• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
+11 °C
Ветер: 3 м/с
Влажность: 38 %
Давление: 758 мм
  • USD 389.81 (+0.22)
  • EUR 430.27 (+1.21)
  • RUB 6.06 (+0.01)

ПРОСВЕТИТЕЛЬ, УЧЕНЫЙ, ЦЕЛИТЕЛЬ

«Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика. Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века», – отметил Первый Президент страны – Лидер нации Н.Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».

Один из важных элементов каркаса национальной идентичности – духовные святыни Казахстана. На земле Сыра находится мемориал Коркыта ата. Сотни паломников приезжают к мазарам и мавзолеям Хорасана ата, Айкожи ишана, Окшы ата, Калжана ахуна, Беркинбая калпе, Мусирали баба, Кунсугира ахуна, чтобы поклониться памяти предков, загадать заветное желание, излечиться от недугов.

Одно из святых мест – мавзолей проповедника ислама, ученого-богослова и просветителя Марала ишана в 18-и километрах от районного центра Жосалы.

Относительно даты рождения Марала ишана есть некоторые расхождения. В одних источниках указывается 1769 год, в других – 1780-й. Интересна и история рождения. Его отец Курман Кенжебай-улы был батыром и врачевателем Абылай хана. В 1741 году джунгарский контайчи Галден-Церен совершил захватнический набег на казахские земли. Хан Абылай во главе небольшого отряда из 200 человек оказал яростное сопротивление джунгарам, но войско было разбито, а сам хан попал в плен. По свидетельству историков, об этом писал в своей докладной записке в канцелярию Сибирской губернии комендант Ямышевского банка. В ходе переговоров Галден-Церен и Абылай хан пришли к соглашению. Контайчи освободил хана Абылая, а залогом перемирия между ними стали две его дочери от жены-казашки, которых он подарил Абылаю. Одну из них, Фатиму, Абылай хан отдал в жены своему верному соратнику Курману.

 От этого брака в местечке Кайранколь вблизи Кызылжара (ныне Костанайская область) родился Марал ишан. Когда погиб отец, мальчику было девять лет, и ему пришлось сполна испить горькую чашу сиротства. Вместе с матерью в поисках лучшей жизни в 13-летнем возрасте Марал оказался в окрестностях крепости Акмешит. Он мечтал учиться, но из-за нужды пришлось наняться подпаском к Куланбай ишану. Человек богатый и с открытой душой, Куланбай ишан сумел распознать в подростке незаурядные способности.

В 50-и километрах к востоку от города Бухары и 70-и километрах от города Каттакурган Узбекистана в пещере горы Жам жил провидец и ученый Жаланаяк ишан, который открыл там медресе и обучал детей. К нему и отправил Куланбай ишан юношу, благословив его и обещав выдать за него свою дочь. Старательный и любознательный Марал стал одним из лучших учеников в медресе. Во время одного из своих приездов в Акмешит он женился на дочери Куланбая ишана Менлибике. Марал ишан проучился в медресе 10 лет и получил прекрасное по тем временам религиозное образование.

После окончания школы Марал вместе со своими семью последователями посетил дом одного богача. В доме бая они увидели тяжелобольную невестку бая, находящуюся при смерти. Своим даром он исцелил и спас женщину от смерти. Благодарный бай отдал Марал бабе своего любимого коня по кличке Сары бауыр – светло-рыжий.

В конце XIX – начале XX веков в духовной жизни народов Центральной Азии, в том числе казахов Туркестанского края большую роль играли ишаны как проводники мусульманской религии, просвещения, народных традиций врачевания.

В истории национально-освободительного движения есть интересные сюжеты, до сих пор не привлекавшие внимания исследователей. К их числу относится движение Марала ишана – одна из первых организованных попыток антиколониального сопротивления казахов, основанных на идеях исламского единства и религиозных ценностях.

Движение Марала ишана не смогло завершиться успехом по ряду причин. Главная причина в том, что руководителям движения не удалось объединить все слои казахского населения. Однако и одержать однозначную победу над этим движением колониальной администрации не удалось. Таким образом, движение, возглавленное Маралом ишаном, было не только и не столько религиозно-мистическим, но и носило ярко выраженную национально-освободительную окраску.

Марал ишан имел большой авторитет среди населения. Уже при жизни его почитали как святого и целителя. Духовный соратник Кенесары хана, он был прогрессивным общественным деятелем, призывал сородичей к прекращению межродовых усобиц, переходу к оседлому образу жизни, овладению грамотой и ремеслами. Он проповедовал среди казахов, в первую очередь своих сородичей, суфизм, за что был удостоен звания ишана – суфийского шейха. Это самый высокий статус в духовенстве, который дает право вести самостоятельную религиозную жизнь, собирать последователей. Отмечу, что помимо религиозного просвещения, морального утешения, ишаны, будучи хорошими психотерапевтами и зная секреты народной медицины, оказывали и врачебную помощь.

В честь Марала ишана в свое время сложили жыры известные акыны прошлого Балкы Базар, Омар Шораяк, Турмагамбет. Марал ишан был признан героем и «пиром трех жузов». То есть его высоко почитали народы всех трех жузов. При Кенесары хане он был главным муфтием.

Марал ишан ушел из жизни во время поездки к родным местам. По завещанию его похоронили на Кармакшинской земле. Неподалеку от мавзолея похоронены его старший сын Калкай ишан, внуки Оспан ишан, Тобагабыл ишан, Каус ишан и Амит ишан. Все они были проповедниками ислама и оставили после себя научные труды, сыгравшие важную роль в приобщении местного населения к гуманистическим традициям одной из мировых религий.

Здесь отдельно хотелось бы рассказать о Калкай ишане. Настоящее имя старшего из сыновей Марала ишана Калмухамед. Он как и его прославленный отец пользовался особым уважением и авторитетом у местного населения. Калкай ишан, как в народе его прозвали, родился в 1815 году в Кармакшинском районе в местности Карабдал.

Калмухамед родился, когда его отцу было тридцать лет, и пользовался особой любовью отца. По настоянию отца Калмухамед провел четверть века в крупных религиозных центрах Бухары и Багдада и получил хорошее по тем временам образование. Вернувшись в родные края, в мечети, построенной отцом Маралом ишаном, учил детей грамоте и основам ислама.

Богослов и проповедник суфизма, он прославился еще и тем, что был знатоком казахского фольклора, знал наизусть много дастанов и сказаний, занимался их сбором и записью. В Институте литературы и искусства имени М.Ауэзова хранится книга «Рукописи Калкая молды», а также записанное им поэтическое сказание «Ер Қосай». Его передал в институт в 1940-м
году собиратель казахского фольклора Асайын Хангельдин. Известный ученый-филолог Ауелбек Конратбаев в своей работе «Тюркология и казахский эпос» пишет, что молда Калкай был одним из авторов, записавших жыр «Қамбар».

В архивных документах сохранились письма чиновников Перовского и Казалинского уездов 1859 года, в которых упоминается имя Калкая ишана и его заслуги в разрешении междоусобных раздоров среди сородичей. В переписке также говорится, что местное население с большим почетом и уважением произносит имена живущих здесь аулие (святых) Косымкожи, Сейтпенбета, Калкая ишана. Своих земляков Калкай ишан призывал к оседлости, к занятию земледелием. Под его влиянием около ста семей обосновались на берегу Караозека и, поставив около 80-и запруд, вырыли арык, который и сейчас в народе известен как арык «ишана».

Слава о нем, как об искусном врачевателе и провидце шагнула далеко за пределы родного края. В надежде получить исцеление к нему приезжали страждущие даже из далеких степей Сарыарки.

Сабит Муканов в романе «Промелькнувший метеор», посвященном выдающемуся ученому и этнографу Шокану Валиханову, рассказывает, что своим именем Мухаммед-Канапия Шокан обязан Калкаю ишану. Когда родился Шокан, в Аманкарагае в доме Чингиза, отца Шокана, гостил Калкай ишан. По традиции имя новорожденному обычно дают наиболее уважаемые люди. Родители Шокана, потомки хана Абылая, попросили ишана дать имя мальчику. Взяв ребенка на руки, Калкай долго вглядывался в лицо младенца, а затем нарек его именем Мухаммед-Канапия. Как сказал ишан, любимая дочь пророка Мухаммеда Фатима была женой Хазрета-Гали, у которого от трех жен было восемнадцать сыновей, среди которых храбростью и отвагой прославился Мухаммед-Канапия. В его честь Калкай ишан и назвал мальчика. Он предрек ему блестящее будущее и предсказал, что слава его превзойдет предков – ханов Касыма и Уали.

Сыновья Калкай ишана Тобагабыл, Абдрахман, Мамырбай пошли по стопам отца и тоже, получив религиозное образование, стали ишанами. С приходом Советской власти на долю потомков Калкая ишана выпало немало трудностей. Они были объявлены врагами народа, были среди них и те, кто был расстрелян или погиб в тюрьмах. Оставшиеся в живых члены семьи были вынуждены бежать в Узбекистан и Таджикистан.

Мавзолей Калкая ишана расположен неподалеку от мавзолея его отца. Он напоминает по внешнему виду мавзолей Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане. Как рассказывают люди старшего поколения, перед смертью Калкай ишан попросил своих детей, чтобы его мавзолей не был выше мавзолея его отца Марала ишана. Но мастер, который возводил строение, поступил по-своему и сделал его выше мавзолея Марала ишана. На следующий день, когда люди пришли к месту захоронения, они увидели, что та часть, что была выше, обрушилась. Это можно увидеть на фотоснимках, сделанных в 1995-1996 годах. В строительстве активное участие принимали все жители аула. Выстроившись в цепочку, они из рук в руки передавали ведра с водой для строительства мавзолея. А еще говорят, что при приготовлении сырцовых кирпичей для мавзолея использовали вместо воды кумыс. Как бы то ни было, все это еще раз говорит о том уважении, с каким люди относились к Калкаю ишану. Высота передней фасадной части мавзолея – четырнадцать метров. Мавзолей, построенный из сырцового кирпича, является образцом купольной архитектуры и относится к XIX веку.

Что касается мавзолея Марала ишана, то это памятник истории и культуры местного значения, относящийся к XIX веку. Он также является маленькой копией мавзолея Ходжи Ахмета Яссави. Строение квадратного плана состоит из двух камер и выстроено из сырцового кирпича, сверху имеется купол. Фасад строения ориентирован на юго-восток. Высота стены – 2,8, купола – 3,5 метра.

Рядом с мемориальным комплексом расположен дом для приезжих, где есть комнаты для молитв и ночлега. Ежедневно сюда приезжают до пятидесяти паломников со всех уголков страны, бывают и иностранные посетители.

В низовьях Сыра жили выдающиеся ученые и просветители, которые посвятили жизнь служению народу, способствовали духовному воспитанию людей. Их добрые дела остались в памяти людей. Они оставили неизгладимый след в истории, и потомки с огромным уважением произносят их имена и поклоняются их памяти.

Подготовил Ораз НУГМАНОВ

Кызылординские вести / Третья полоса 10 июль 2019 г. 352 0