• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
+34 °C
Ветер: 6 м/с
Влажность: 15 %
Давление: 746 мм
  • USD 386.34 (0.00)
  • EUR 427.25 (0.00)
  • RUB 5.88 (0.00)

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА ГОССЛУЖАЩЕГО – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

За годы независимости наша страна добилась реальных успехов в своем социально-экономическом, культурном и политическом развитии. Еще в 1997 году самое первое Послание Президента страны народу Казахстана было посвящено Стратегии развития Казахстана до 2030 года, где одним из основных долгосрочных приоритетов было обозначено создание профессионального государства.

Реализация задач в деле создания высокопрофессиональной государственной службы и эффективной структуры управления во многом обуславливается профессионализмом государственного служащего.

В этом вопросе одним из важных шагов является формирование позитивного имиджа государственного служащего. Само формирование положительного имиджа государственного служащего является сложным и длительным процессом, который предусматривает идеологическое, политическое и культурные аспекты, непосредственно и тесно связанные с политикой совокупного имиджа всех трех ветвей власти.

Основные требования, предъявляемые для формирования позитивного имиджа государственного служащего, определены в Этическом кодексе государственных служащих Республики Казахстан, утвержденном Указом Президента Республики Казахстан №153 от 29 декабря 2015 года, где отмечается, что «Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих».

В этом Этическом кодексе выделены основные качества, которыми должны обладать государственные служащие для эффективного исполнения своих служебных обязанностей. Это – быть честными, справедливыми, скромными, вежливыми, открытыми, морально ответственными, высокопрофессиональными.

Во всех странах мира властные структуры постоянно находятся под пристальным вниманием всего общества. И Казахстан в этом отношении не является исключением.

Любая реформа государственного сектора будет обречена на безуспешность, пока являющийся ключевым звеном всякой реформы государственный служащий будет оставаться в глазах общественности носителем таких отрицательных черт, как непрофессионализм, бюрократизм и коррумпированность. И в этом отношении стереотипные реакции в общественном мнении в отношении деятельности государственных служащих и, в частности, руководящего состава государственных органов формируются в основном посредством средств массовой информации и различных социальных сетей.

Поэтому проводимые реформы в системе государственной службы в первую очередь направлены именно на укрепление доверия со стороны общества к государственным органам, повышение эффективности деятельности каждого государственного служащего и государственного органа в целом и профилактику недопущения коррупционных правонарушений и пресечения проявлений бюрократии. И не секрет, что требования, предъявляемые к государственным служащим, в сегодняшней реалии жизни усиливаются, расширяется круг установленных для них законодательством ограничений и запретов, повышается уровень их ответственности.

Быть государственным служащим – это огромная честь, и потому в условиях быстрого развития информационных технологий и свободы СМИ помимо профессионализма важно обладать и высокими нравственными качествами. Поскольку государственные служащие являются лицом государства в глазах общества, первостепенной задачей является укрепление доверия людей к государственным органам.

В рамках реализации 12-го шага Плана нации «100 конкретных шагов» по формированию профессионального государственного аппарата, помимо Законов Республики Казахстан «О государственной службе», «О противодействии коррупции», с 2016 года вступил в действие и вышеуказанный Этический кодекс государственных служащих, которым должны строго руководствоваться все без исключения государственные служащие Республики Казахстан.

Кроме того, с 2016 года во всех государственных органах внедрены штаты уполномоченных по этике, а в территориальных подразделениях центральных исполнительных органов функции уполномоченного по этике возложены, в соответствии с требованиями, утвержденными Указом Президента Республики Казахстан №153 от 29 декабря 2015 года, Положения об уполномоченном по этике, на занимающего руководящую должность, а также снискавшего признание и уважение в коллективе.

К функциональным обязанностям уполномоченных по этике отнесены такие функции, как оказание государственным служащим консультативной помощи по вопросам соблюдения законодательства в сферах госслужбы, противодействия коррупции и Этического кодекса, способствование соблюдению государственными служащими установленных законами ограничений и запретов, рассмотрение обращений физических и юридических лиц по фактам нарушения норм служебной этики, содействие формированию культуры взаимоотношений, соответствующей общепринятым морально-этическим нормам в коллективе, защита прав и законных интересов государственных служащих, осуществление мониторинга и контроля за соблюдением норм служебной этики государственными служащими, проведение анализа причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сферах государственной службы, противодействия коррупции и этического кодекса, а также внесение руководству государственного органа рекомендации по их устранению, проведение разъяснительной работы по вопросам соблюдения законодательства в сферах государственной службы, противодействия коррупции и Этического кодекса.

Внедрение функции уполномоченных по этике в государственных органах дает свои положительные результаты.

Об этом можно судить по результатам деятельности уполномоченного по этике департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по Кызылординской области.

Так, только за прошедший 2018 год уполномоченным по этике данного департамента 32 лицам, в т.ч. 24 госслужащим и 8 физическим лицам, оказана консультативная помощь по вопросам соблюдения требования законодательства в сферах госслужбы, противодействия коррупции и этического кодекса, проведены встречи с 62 гражданами, в том числе с 51 гражданином во время выездов в районы области, рассмотрены 3 обращения по вопросам соблюдения этических норм и законодательства в сфере госслужбы и противодействия коррупции, защищены и восстановлены права и законные интересы 2 физических лиц и в 2 случаях достигнуто примирение конфликтующих меж собой сотрудников департамента.

Проведены 29 мероприятий по разъяснению норм законодательства в сферах государственной службы, противодействия коррупции и этического кодекса, в т.ч. 13 лекций и семинаров, на страницах СМИ опубликованы 12 статей, на страничке департамента в социальной сети «Facebook» размещены 3 видеосюжета.

В целях мониторинга соблюдения норм служебной этики, а также состояния морально-психологического климата в коллективе в первой и во второй полугодиях 2018 года проведены 2 анонимных анкетирования, в каждой из которых приняли
участие 32 госслужащих департамента. Следует отметить, что проведенный сравнительный анализ итогов 2-х анкетирований показал относительно положительную динамику изменений морально-психологического климата в коллективе. Этому способствовали принятые по итогам анализа результаты опроса и реализация плана мероприятий по улучшению морально-психологического климата в коллективе на второе полугодие 2018 года. Аналогичный план действий разработан и утвержден и на второе полугодие 2019 года.

Кроме того, соответствующим приказом руководителя департамента утвержден план работы уполномоченного по этике департамента на 2019 год и график приема государственных служащих и иных граждан по вопросам, отнесенным к функциям уполномоченного по этике, которые размещены на интернет-ресурсе департамента. График приема с фотографией и контактами уполномоченного по этике также размещен в доступном месте для всеобщего обозрения в здании департамента.

Благодаря созданию благоприятного морально-психологического климата в коллективе наш департамент в рейтинге деятельности по итогам 9 месяцев 2018 года вошел в тройку лидеров среди 17 региональных департаментов.

Таким образом, из вышеизложенного можно будет резюмировать, что залогом формирования и укрепления позитивного имиджа госслужащего как основного носителя и исполнителя государственной политики во всех сферах общественных отношений является поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективах государственных органов. А это, в свою очередь, является основополагающим условием успешной реализации поставленной задачи перед каждым государственным органом.

Б. Накипов, уполномоченный по этике департамента комитета труда, социальной защиты и миграции по Кызылординской области

Кызылординские вести / Четвертая полоса 09 февраль 2019 г. 340 0