Праздник Наурыз для казахов, как, впрочем, и для других народов Востока, – один из самых значимых. Олицетворяющий символ обновления природы, торжества любви и плодородия, Наурыз по восточному календарю совпадает с днем весеннего равноденствия и направлен на развитие лучших человеческих качеств – открытости, отзывчивости и сердечности. А предшествует Дню весеннего равноденствия праздник Амал, который отмечается 14 марта, за две недели до наступления Наурыза.
К истории возникновения праздника
Праздник Амал, который известен еще как «Көрісу», или «Қауышу» (дословно – «свидеться»), до недавних пор, в основном, отмечали жители западных регионов Казахстана – Атырау и Мангистау. Сегодня, когда наше общество стало проявлять все больше интереса к своим истокам и корням, истории народа, стали возрождаться обычаи, традиции.
Если обратиться к истории праздника, то ученые и знатоки фольклора высказывают разные версии по поводу возникновения праздника.
– После Октябрьской революции 1917 года согласно постановлению страны Советов летоисчиление стало вестись по григорианскому календарю, в результате которого календарные дни переместились на целых тринадцать дней вперед, то есть 1 марта переместилось на 14-е, – считает кандидат исторических наук Уалихан Ибраев.
Еще по одной версии, именно в это время солнце по своей орбите подходит к звезде Амал (по-арабски «Хамаль»). Таким образом, получается, что Солнце входит в знак Овна и открывает новый зодиакальный год.
Как бы то ни было, праздник Амал пользовался особой популярностью именно на западе страны, откуда теперь пришел и к нам. Ученый и археолог Андрей Астафьев, много лет посвятивший изучению истории, археологии и этнографии Мангистауской области, пришел к выводу, что праздник Амал имеет монгольские и тувинские корни. Согласно легендам рода адай, люди пришли на плато Устюрт и полуостров Мангистау с востока. Возможно, оттуда же они принесли с собой иную календарную систему отсчета. По монгольскому календарю исчисление недель в нем ведется девятками, а начинается он с 22 декабря. Девятки дней группировались в четыре температурных цикла, совпадающих с четырьмя сезонами солнечного года (весна-лето-осень-зима). Новый год начинался от зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок, время «рождения» и «умирания» мороза, отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. А с 14 марта наступала весна – время «взросления» листьев и пения кукушки.
Пик всех празднеств, связанных с Амалом, в Мангистау проходит на горе Отпан. Именно там зажигается традиционный огонь единства, точнее на территории историко-культурного комплекса «Отпан тау». Гора Отпан тау, самая высокая на Мангистау, возвышается на 532 метра над морем. На вершине горы установлен 37-метровый памятник Адаю – исторической личности, батыру, в честь которого и был в 2007 году открыт историко-культурный комплекс «Отпан тау». Две стелы символизируют двух сыновей Адая – Келимберды и Кудайке. Там же расположена статуя Великой волчицы – символа силы и свободы духа. По легенде, именно она считается прародительницей всего тюркского народа.
Когда-то гора Отпан тау служила сигнальной башней. На ее вершине зажигали огонь, предупреждая весь Мангистау о надвигающейся опасности. В древние времена, как гласит предание, увидев сигнал, сюда со всех концов спешили батыры для того, чтобы дать отпор захватчикам, защитить и сохранить родную землю. Сейчас его зажигают только на праздник Амал. Обряд зажжения огня, как правило, проходит ночью в канун праздника.
В одном из трудов персидского математика, астронома, поэта и философа Омара Хайяма, знаменитой «Наурызнаме» сообщается, что новый год начинается 14 марта. В целом, праздник Амал, или «Көрісу», гармонично сочетается с природой, мирозданием.
После долгой зимы
Для кочевника главным его богатством, символом достатка и благополучия был скот. В холодные и лютые зимы было не просто спасти животных от джута. Отсюда берет начало и поговорка «Жұт жеті ағайынды» – «У джута семь братьев». Жители разбросанных по степи аулов в течение зимы не имели возможности видеться друг с другом. А с наступлением весны, вырвавшийся из снежного плена казах-кочевник, встречаясь с близкими, в первую очередь интересовался: «Мал-жан аман ба?», справляясь в первую очередь, о скоте и только потом о людях. Потому как, если все благополучно с домашними животными, значит, и с людьми все будет хорошо. Главной и неповторимой особенностью в празднике Амал считается «көрісу», или «қауышу» – приветствие. Люди навещают друг друга, при встрече непременно здороваются за руку. Очень важен обряд рукопожатия, когда младшие идут в дом старших, здороваясь с ними за руку, и просят благословения у аксакалов. Считается, что чем раньше тебя поприветствуют и поздравят, тем большее счастье принесет новый год. В день празднования принято прощать друг другу все обиды, одеваться в лучшие наряды, а родным и близким дарить подарки.
В канун празднования Амала традиционно устанавливались юрты. В доме каждого казаха варилось мясо, жарились баурсаки, на стол ставили все самое вкусное, припасенное специально к этому дню. Но специально никого не приглашали. Дети, проснувшись спозаранку, должны были посетить не менее 40 домов, в которых жили старшие по возрасту родственники и получить их благословение – «бата».
С весной подсыхали дороги, устанавливались теплые деньки и истосковавшиеся по живому общению кочевники спешили навестить друг друга. Устраивались праздники, на это же время обычно намечали важные события – помолвки, смотрины, свадьбы и другие семейные торжества. Преображалась степь, оживала природа, наступал праздник расцвета, восхода, размножения жизни, всего живого на земле.
По заведенной традиции, вчера коллектив областной филармонии весело, шумно и красочно отметил Амал мейрамы. Празднику придали колорит алтыбаканы, установленные во внутреннем дворе учреждения, артисты в камзолах и чапанах, расшитых национальными узорами, звуки домбры… В культурно-массовом мероприятии «Жылнама», призванном популяризировать духовные ценности, принял также участие фольклорный ансамбль «Ақмешіт».
Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА