• : :
  • +7 (7242) 40 - 11 - 10
  • kizvesti@mail.ru
0 °C
Ветер: 4 м/с
Влажность: 100 %
Давление: 748 мм
  • USD 384.63 (-1.67)
  • EUR 427.98 (-0.16)
  • RUB 6.08 (0.00)

БИЗНЕСУ — ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ

Консультирование и обучение субъектов малого и среднего бизнеса, популяризация предпринимательской деятельности, активное вовлечение молодежи в экономические процессы, происходящие в регионе. Эти и другие задачи решают Центры обслуживания и поддержки предпринимательства, созданные при областной и районных филиалах Палаты предпринимателей «Атамекен». О том, из чего складывается сервисная поддержка, кому она оказывается и какие услуги наиболее востребованы, в интервью «КВ» рассказывает директор областной Палаты предпринимателей Галымбек Жаксылыков.

– Расскажите, из чего складывается сервисная поддержка и кому она оказывается?

– Сервисная поддержка бизнеса – одно из приоритетных направлений деятельности Палаты предпринимателей. Проект реализуется в рамках четвертого направления Единой программы поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса-2020». Сразу отмечу, что сервисная поддержка для действующего бизнеса оказывается на бесплатной основе. Предприниматели имеют возможность получить услуги в сфере бухгалтерского и налогового учета, таможенных процедур, юридических услуг и по вопросам, связанным с государственными закупками, закупками национальных компаний и недропользователей, консультации в сфере ГЧП, IT-услуги. В Кызылорде их можно получить в Центре обслуживания предпринимателей, расположенном в Доме предпринимателей, а в районах области и городе Байконуре функционируют филиалы Палаты предпринимателей, к которым перешли функции Центров поддержки предпринимательства по принципу «одного окна». Эта поддержка является хорошим подспорьем, поскольку предприниматели зачастую не имеют возможности справиться с проблемами самостоятельно. Также это значительная экономия времени, за счет чего бизнесмену удается успешно вести свои дела.

— С какими вопросами чаще всего обращаются кызылординцы?

— В первую очередь, с вопросами, связанными с организацией бизнеса: начиная от выбора организационно-правовой формы, системы налогообложения и заканчивая пошаговой инструкцией регистрации юридического лица. Многие приходят к нам, начиная строить бизнес «с нуля». Для них мы прописываем алгоритм действий. Ведь не секрет, что многие сначала открывают предприятия, а потом не знают, что делать дальше. Мы всегда говорим – не спешите регистрировать бизнес, лучше продумайте заранее, как будете работать, кто будет вашими клиентами, какой будет структура компании. Подумайте над этим прежде, чем вы зарегистрируете бизнес.

Поступают вопросы, касающиеся сферы налогового и бухгалтерского учета, построения общей модели ведения бизнеса. Большое количество обращений связано с кредитованием и программами поддержки малого и среднего бизнеса, особенно если предприниматель только начинает работать. Есть вопросы по маркетингу и информационным технологиям, государственным закупкам, закупкам национальных компаний и недропользователей, а также в сфере государственно-частного партнерства.

Специалисты центров подробно рассказывают про государственные программы поддержки бизнеса, отвечают на все возникающие вопросы. Уточняют кредитную историю клиента, подсказывают, в какой банк лучше обратиться. Отмечу, что предприниматели получают широкий спектр услуг по принципу «одного окна». Многие предприниматели, ставшие нашими клиентами, уже отметили для себя, что создание таких Центров – насущная необходимость. В частности, для начинающих предпринимателей очень важно знать, как правильно зарегистрироваться, а также знать свои обязательства перед государством и каковы последствия их неисполнения.

 Наша задача – создать максимально удобные условия для бизнеса. В том числе и в получении услуг наших центров. Кстати, у нас действует оборудованная зона самообслуживания. Она предназначена для самостоятельной работы клиентов, где в режиме онлайн предприниматель может составить и отправить заявку в государственный орган, зарегистрироваться на сайте государственных закупок, сдать налоговую отчетность и так далее. Словом, сервисные услуги, которые раньше оказывали консультанты Центра доступны предпринимателям в онлайн-режиме через портал services.atameken.kz. Так называемая зона самообслуживания пользуется популярностью у предпринимателей.

 Онлайн-сервис позволяет предпринимателю получить услуги из любой точки страны, не выходя из дома или офиса. Для регистрации на портале нужна электронная цифровая подпись. Услуги оказываются бесплатно.

Хотелось бы обратить внимание и на то, что в Кызылорде в Центре обслуживания предпринимателей третий год работает геоинформационный сервис, который помогает предпринимателям получать технические условия для подведения сетей (электро-, газо-, водо-, теплоснабжения), подавая обращения в онлайн-режиме. Внедрение этого сервиса позволило сократить сроки оказания услуг. В настоящее время на получение технических условий предпринимателям достаточно 3-5 дней, при этом предпринимателю не обязательно посещать центр, он может сделать это не выходя из дома, сам подать заявку на получение технических условий на портале gis.orda.gov.kz.

— С чего же начать бизнес?

— Во-первых, нужно проанализировать свои способности. Многие приходят и задают вопрос «Чем нам заняться?» или «Какой бизнес лучше?» Мы рекомендуем всегда прислушиваться к себе – к чему человек тяготеет, какой у него склад ума, способности, образование, профессиональные навыки. Также на начальном этапе необходимо понять, какие у вашего будущего направления бизнеса есть конкуренты, чем ваш бизнес будет отличаться от уже существующих направлений.

Когда вы определитесь с направлением, мы начнем выстраивать схему: будет это ИП или ТОО, какой режим налогообложения. Конечно, нужно определиться и с возможностями. Потому что каждое предприятие или компания – это капитал.

— Каков портрет кызылординского предпринимателя?

— Сейчас очень много молодых ребят 25-30 лет, которые открывают свое дело. Это люди другого поколения, которые выросли не в социалистическом обществе, где нормой было приходить на работу. Они понимают, что сегодня можно работать на себя. Это молодой бизнес, в котором доля мужчин и женщин практически одинакова. Примечательно, что очень много молодых и многодетных мам не боятся начинать бизнес. Среди обратившихся много и людей, которым за 60 лет. Выйдя на пенсию, они хотят заняться бизнесом.

Но самое главное хотелось бы отметить, что повышается грамотность населения, люди изучают бизнес-процессы, читают книги, необходимую бизнес-литературу. Есть такие, которые приходят подготовленными на 100 процентов. Мы видим расчеты, бизнес-планы. Мне кажется, что это очень положительная тенденция.

– Какие услуги пользуются наибольшим спросом?

– За десять месяцев текущего года в сфере нефинансовой поддержки в городском Центре обслуживания предпринимателей оказали 2136 услуг. Их получили 1810 предпринимателей по восьми направлениям. Наиболее популярными, пользующимися спросом, являются услуги ведения бухгалтерского и налогового учета. Здесь оказаны 964 услуги. По вопросам маркетинга услуги оказаны 398 субъектам предпринимательской деятельности. По направлению – сопровождение обращений предпринимателей и населения с предпринимательской инициативой оказаны 729 услуг. В результате оказанных сервисных услуг реализованы 467 проектов на общую сумму 1,884 миллиона тенге. Услуги предоставляются как в онлайн-, так и офлайн-режимах.

В районах Центры поддержки предпринимателей оказывают сервисные услуги в соответствии с поданными заявками предпринимателей. По итогам 10 месяцев 2019 года консультанты этих центров оказали 4462 предпринимателям как действующим, так и начинающим – 8069 услуг.

– То есть любой предприниматель, у которого нет бухгалтера, может прийти в ЦОП и получить помощь?

– Да. Наш специалист поможет предпринимателю составить и самостоятельно сдать отчетность по налогам. Также оказываем помощь и по таможенным услугам, там тоже большой спектр вопросов: делопроизводство, управление менеджментом. Еще важный момент: наши специалисты помогают участвовать в госзакупках.

– Кто чаще всего обращается к вам, физические или юридические лица?

– Чаще, конечно, физические лица. Интересно, что в последнее время к нам приходят люди предпенсионного возраста, которые хотят открыть свой бизнес, чтобы потом передать его детям и внукам.

– Существуют ли ограничения по количеству обращений?

– Нет. Бывает так, что один и тот же человек обращается к нам десятки раз. Кто-то консультируется регулярно по телефону, кому-то удобнее задавать интересующие вопросы на личном приеме, а кто-то обращается с вопросами на официальный сайт Центра, чтобы получить подробные разъяснения в письменном виде.

Начинающие и действующие предприниматели обращаются к нам на любом этапе создания и ведения бизнеса. Кто-то, например, открывает кафе. Обращается к нам по процедуре государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательства, выбору системы налогообложения, соблюдению санитарных правил и норм. Находясь на стадии заключения договора аренды, уточняет, на что обратить внимание, какие предпринять действия, чтобы не ошибиться.

Подходит время представлять отчетность, предприниматель приходит к нам за разъяснением порядка сдачи отчетности. Наши сотрудники занимаются, можно сказать, сопровождением бизнеса.

– Отслеживаете ли востребованность той или иной услуги, товара, деятельности?

– Да, мы ведем работу по выявлению приоритетных сфер деятельности, где бы начинающие предприниматели могли приложить свои силы. Большинство пробует свои силы на поприще парикмахерских услуг, IT-технологий, интернет-магазинов и так далее.

Востребованным является социальное предпринимательство. Центры детского творчества, развития, детские сады, медицинские центры с доступным обслуживанием становятся привлекательными для начинающих предпринимателей, имеющих опыт работы в этой сфере.

– Какая работа ведется в направлении бизнес-обучения?

– Бизнес-обучение у нас проводится полностью на бесплатной основе в рамках проекта «Бизнес-школа», в котором предусмотрены три эта-
па – «Бизнес-Советник», «Биз-нес-Рост» и «Проектное обучение с применением принципов
наставничества».

В «Бизнес-Советнике» может принять участие любой желающий, вне зависимости от того, является он предпринимателем или нет. На этом этапе мы рассматриваем психологию предпринимательства, маркетинг, юридические аспекты, управление финансами и персоналом, структуру бизнес-плана.

Второй этап – «Бизнес-Рост». Рассчитан на действующих предпринимателей, участники которого наряду с вышеуказанными более углубленно изучают такие аспекты, как продажи, ведение переговоров и т.д.

«Проектное обучение» является третьим этапом «Бизнес-школы», в ходе которого участники делятся на группы в зависимости от темы, которая их интересует. В ходе обучения нами привлекаются так называемые наставники – предприниматели нашей области, которые имеют хороший опыт ведения бизнеса в соответствующей сфере. Также мы практикуем выезд на производство.

Помимо проекта «Бизнес-школа», нами реализуются проекты «Деловые связи» и «Старшие сеньоры». Участники проекта «Деловые связи» проходят двухнедельный тренинг в одном из городов Казахстана, затем участвуют в конкурсе, на котором они защищают свою бизнес-идею. Успешно защитившие свой проект предприниматели получают возможность для выезда на зарубежную стажировку. В рамках проекта «Старшие сеньоры» нами привлекаются иностранные эксперты для того, чтобы предприниматели региона получили возможность обмена знаниями и опытом.

За десять месяцев текущего года в рамках «Бизнес-Советника» прошли обучение 1741 человек, из числа слушателей, прошедших обучение, профинансированы 265 проектов на общую сумму 372 миллиона тенге.

По компоненту «Бизнес-Рост» прошли обучение в областном центре и в районах области 133 человека.

По – «Проектное обучение с применением принципов наставничества» обучены 114 человек.

По компоненту «Деловые связи» в этом году впервые обучение провел наставник из Казахстанско-Британского технического университета. 35 предпринимателей повысили свою квалификацию, а ИП Прекешов Галым, который занимается переработкой пластиковой продукции получил направление на зарубежную стажировку.

В три компании были направлены иностранные специалисты по компоненту «Старшие сеньоры». Так, в сентябре эксперт из Турции Кенан бей поделился опытом с работниками ИП Мухамеджановой в сфере носочно-чулочного производства, а эксперт из Германии мистер Джон Иргенгиоро прибыл для повышения квалификации сотрудников учебного центра ТОО «Сан-жар KZ». В октябре эксперт из Киргизстана Вероника Ли обучила навыкам быстрого шитья работников ИП Онгарбаевой.

– Нынешний год объявлен Годом молодежи. Реализуются ли специальные программы для молодежи?

– Этим летом в рамках проекта «Бастау» Национальная палата предпринимателей «Атамекен» запустила пилотный проект «Жас кәсіпкер». Проект нацелен на привлечение молодого поколения в бизнес-среду. Для реализации проекта мы приглашаем на тренинги самых известных и популярных предпринимателей региона, которые делятся секретами своего успеха. Конечно, стать бизнесменом под силу не каждому, но при поддержке опытных специалистов, открыть свое дело смогут многие, если конечно, оно будет приносить пользу обществу. Программу специально разработали для молодого поколения в возрасте от 18 до 29 лет. По этому проекту прошли обучение 1100 представителей молодого поколения. По итогам трехнедельного обучения они составляют бизнес-планы и лучшим выдают грант 505 тысяч тенге, причем это не возвращаемый грант, не кредит. На сегодня 495 человек представили свои проекты и получили финансирование на общую сумму 252,4 миллиона тенге.

– Есть ли конкретные примеры реальной поддержки региональной Палаты предпринимателей в реализации востребованного бизнес-проекта?

– Реальных проектов и примеров много. Благодаря профессиональной консультации и сопровождению наших сотрудников в Кызылорде появился центр по стрельбе из лука «Алтын жебе». Проект был одобрен по программе «Еңбек». Еще один пример – Медет Ермаганбет получил грант по «Еңбек» 505 000 тенге и открыл в городе кафе мороженого и гонконгских вафлей. Участники проекта «Жас кәсіпкер» Жасулан Кобеген и Сулеймен Султанали на грант открыли фото-, видеостудию, где также оказывают услуги по аквапечати для автомобилей. А Жанар Алиева благодаря гранту расширила центр изучения английского языка.

Как видите, инструментов для поддержки предпринимательства сейчас достаточно. Мы готовы проконсультировать каждого, кто желает открыть свое дело или же столкнулся с проблемой в ходе реализации действующего бизнеса.

– Какой совет Вы бы дали тем, кто хочет открыть свой бизнес?

– Приходите к нам. Как я уже говорил, наши сотрудники способны помочь в любых вопросах. Шаг за шагом проведут по всем ступеням – от выбора рыночной ниши и подготовки документов для государственной регистрации до полного становления. Даже если нет четкой бизнес-идеи, но присутствует желание открыть собственное дело, мы всегда поможем.

– Спасибо за беседу.

Беседу вела Наталья ЧЕРНЕЙ

Кызылординские вести / Третья полоса 19 ноябрь 2019 г. 422 0