года.

Пять из восьми железнодорожных мастерских находились на территории Казахстана – на станциях Актобе, Шалкар, Казалы, Перовск и Туркестан. На строительство железной дороги, пролегающей по бескрайней степи, были привлечены крестьяне Пензенской, Самарской и Оренбургской губерний. С завершением строительства железной дороги в наши края потянулись многочисленные купцы, которые занялись торговлей рыбой. Для них Аральское море стало золотым, неисчерпаемым источником доходов. Наряду с этим в этих местах было создано Акционерное общество «Хива».

Купцы, обосновавшиеся в Аральске, почти за бесценок скупали выловленную местными жителями рыбу, солили, замораживали ее и отправляли по железной дороге в города России. Соль для засолки рыбы местные жители на верблюдах доставляли русским купцам из окрестностей станции Шомиш. Здесь начала развиваться торговля, росла численность населения. В 1910 году для детей русских переселенцев открылась небольшая школа. Она стала основой для нынешней школы-гимназии №14, которая является одной из первых школ города.

В 1902-1910 годах на станции были построены железнодорожный вокзал, водонапорная башня, железнодорожные склады, железнодорожный клуб, а также несколько жилых домов. В своих записях представитель царской России Н.Зарудный подробно остановился на описании поселка Аральск. По его словам, большинство домов было построено в русском стиле из дерева, доставленного из Оренбурга. Что касается местных жителей, то они строили свои жилища в основном из глины и камыша. В это время, как пишет Н.Зарудный, в городе стали появляться многочисленные пивные и кабаки, которые, к слову, были под запретом и потому владельцы скрывали истинное их предназначение.

В 1925 году в поселке открылся государственный рыболовный трест, который затем стал рыбкомбинатом. Строительство общеобразовательных школ, промышленных предприятий придало новый импульс развитию производства. С каждым годом население Аральска стало расти, поселок стал расширяться. Б.Куатов приводит постановление Сырдарьинского губисполкома от 1 октября 1927 года. В этом документе говорится: «В связи с ростом населения и расширением территории населенного пункта, придать поселку Аральск статус города». Документ, взятый из Аральского районного архива, подписан председателем Аральского райисполкома
Т.Медетбаевым. В этом же документе говорится о том, что Аральску присвоен статус города, и приказ об этом разослан по всем предприятиям, находившимся на его территории.

Такова история возникновения города на берегу седого Арала, со дня основания которого исполняется 95 лет.

Казбек БОТАЕВ

Читайте также: