• : :
  • +7 (7242) 70 - 00 - 60
  • info@kzvesti.kz
+30 °C
Ветер: 5 м/с
Влажность: 22 %
Давление: 749 мм
  • USD 386.77 (+1.35)
  • EUR 427.26 (+2.68)
  • RUB 6 (0.00)

КАМЧА — АТРИБУТ НАСТОЯЩЕГО ДЖИГИТА

Камча (плетка) в культурно-бытовом укладе казахского народа занимает особое место. Камча, искусно сплетенная из полосок сыромятной кожи, считается символом твердости духа и уважения. Издревле она была неотъемлемым атрибутом джигитов. Казахи считали, что камча оберегает дом от злых духов, поэтому раньше она висела в каждой юрте на видном месте. И сегодня камча не забыта, но ее чаще используют как декоративное украшение.

Кызылординец Ержигит Куантканулы с ранних лет занимается плетением камчи и может рассказать о ней много интересного. Искусству плетения Ержигита научил его отец, известный в области мастер прикладного искусства Куанткан Алдакешов. С десяти лет парень учился не только искусству плетения камчи, но и премудростям изготовления предметов обихода, домашней утвари, оригинальных сувениров из дерева и кожи.

– Мне всегда было интересно находиться рядом с отцом, когда он что-то мастерил, я старался быть полезным, помогал по мере своих возможностей. Ремесленничество – это наследство моих предков, – говорит Ержигит. – Каждый мастер старается придерживаться традиционных стандартов, но при этом находит свой стиль, отличающий его от других.

Плетут камчу из обработанной кожи, используя от пяти до сорока шнурков. Если камча делается на заказ, то учитываются индивидуальные особенности обладателя, например, размер его руки. Кнутовище делают в основном из таволги, инкрустируя его металлом, кожей, бахромой. Процесс изготовления камчи трудоемкий, длительный, требует усидчивости и терпения. Толстую ветку таволги необходимо сначала выпрямить, затем ее чистят, натирают маслом. Чем больше полос для плетения, тем сложнее работа. Ержигиту больше нравится плести из восьми кожаных сыромятных ремешков, такая камча выходит с ровными четырьмя гранями.

– Издревле казахи относились к таволге с особым уважением, верили в ее целительную силу, – говорит Ержигит. – Из таволги изготовляли не только рукоятки камчи, но и другие предметы, сакральные для казахов. Считалось, что таволга защищает от всего плохого, ее боится всякая нечисть.

У камчи две основные части: плетение и кнутовище. Для кнутовища использовали таволгу, голень сайгака, рога горного козла. Мастера соединяли плетеную часть с кнутовищем, и это было сложно. Кнутовище многие мастера обматывают высушенными, выделанными полосками шкуры или тонкой медью, инкрустируют металлическими пластинами. Место соединения плетеной части и кнутовища украшают бахромой из кожи. Очень важно, какого качества кожа для плети. Раньше шкуру крупного или мелкого рогатого скота отмачивали в айране с солью. Кожа могла находиться в растворе около месяца, пока не отслоится шерсть. Сейчас все гораздо проще, материалы заказывают у местных торговцев или в соседних регионах.

– Когда начал заниматься изготовлением камчи, узнал для себя очень много интересного об этом предмете, – говорит мастер. – Камча может быть весьма грозным оружием. Кажется, что кожа мягкая, но ею, если умело использовать камчу, можно разрубить мешок с мукой. Камча превращалась в грозное оружие, если в нее вставляли металлический стержень, а в самый кончик –
кусочек литого металла.

Как сказал Ержигит, камча состоит из нескольких частей, которые имеют свои названия. Само плетение называется өрім, кнутовище – сап, начало плетки – бас, а приклад – дүм, соединение кнута с кнутовищем – алақан, есть у камчи тыльная сторона, которая называется бауыр. Видов камчи тоже много. К примеру, камча, сплетенная из 3-4 ремешков называется шыбыртқы қамшы, она использовалась при верховой езде. Сүндет қамшы дарили мальчику, когда совершали обрезание (сүндет). Бәйге қамшы – для скачек. Көкпар қамшы – для участника кокпара. На этой камче не должно быть металлических накладок, чтобы не поранить спортсменов. К слову, с увеличением количества шнуров плетение камчи было толще и сложнее, а отсюда менялись названия камчи. Плетка для лошади называлась просто камшы, камча средней величины – дыр камшы, большая плетка – дойыр камшы, плетка в полоску – ала камшы, с оплетенным кнутовищем –
муйиз сапты камшы… Название камчи зависит и от формы плетения: төрт таспа – четырехвитковая, жиырма таспа – двадцативитковая, отыз таспа – тридцативитковая...

Рассказал мастер и о правилах использования камчи нашими предками. К примеру, когда воин просил слова – ее бросали на середину круга. А держать камчу несложенной считалось знаком враждебности.

– О том, что камча играла важную роль в жизни казахов можно судить и по тому, как ее использовали в повседневной жизни, – рассказывает Ержигит. – К примеру, входя в юрту или находясь не в седле, следовало держать камчу в правой руке, вдвое сложенной, не размахивая ею. Показывать кому-либо направление дороги или указывать на какой-либо объект всаднику следует не рукой, а сложенной камчой. Раньше нужно было входить в чужую, незнакомую юрту без камчи в руках, оставляя ее в седле или убирая в сапог. Даже появление джигита среди девушек с особо выделанной либо искусно украшенной камчой говорило о его статусе и положении в обществе. Категорически нельзя было плетью бить землю, детей, дом, войлок. Особо сильной в магическом отношении считалась плеть покойного отца или деда, ее подвешивали на почетное место, она служила оберегом для семьи.

Камча служила также и единицей измерения расстояний, близкое расстояние называли камшы сабындай – длина в рукоять камчи или камшы жетер жерде – на длину камчи. У казахов существовала национальная спортивная игра камшы ойыны. Было широко распространено также искусство камшыгерлик – умение пользоваться камчой. Раньше рассечь надвое растянутую шкуру крупного рогатого скота одним ударом камчи, обороняться от врагов и волков умел каждый.

– По сей день у казахов сохранились слова и выражения, связанные с камчой, при этом метко характеризующие людей. К примеру, о человеке жестком говорят камшыдай қатқан – жесткий как камча, об усердном человеке говорят – озін озі қамшылады (сам себя подстегивающий), вместо слова избил нередко используют выражение қамшы жұмсады (исхлестал), про слабохарактерных и неприспособленных говорят қамшы алып беруге жарамайтын (не может даже плеть подать), – говорит мастер.

Ержигит часто проводит мастер-классы для школьников и студентов по плетению камчи на базе центра «Қол өнер». Он признается, что желающих освоить это дело немало, но ребятам часто не хватает усидчивости и терпения. Заказов у молодого мастера на изготовление камчи немало, причем география весьма обширная. Нередко мастеру делают заказы на камчу для игроков в кокпар, которая имеет свою специ-фику: камча для этой игры отличается по длине рукояти или плети, ее рукоять короче, а плетение более жесткое, чтобы лошадь слушалась наездника. Заказывают Ержигиту именные плети для подарка мальчикам на сундет-той. Он с удовольствием выполняет просьбы друзей и знакомых, но может подарить плетку и незнакомому человеку, если посчитает, что этот дар будет оценен по достоинству.

Отметим, что изделия Е. Куантканулы были представлены на выставке «Экспо-2017», его работы не оставили равнодушным ни одного посетителя. Ержигит неоднократный победитель республиканских и областных конкурсов прикладного искусства. В копилке наград имеются дипломы по художественному мастерству, так как он еще и очень красиво рисует. Мастер признается, что процесс плетения камчи отвлекает от насущных проблем и позволяет расслабиться. Тем более, что он трепетно относится ко всему связанному с историей и традициями казахского народа и старается окружить себя традиционными вещами, которые напоминают о корнях. Он считает, что нельзя предавать забвению народное искусство, секреты мастерства, методику старых мастеров, передавшиеся из поколения в поколение.

– Как отметил Глава государства в своей статье «Семь граней Великой степи», Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. И непременным атрибутом любого всадника помимо сабли была и камча, – говорит Ержигит. – Считаю, что программа «Рухани жаңғыру» очень важна для сохранения самобытности нашего народа. Нужно передавать следующим поколениям богатое культурное наследие, накопленное нашими предками. Одним из путей сохранения национальной идентичности являются традиции и обычаи нашего народа, язык, литература, национальное прикладное искусство.

София АЛДАМЖАРОВА

Кызылординские вести / Предыдущие номера 12 январь 2019 г. 969 0