• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
+3 °C
Ветер: 2 м/с
Влажность: 47 %
Давление: 755 мм
  • USD 388.96 (-0.79)
  • EUR 432.21 (-2.05)
  • RUB 6.09 (-0.03)

В ПОЭЗИИ ЖЫРАУ – МУДРОСТЬ НАРОДА

Казахские поэты-жырау, творчество которых относится к XV-XVIII векам, к периоду Казахского ханства, в своих произведениях призывали народ к единению и сплоченности, оказывали поддержку ханскому государству, воспевали подвиги батыров, защищавших родную землю от врагов, людей, которые трудились  на благо народа. Они считали своим долгом воспитывать молодое  поколение на примере  таких  людей.

Как говорят изучавшие творчество жырау того времени старший преподаватель кафедры русского языка и литературы КГУ им. Коркыта ата Мирамкуль Акаева и ученый  Гүлнар Сайгы, главная тема их поэтических произведений – любовь к Родине, к народу.

Казахский писатель, драматург и учёный Мухтар Ауэзов дал такую оценку творчеству поэта-жырау  Асана Кайгы: «Через критические рассуждения, наставления жырау, отраженные в его произведениях, мы получаем различные сведения, картины, представления об обстоятельствах жизни тех лет  и о нем самом. При этом поэт прибегает к иносказаниям, обрисовывая картины жизни того периода  и делая  прогнозы на будущее. Каждое его слово содержит в себе глубокие раздумья, полно содержания, но вместе с тем поэт не выражает свои мысли конкретно, точно, а дает в завуалированной форме. Каждое слово поэта имеет  цель: о чем бы он ни говорил, в первую очередь он рассуждает о чаяниях народа, о его положении или же беседует с народом на морально-этические темы в форме наставлений, назиданий».

Давая оценку творчеству Асана Кайгы, ученый  раскрывает  идейно-художественное  значение  всей поэзии жырау.

В период Казахского ханства поэты-жырау выступали в качестве покровителей народа, являлись советниками ханов и биев. Казахские бии  активно участвовали в управлении государством, в создании  справедливых  законов и  судопроизводстве.

Становление Казахского ханства как независимого государства относится ко 2-ой половине XV века ( приблизительно 1470-1471годы). Ученый-историк Мухаммед Хайдар Дулати в своей  знаменитой  работе «Тарих-и Рашиди» в главе «Шайбани наме» пишет: «Границы Казахского  ханства на западе простирались до Жаика, на юго-западе – до правого берега Сырдарьи, занимали  земли от Арала до Мангыстау. На юге в состав ханства вошли многие города, расположенные  вдоль берегов Сырдарьи. На севере  в состав ханства вошли территории от Улытау и далее, на юго-востоке – территория Жетысу  между реками Шу, Талас, Каратал, Или. Численность народа, находящегося под властью Касым хана, составляла около одного миллиона человек».

Поэзия жырау начала развиваться  с момента образования Казахского ханства. Асан Кайгы, Сыпыр жырау, Казтуган жырау являются одними из самых известных  представителей  поэзии жырау XV века.

Народ  очень уважал поэтов-жырау. В периоды, когда вспыхивали народные волнения, мятежи  или на землю нападали враги, за помощью и советом обращались к поэтам-жырау: они призывали народ к спокойствию и терпению, оказывали ему поддержку  и делали прогнозы, как разрешится та или иная  ситуация.

Характерной  художественной   особенностью   поэзии  жырау периода Казахского ханства являются  персонажи и герои  произведений. Главные  герои в них – народ, ханы и батыры. То, что образы ханов и батыров занимают значительное место  в произведениях жырау, непосредственно связано  с исторической  эпохой.

Свою оценку поэзии жырау дал и знаменитый поэт Шакарим. В стихотворении «Ескі ақындық» («Старая поэзия»)  он высоко оценил  народное  наследие, устное поэтическое творчество, поэзию жырау. В своей поэме «Батыр баян» Магжан Жумабаев   сравнивает исполнение Бухаром жырау  и Татикарой   их произведений с тем, как  льётся  чистая  вода.

Итак, мы можем сказать, что поэзия жырау – это  многовековое бессмертное наследие нашего народа, в котором  отразилась его мудрость.

Ценность поэзии жырау заключается не только в том, что в ней отражаются  исторические события, трагедия народа, его мечты и надежды, но и в том, что  политическая и общественная деятельность народа, его мировоззрение, миропонимание  изображаются  посредством  художественного слова.

Как уже отмечалось, главная тема поэзии жырау – любовь к родной земле, сплоченность и единство народа. Например, Асан Кайгы говорит в своих стихах  о богатых землях, куда бы он переселил народ, о спокойной жизни людей на этой земле. Размышляет  о том, что человек не должен считать себя лучше других только потому, что он богаче, образованнее, о том, что  дружба должна быть бескорыстной, о том, что человек  должен избегать лжи. Несомненно, эти глубоко философские  размышления поэта не утратили актуальности и  воспитательного значения   и  сегодня.

Поэзия жырау имеет форму толгау (мелодичное поэтическое произведение- размышление).

Видными представителями поэзии жырау XVIII века  являются жырау Актамберды, Татикара, Умбетай. Большинство их произведений посвящено событиям, связанным с нашествием джунгар.

Произведения Актамберды жырау  отличаются  остротой содержания, богатством языка  и особой художественностью. Они,  в основном, представляют собой  назидания-раздумья,   в которых  звучат мечты  и стремления казахского народа.

В  произведениях  Татикары жырау звучат мысли о независимости казахского государства, поэт воспевает подвиги батыров.

Итак, можно сказать, что  главной  темой  поэзии XV-XVIII веков выступает тема свободы, героических подвигов народа. Жизнь и творчество жырау занимает значительное место в истории казахского народа, а их  деятельность служит примером  для людей.

Канат ЖОЛДАСОВ

Кызылординские вести / Третья полоса 17 сентябрь 2019 г. 253 0