• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
+21 °C
Ветер: 6 м/с
Влажность: 23 %
Давление: 753 мм

ЧТОБЫ ПРОЕЗД БЫЛ КОМФОРТНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ


Тема общественного транспорта – в списке самых актуальных для жителей Кызылорды. Ее время от времени поднимают в социальных сетях, на страницах местных СМИ. Три года назад плату за проезд в городских автобусах подняли – она составила 90 тенге для взрослых и 40 тенге для школьников. Бесплатный проезд предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны и инвалидам первой группы, скидкой в 50 процентов могут воспользоваться пенсионеры старше семидесяти лет.

Повышение тарифа тогда мотивировали подорожанием ГСМ, запчастей, выплатой кредитов, затратами на приобретение новых автобусов и пообещали улучшить качество пассажирских перевозок. Шли также разговоры о замене микроавтобусов на автобусы средней и большой вместимости. Но, получая за проезд немалые деньги, перевозчики не торопятся улучшать качество сервиса. Несоблюдение интервалов движения, долгие стоянки на остановках, грубость водителей и кассиров, грязь в салонах, сломанные, а иногда и порваные сиденья, неоткрывающиеся, заклеенные скотчем окна – вот неполный перечень того негатива, с которым вынуждены сталкиваться ежедневно кызылординцы.

С тем, что техническое состояние пассажирского транспорта, обслуживающего городские маршруты, находится в удручающем состоянии и не выдерживает критики, согласны и в городском автобусном парке. Как сообщил заместитель директора ТОО «Автобусный парк «Кызылорда» Канат Рахметов, транспорт их товарищества соответствует предъявляемым требованиям на 80 процентов, а техническое состояние транспорта других частных перевозчиков – только на 20 процентов.

В конце прошлого года говорилось о том, что в Кызылорду прибудут 35 новых автобусов. Подготовлено технико-экономическое обоснование на приобретение 80 автобусов. На сегодня из областного бюджета выделены средства на приобретение 13 автобусов большой вместимости. В целом же, чтобы обеспечить бесперебойное движение общественного транспорта, Кызылорде не хватает еще 150 автобусов.

– С каждым годом население города растет. Если учесть, что с 2013 года прибавилось около 15-ти новых микрорайонов, нам нужно еще около 150 автобусов, – говорит К.Рахметов.

На сегодня в Кызылорде около 600 единиц общественного транспорта: 300 – средней, 120 – большой, 250 – малой вместимости. Они обслуживают пассажирские перевозки по 33 направлениям – 25 внутригородским и 8 пригородным маршрутам (Кызылжарма, Абая, Караултобе, Наурыз, Махамбета, Акжарма, Талсуат, Белколь). При том, что ежедневно порядка 15-20 автобусов по техническим причинам не выходит на линии, явно ощущается их нехватка. В связи с чем, особенно в зимний период, увеличиваются интервалы маршрутных автобусов и газелей.

По словам специалистов, в зимнее время общественный транспорт должен ездить до 21.00 вечера, в летнее – до 22.00. Вопрос в том, соблюдают ли водители маршруток это указание... Редко кому в Кызылорде повезет доехать домой на общественном транспорте после семи вечера. Нередко доводится быть свидетелем нешуточных баталий кызылординцев в различных группах соцсетей по этому поводу.

Еще одна важная проблема – обеспечение безопасности пассажиров. И если с тем, что приходится ездить в старых, обшарпанных автобусах и ждать по полчаса на остановках, еще можно как-то смириться, то как быть с тем, что водители нередко устраивают на дорогах «гонки», обрекая на риск жизнь десятков пассажиров. В погоне за прибылью они забывают не только о комфорте и вежливом отношении к пассажирам, но и элементарно – о безопасности людей. Дорожно-патрульной полицией Кызылординской области регулярно проводятся акции «Автобус», «Безопасная дорога», «Внимание – пешеход!», направленные на снижение и предупреждение дорожно-транспортных происшествий. Чем же «грешат» водители общественного транспорта, удалось выяснить в областном департаменте полиции.

В 2019 году в отношении занимающихся пассажирскими перевозками водителей автобусов большой и малой вместимости был зарегистрирован 2691 факт нарушения правил дорожного движения, среди них 61 – превышение норм загрязняющих веществ в выбросах, 97 – нарушение правил перевозки пассажиров, 6 – нарушение режима труда и отдыха, 162 – незаконное переоборудование транспортного средства, 8 водителей вышли на линию без предрейсового технического и медицинского осмотра, 240 – занимались пассажирскими перевозками без техосмотра, 510 – пользовались сотовыми телефонами, 181 – нарушили скоростной режим, 331 – нарушили правила маневрирования. Зарегистрировано также два случая выезда водителей на встречную полосу, три факта незаконных перевозок, 205 фактов управления транспотрным средством без соответствующих документов, а трое водителей сели за руль, употребив спиртные напитки. В 2019 году произошло 11 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей общественного транспорта, в которых погибли 13, получили травмы различной степени 28 человек.

Еще одна проблема – нужна обновленная схема маршрутных автобусов. Как сообщили в автобусном парке, по сегодняшний день используется схема движения маршрутных автобусов семилетней давности. А ведь за это время в городе появилось немало новых микрорайонов и жилых кварталов. Как оказалось, на составление схемы нужно ни много, ни мало шесть месяцев. В КГУ имени Коркыта ата есть специальная кафедра, но недостаточно специалистов.

Отдельная тема – билеты. Обычно их просто не дают. В нашем городе это правило распространяется только на относящиеся к городскому автопарку автобусы, обслуживающие основные маршруты №№ 1,11, 17, 14, 18-й. В целях улучшения качества пассажирских перевозок в рамках цифровизации сферы транспортной логистики и концепции «Умный город» в Кызылорде с 1 декабря 2019 года должны были внедрить электронное билетирование – сначала на автобусах, находящихся в собственности АО «Автобусный парк «Кызылорда», а со второй половины декабря – на всех внутригородских маршрутах. С 1 января текущего года изменения должны были коснуться и тарифов: 80 тенге через онлайн-платежи и 150 тенге наличными. По этому поводу руководители соответствующих ведомств еще в прошлом году провели брифинг в региональной Службе коммуникаций. Как было обещано, нововведение значительно улучшит качество пассажирских перевозок, даст возможность вести контроль за скоростью движения и сохранением частоты движения маршрутных автобусов.

Как сообщалось, проект «Установка системы электронного билетирования в общественном транспорте города Кызылорды» будет реализован через механизм ГЧП. Был проведен конкурс, победителем которого было признано ТОО «ALEMPAY». По словам специалистов, это был один из проектов, который будет реализован без участия государства. Об этом сообщали местные СМИ, писали об этом и «КВ». И все же до сегодняшнего дня пользоваться электронными билетами кызылординцам не удалось.

– Переход на электронную систему оплаты за проезд в общественном транспорте Кызылорды был запланирован на 1 декабря 2019 года. Однако в связи со структурными изменениями в компании «ALEMPAY» сроки ввода электронного билетирования пришлось пересмотреть. До этого времени «ALEMPAY» работала при поддержке оператора сотовой связи Beeline, по определенным причинам компания заключает договор с «Kcell», что и послужило причиной задержки сроков. В феврале электронные устройства будут установлены на маршрутках, принадлежащих автобусному парку, до марта месяца на систему электронной оплаты перейдут все остальные. Оплачивать проезд в общественном транспорте можно будет разными способами: транспортной картой, через мобильное приложение с карты любого банка, с помощью СМС или QR-кода, а можно платить, как и раньше, наличными, – разъяснил ситуацию К.Рахметов.

Между тем, руководство автобусного парка связывает с переходом на электронное билетирование большие перспективы и надежды. Новшество позволит эффективно управлять транспортными потоками, определит потребность дальнейшего развития пассажирского транспорта. Мониторинг в режиме реального времени за скоростью, маршрутом и ситуацией в салоне решит ряд проблем. А также поможет вывести собираемые средства за оплату большей части перевозок в общественном транспорте из теневого оборота, увеличить налоговые поступления в бюджет города, получить объективную оценку объема рынка пассажирских перевозок в городе в разрезе пассажиропотока и денежном выражении. Что ж, будем надеяться.

Жанна Балмаганбетова

Кызылординские вести / Третья полоса 11 февраль 2020 г. 348 0