В 2021 году в Мексике выбирали депутатов нижней палаты парламента и глав местных органов власти. Голосование на промежуточных выборах стало самым массовым в истории страны… и самым кровавым. Наркокартели, фактически правящие в некоторых регионах, не желая делить власть с народными избранниками, шли на все, чтобы избавиться от конкурентов. Бандиты запугивали политиков, заставляли их представлять свои интересы, а тех, кто не соглашался, убивали. Число жертв той предвыборной кампании идет на десятки — и это сказывается на популярности президента, который обещал бороться с насилием. «Лента.ру» опубликовала рассказ о суровых и ужасных реалиях мексиканского политического процесса.
Кандидат в мэры города Морелия от Институционно-революционной партии (PRI) Гильермо Валенсиа всегда надевает бронежилет перед тем, как отправиться на публичное выступление.
Его везде сопровождают два вооруженных телохранителя, и это не излишняя предосторожность: на выборах в местные органы самоуправления и нижнюю палату мексиканского парламента в этом году были убиты более 30 кандидатов.
В мае этого года Валенсиа пережил покушение: двое неизвестных напали на его автомобиль, когда он по дороге со службы решил навестить друга. Машину, стоявшую на парковке, изрешетили пулями, были ранены личный секретарь и телохранитель политика. Сам он не пострадал, так как в тот момент находился в здании.
Нападавшим удалось скрыться. Власти уверены, что за попыткой убить политика стоит организованная преступность — наркокартели, которые имеют в Мексике огромную власть и не желают ей делиться.
Валенсиа не первый год занимается политикой. Он уже занимал пост мэра в своем родном городе Тепалькатепек и не понаслышке знает об опасности со стороны картелей. Там местная банда наркоторговцев настолько сильна, что в 2018 году не позволила арестовать одного из своих лидеров, открыто осадив полицейский участок, где его держали.
Закончив работать в Тепалькатепеке, политик основал группу, защищающую права жертв организованной преступности. Позже он решил баллотировать в мэры Морелии. После того как на выборах 2021 года на него напали, один из его друзей предоставил ему бронированный автомобиль для нужд кампании.
Десятки убитых и раненых политиков — лишь «верхушка айсберга» того террора, что развернули криминальные кланы в Мексике. Сотни действующих представителей местной власти и тех, кто только начал политическую карьеру, подвергаются запугиваниям и угрозам.
Мотивы наркокартелей ясны: преступники хотят видеть на официальных постах тех, кто лоялен им и настроен отстаивать их интересы — то есть расхищать вместе с ними государственный бюджет и не позволять полиции вмешиваться в незаконную деятельность.
После покушения Валенсиа охраняют предоставленные государством телохранители: власти опасаются, что неизвестные преступники попытаются закончить начатое.
Дело в том, что местный наркокартель подозревает кандидата в связях с бандитами из его родного Тепалькатепека и опасается «конфликта интересов». Сам политик резко отрицает любые подобные подозрения и подчеркивает, что много лет посвятил борьбе против организованной преступности.
Прошедшие в Мексике промежуточные выборы были самыми массовыми в истории страны: борьба шла за 21,3 тысячи должностей — были выбраны 15 губернаторов, все 500 депутатов нижней палаты парламента, 1,9 тысячи градоначальников в крупных и мелких населенных пунктах.
В выборах приняли участие более половины из почти 94 миллионов зарегистрированных избирателей — притом что все население Мексики составляет 127 миллионов человек.
Представители власти подчеркивают, что прошедшие выборы были, помимо прочего, еще и самыми контролируемыми в мексиканской истории: на избирательных участках работали более 19 тысяч наблюдателей.
Тем не менее из-за действий преступников государству пришлось свернуть работу почти 200 избирательных участков в штатах Чиапас и Оахака — местные власти признали, что не смогут обеспечить безопасность голосующих.
Государство отрицает, что большая часть нападений и убийств политиков связана именно с выборами, однако эксперты сомневаются в такой оценке: они убеждены, что картели видят своей целью влияние на политическую ситуацию на местах.
Непосредственный эффект от действий организованной преступности даже удалось подсчитать: за время выборов этого года были убиты по меньшей мере 90 политиков, 36 из них были кандидатами на те или иные должности. Те, кто подвергся нападению или иному давлению, исчисляются сотнями.
По подсчетам политических консультантов фирмы Etellekt, целями трех из четырех нападений оказались именно политики местного уровня.
Полностью избежать инцидентов на участках не удалось: по меньшей мере пять работников избирательной системы были убиты в преддверии голосования в штате Чиапас, а на один из участков подкинули отрезанную человеческую голову.
Подтверждены около двух десятков случаев, когда политики под давлением снимали свои кандидатуры. Обычно выбор, который предлагают картели, звучит как plata o plomo — «серебро или свинец». Подразумевается, что политик должен выбрать между получением взятки и собственной смертью.
На фоне общественного недовольства президент страны Андрес Мануэль Лопес Обрадор объявил о программе государственной защиты кандидатов — именно по ней Валенсиа выделили телохранителя.
Глава государства признал, что масштабы насилия против политиков вызывают опасения, и подчеркнул, что одна из ключевых целей преступников — отвадить избирателей от голосования. «Когда люди отворачиваются от политики, на выборах доминирует мафия», — заявил он.
Валенсиа уверен, что его жизнь все еще под угрозой.
«Они будут искать способ завершить начатое. Может быть, однажды кто-то улыбнется мне, я раскрою объятия, а он достанет пистолет и убьет меня — много кто мог бы это сделать. В Мексике человеческая жизнь ничего не стоит. Меня могут убить и за деньги, и просто так», — говорит он.
Гильермо Валенсиа повезло выжить после покушения — в отличие от десятков других политиков. Альму Барраган, кандидата в мэры города Моролеон, застрелили на улице 25 мая во время предвыборной кампании. Нападение произошло после того, как она рассказала о месте и времени встречи со сторонниками на своей странице в Facebook.
Президент Обрадор отдельно обратил внимание на случай Барраган и подчеркнул, что ее гибель, «вне всякого сомнения», лежит на совести организованной преступности.
Из-за того, что выборы проходили ровно посередине шестилетнего срока нынешнего президента, их считали своеобразным референдумом о доверии главе государства. Гибель десятков людей и атмосфера страха, сложившаяся на выборах, несмотря на усилия властей, не могла не сказаться на результатах голосования.
В итоге правящая коалиция, в которую входит партия президента, не получила большинства мест в парламенте, на которые рассчитывала изначально.
Это угрожает реформам, запланированным главой государства. Приходя к власти в 2018 году, он обещал снизить уровень насилия и бедности, однако по обоим показателям проблемы Мексики за это время усугубились. Сейчас в стране ежедневно убивают в среднем 97 человек.
Партия «Гражданское движение», от которой выдвигалась Альма Барраган, выпустила заявление по случаю ее гибели. В нем подчеркивается, что прошедшие выборы — самые кровавые за всю историю Мексики, и нельзя делать вид, что это в порядке вещей.
«Не укладывается в голове, что участие в политических процессах приводит к угрозе для человеческой жизни», — заявили в партии.