За прошедший год объем воды в Малом Арале сократился на пять миллиардов кубометров. На сегодня общий уровень воды в водоеме составляет около 22 миллиардов кубометров. По прогнозам специалистов, если не принять меры по сокращению расходов воды на Сырдарье, питающей северную часть моря, то уже через пять-шесть лет Малый Арал будет истощаться.
Возродить северную часть моря – Малый Арал – удалось в результате инициированного Первым Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря». «Проект века», как назвали его в свое время зарубежные эксперты, стал успешным и помог возродить казахстанскую часть Аральского моря.
Оглядываясь назад
Глобальная экологическая катастрофа современности. Так назвали ученые всего мира губительные последствия умирающего Арала. До 1960-х годов прошлого века площадь уникального по красоте замкнутого водоема составляла почти 70 тысяч квадратных метров, а в некоторых местах глубина его достигала более 60 метров, хотя, по мнению специалистов, предпосылки для его высыхания были заложены еще в 30-х годах XX века, когда в СССР началась кампания по наращиванию производства хлопка. Был дан старт грандиозной программе по мелиорации Средней Азии, и на двух жизненно важных водных артериях края – Сырдарье и Амударье началось возведение оросительных сооружений. Почти половину сточных вод Амударьи – 45 процентов – забрал Каракумский канал протяженностью 1445 километров.
Бурное развитие хозяйственной деятельности, увеличение площадей хлопковых плантаций и рисовых чеков, строительство крупных гидротехнических и ирригационных сооружений без учета экологических последствий привели к тому, что ежегодно в Арал стало поступать все меньше воды из Амударьи и Сырдарьи. Море начало безвозвратно мелеть, начала сокращаться площадь водной поверхности и к концу 1980-х годов море фактически распалось на две части – Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. Уровень засоленности в Южном Арале вырос в 13-25 раз, сделав его непригодным для обитания живых организмов. Исчезли все виды промысловых рыб. Единственными живыми обитателями здешних вод остались только рачки артемии. На высохшем дне моря, на огромной площади в сотни тысяч километров образовалась безжизненная пустыня Аралкум, зараженная пестицидами и другими ядовитыми отходами, которые использовались для удобрения полей и доставлялись сюда на протяжении десятилетий водами Амударьи. Частички аральской соли находят повсеместно, даже на таких обособленных материках, как Австралия и Антарктида. Некогда цветущий край стал зоной экологического бедствия.
Море вернулось говором чаек
После обретения независимости Казахстан всерьез занялся возрождением остатков моря. В результате реализации первой фазы проекта по регулированию русла реки Сырдарьи и сохранению северной части Аральского моря была построена Кокаральская плотина, которая предотвратила сброс воды из южной части моря в северную. К 2010 году уровень воды в Северном Арале поднялся до отметки 42 метра над уровнем океана – это на 14 метров выше, чем в Южном Арале, хотя все еще ниже на 11 метров уровня 70-х годов прошлого века. Кокаральская плотина протяженностью 14 километров, отделив Малый Арал от обреченной, умирающей части моря, позволила сохранить его малую казахстанскую часть. Строительство гидротехнических сооружений и береговых защитных дамб на Сырдарье, спрямление русла реки позволили в два раза повысить ее пропускную способность и аккумулировать пресную воду в искусственном водоеме. Уже в 2006 году, вместо прогнозируемых 5-6 лет, в Малом Арале поднялся уровень воды, а его размеры увеличились вдвое. Расширилась акватория моря, оно стало стремительно приближаться к Аральску – от моря город стали отделять всего 17 километров. Но что особенно важно, возрождение Малого Арала благотворно сказалось на уровне жизни местного населения. Еще на заре независимости из-за сложившихся неблагоприятных для жизнедеятельности условий аральцам предлагали покинуть место жительства. Многие так и поступили. И все же основная часть отказалась покидать обжитые места, ссылаясь на то, что это земля предков, с которой их связывают не только материальные, но и духовные узы. С возвращением моря вернулись в родные пенаты исконные жители этих мест. Возродился старый дедовский промысел – рыболовство.
Улучшился состав морской воды, ученые занялись селекцией, вернув популяции многих рыб. Пресноводный приток из Сырдарьи значительно снизил минерализацию водоема – из-за засоленности воды в море оставалась только завезенная камбала-глосса. В Малый Арал вместе с пресной водой возвратились традиционные обитатели, в том числе ценные виды: сазан, судак, сом. Сегодня здесь обитают 23 вида ценных промысловых рыб.
Малый Арал, еще в период полноводности моря славившийся прекрасной кормовой базой и богатыми уловами, вновь вернул себе рыбопромысловое значение. Ныне в Приаралье работают девять рыбоперерабатывающих заводов, из которых четыре имеют еврокоды. Продукция идет на экспорт и поставляется в ряд стран Европы.
Ожидалось, что в ближайшие годы вода может снова подойти к некогда крупнейшему порту на море – городу Аральску. Кроме того, в октябре 2012 года Всемирный фонд дикой природы включил Малое Аральское море и дельту Сырдарьи в список водно-болотных угодий мирового значения, охраняемых международной Рамсарской конвенцией – такой статус, например, имеет дельта Волги.
Что же касается южной части Аральского моря, по всей вероятности, она доживает последние годы. По прогнозу российских ученых, в год будет высыхать до одного метра морской поверхности и в конечном счете здесь останется горько-соленый водоем, подпитываемый подземными или остаточными речными стоками. Сегодня Южный Арал, в свою очередь, разделился на две части – восточную и западную. В 2007 году засоленность здесь достигла рекордной отметки. Весной 2009 года Восточное Аральское море практически полностью высохло, но весной следующего года восстановилось вследствие увеличения количества подземных грунтовых вод. Сегодня Большой Арал выживает за счет подземных источников, дающих ему, по разным оценкам, до двух кубических километров воды ежегодно.
Возвращение Малого Арала сыграло позитивную роль и в улучшении водоснабжения сельхозугодий, включая орошаемые земли и сенокосы, повлияв на экологическую обстановку, климат. Дожди и снег в казахстанской, северной части Арала перестали быть редкостью, обеспечив влагозарядку почвы и возрождение пастбищ.
Теперь площадь Малого Арала, возрождение которого вселило в местных жителей уверенность в завтрашнем дне, может сократиться в силу того, что страны Центральноазиатского региона не могут прийти к компромиссу. Экологические проблемы не зависят от
географических границ и, отбросив все рассуждения по поводу экономических выгод, люди должны объединить все усилия, чтобы предотвратить экологическую проблему вселенского масштаба.
Еще в 1993 году в Кызылорде состоялась встреча глав Центральноазиатских государств и России. Президенты Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана подписали соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона. Принят ряд документов по вопросам использования водных ресурсов трансграничных рек, к коим относится Сырдарья. Но, как говорится, вопрос этот каждая из стран решает, исходя из собственных выгод и приоритетов. Так, например, не согласовав с другими заинтересованными странами, узбекская сторона, начиная с 1993 года, построила на Сырдарье девять водохранилищ.
– Для полного восстановления Аральского моря из Амударьи и Сырдарьи ежегодно должно поступать 110 миллиардов кубометров воды. На деле же поступаемый объем воды сегодня – на уровне 5-6,5 миллиарда кубометров. В Большой Арал, относящийся к Узбекистану, за последние годы из Амударьи не поступает ни единой капли, – считает инженер-гидротехник Даулетияр Баялимов, специалист по водным ресурсам, представлявший Казахстан в составе исполнительного комитета Международного фонда спасения Арала. Он сетует по поводу того, что недопонимание и разногласия по поводу использования вод трансграничных рек поставили под вопрос дальнейшее существование Малого Арала.
Серьезную озабоченность по этому поводу высказывают не только экологи и ученые, но и народные избранники. В связи со сложившейся ситуацией депутат Сената Парламента Республики Казахстан Мурат Бахтиярулы направил запрос Премьер-Министру страны Аскару Мамину. Позицию М.Бахтиярулы поддерживают также депутаты Акмарал Альназарова и Нурторе Жусип.
– С момента обретения независимости каждая из стран чаще всего придерживается собственной политики, не учитывая интересы государств, расположенных в нижнем течении Сырдарьи. Вода – не только товар, но и жизненно важный природный ресурс, – считают депутаты.
Для того, чтобы сохранить Малый Арал, объем воды, поступаемой в нижнее течение Сырдарьи, должен быть не менее 2 миллиардов кубометров воды в год. Только на сельскохозяйственные нужды региона используется до 4,2 миллиарда воды в год. В связи с этим народные избранники предлагают Правительству четко определить позицию Казахстана в использовании водных ресурсов трансграничной реки, тщательно изучить причины препятствий для достижения договоренностей с использованием нормативов международного права.
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА