Жемчужина казахской классической музыки - «Кызылординские Вести»

Жемчужина казахской классической музыки

09.01.2021

1733 0

2 3

В прошлом году страна отметила 175-летие великого сына казахского народа, поэта и мыслителя, основоположника казахской письменной литературы Абая Кунанбаева. «Наследие Абая – ценное достояние, открывающее путь к единству и процветанию нашей нации. Следуя заветам Абая в жизни, применяя их в любой сфере, мы действительно укрепимся как нация, достигнем высокой цели как государство… Заветы и назидания Абая приведут новый Казахстан ХХІ века к новым высотам», – отметил Президент страны Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке», посвященной поэту.

Культурные мероприятия 2020 года прошли под эгидой юбилейной даты. Не стал исключением и наш регион. По информации регионального центра «Рухани жаңғыру» было проведено порядка 900 мероприятий различного масштаба, посвященных жизни и творчеству великого Абая. Надо отметить, что большая их часть в связи с карантинными мерами прошла в онлайн-режиме.

Юбилейные мероприятия стартовали в начале года: в областном академическом музыкально-драматическом театре имени Н.Бекежанова был представлен спектакль «Абай» по одноименной пьесе драматурга Ерсаина Толеубая. Также Кызылорду посетила передвижная выставка государственного музея-заповедника Абая Жидели-Борили из Семея. Кроме того, учреждения культуры области организовали айтысы республиканского и областного масштабов, вечера поэзии, литературные часы, развернутые книжные выставки, абаевские чтения, конкурсы на исполнение стихов и песен Абая и другие мероприятия.

Шедевр казахского оперного искусства на кызылординской сцене

Значимое событие в культурной жизни региона в 2020 году – на кызылординской сцене впервые прозвучала опера Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди «Абай», положившая начало развитию в национальном искусстве оперного жанра. В исполнении артистов областной филармонии это произведение стало подлинным праздником классической музыки и вызвало неподдельный восторг и искреннее восхищение публики. Причем, для наших мастеров классического пения это был первый опыт постановки оперного произведения. Для осуществления постановки был приглашен режиссер театра оперы и балета города Шымкента, обладатель знака «Деятель культуры» Кайрат Кулыншаков, который великолепно справился с задачей. Партии Айдара и Ажар исполнили солисты кызылординской филармонии Айдос Иманжаппаров и Гульназ Нагашыбай. В постановке было задействовано около 100 человек – кроме артистов областного академического театра и областной филармонии, в ней принял участие хор Кызылординского музыкального колледжа имени Казангапа. Подлинным украшением произведения стали массовые сцены. Прекрасные голоса, живое исполнение, колоритные красочные костюмы – все это произвело на зрителей большое впечатление.

Представление состоялось в сопровождении камерного оркестра под руководством дирижера, обладателя знака «Деятель культуры», кавалера ордена «Құрмет» Кеулимжая Ботабаева.

Опера «Абай»: вне времени и поколений

Опера «Абай» – подлинная веха в истории казахского музыкального искусства. Значимость и достоинства любого художественного, в том числе и музыкального произведения прежде всего определяются его жизнеспособностью и долгой творческой судьбой. Секрет длительной сценической жизни и творческого успеха оперы «Абай» – в ее высоких художественных достоинствах, актуальности темы и идеи. Опера раскрывает вечные темы – любовь и ненависть, верность и предательство, борьбу старого и нового, добра и зла. Ее создатели – выдающиеся казахские композиторы Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди, а автор либретто – писатель Мухтар Ауэзов, посвятивший свою литературную деятельность изучению жизни и творчества Абая. Литературный текст в оперном жанре должен отличаться лаконичностью и сжатостью. С этой задачей успешно справился Мухтар Ауэзов, уже имевший опыт создания драматических произведений. До этого им были написаны либретто к первым казахским театральным постановкам «Айман-Шолпан», «Енлик-Кебек», «Каракоз».

1 4

Когда А.Жубанов только приступил к работе над произведением, уже была объявлена дата премьеры. И, понимая, что один он не успеет, композитор пригласил Латифа Хамиди. Работа шла напряженно – еще не успели просохнуть чернила на нотных листах, а их уже раздавали исполнителям партий для заучивания. В результате великолепного тандема двух прославленных мэтров отечественной музыки на свет появилась опера, ставшая началом нового этапа в музыкальной культуре республики и положившая начало формированию казахского оперного искусства. Ее первым режиссером-постановщиком тогда выступил Курманбек Жандарбеков.

Тонкое художественное чутье, богатый опыт, блестящее знание жанровой стилистики позволили блестящему тандему создать выдающееся произведение. Впервые опера прозвучала в 1944 году в тогдашней столице Алма-Ате со сцены Казахского государственного академического театра оперы и балета. И с тех пор не сходит со сцены театра, став его визитной карточкой. Вот уже на протяжении более семи десятилетий один из ведущих театров страны ежегодно открывает свой театральный сезон этой оперой.

О дне первой премьеры оперы вспоминает дочь Ахмета Жубанова Газиза Жубанова:

– Я была школьницей, когда 24 декабря 1944 года состоялась премьера оперы «Абай». Это было ликующее торжество. Радость усиливалась близостью Победы в жесточайшей войне. Театр был переполнен до отказа… До сих пор помню, каким интересным был репетиционный период, предшествовавший премьере. На протяжении нескольких месяцев разучивались партии, по мере готовности их принимал дирижер Леонид Шаргородский. На репетиции постоянно приглашались авторы музыки и либретто. Сценическое оформление создал талантливый художник Кулахмет Ходжиков.

В 1958 году А.Жубанов и Л.Хамиди внесли в оперу ряд изменений. И в переработанном виде в этом же году она была представлена на декаде казахстанского искусства в Москве.

Первыми исполнителями партий были Куляш Байсеитова, Курманбек Жандарбеков, Ришат и Муслим Абдуллины, Анварбек Умбетбаев, Манарбек Ержанов, Гарифолла Курмангалиев. Это были выдающиеся артисты. И хотя они не оканчивали консерваторий, сумели создать яркие и проникновенные образы. Первым исполнителем роли Абая был Ришат Абдуллин, который много работал над образом. Особенно много времени он уделял гриму. И тридцатилетнему Ришату удалось создать правдивый и проникновенный образ Абая. Не менее удачно образ Абая на сцене воплотил известный артист Ермек Серкебаев. По оценке современников, обладавший красивой внешностью Ермек, действительно походил на Абая и был даже ему чем-то сродни.

В роли Ажар блистала несравненная Куляш Байсеитова. В дуэте с Анварбеком Умбетбаевым, сыгравшим Айдара, это была гармоничная и трогательная пара влюбленных. Не менее обаятельны и красивы были в роли Ажар и Айдара Шабал Бейсекова и Байгали Досымжанов. Позже главные партии исполняли ведущие оперные певцы республики Роза Жаманова, Нариман Каражигитов, Алибек Днишев, Сундет Байгожин, Майра Мухамедкызы, Нуржамал Усенбаева.

Опера отображает важнейший этап исторического прошлого народа, его горе и страдания, подлинную трагедию ушедшей эпохи, лучшие качества человеческой души: любовь, совесть, красоту, человеколюбие и гуманизм. Содержательны и глубоко правдивы образы персонажей. Раскрывая многогранную деятельность Абая, опера показывает жизнь поэта-борца, новые грани глубоко одаренной личности, вступившей в конфликт с окружающей действительностью и опередившей свою эпоху. На примере жизни Айдара и Ажар в опере показана трагедия казахской молодежи XIX века.

Абай – мыслитель, гуманист, мудрый наставник и защитник молодежи и всего передового. Айдар и Ажар олицетворяют молодые силы казахского общества, во имя процветания которых боролся Абай. Защищая любовь молодых, оберегая их от дикой расправы, поэт вступает в столкновение со своими идейными противниками, защитниками жестоких феодальных законов. Борьба Абая за высокие идеалы человечности, справедливости была схваткой гуманизма с варварством, культуры и разума – с мракобесием и невежеством. Враги Абая Жиренше и Нарымбет – жестокие и коварные люди, воплощение хитрых и коварных биев, которые в своих злодеяниях не гнушаются никакими средствами.

С первых тактов действие разворачивается стремительно и быстро. Драматичность сюжета прослеживается уже с начала действия – молодые влюбленные Айдар и Ажар, стремясь уйти от преследователей, вступают в конфликт со старым миром. Дуэт Айдара и Ажар – это и знакомство с ними зрителя, и завязка основной линии сюжета, когда влюбленные клянутся друг другу в верности. Соединяя свои судьбы вопреки закону предков, они вступают в конфликт с обществом. Между куплетами дуэта влюбленных звучит мелодия песни Абая «Қор болды жаным».

Центральный конфликт оперы – противостояние между Абаем и бием Жиренше. Разногласие лидеров двух противоборствующих социальных сил, прогрессивной и реакционной, – это борьба мировоззрений, социальных отношений и принципов, идеалов и жизненных установок. Эти две стороны испытывают друг к другу непримиримую вражду.

Сюжет оперы обостряется с появлением Азима – родственник и ученик Абая из союзников переходит на сторону его противников. Не в состоянии смириться с успехами Айдара, снедаемый завистью и злобой, он решает погубить его. На фоне свадебного веселья он отравляет Айдара. Сцена поиска убийцы и его разоблачение – это кульминационный момент оперы. Народ подозревает в злодеянии Жиренше, но перед главным судьей он на Коране приносит клятву в невиновности и передает священную книгу Азиму, который поклясться не может. В предсмертной муке Айдар приближается к своему другу и убийце и умирает у него на руках. Накал эмоций, напряженность сюжета делают эту сцену самой драматичной. Действие достигает апогея в эпизоде, когда на сцене появляется трио Ажар, Абай и Сырттан (главный судья). Этот кульминационный фрагмент оперы сопровождается хором народа. Тихий горестный плач Ажар на фоне мощного проклинания народа составляет разительный контраст. Утрата Ажар невосполнима, ее горе безысходно. В финальной сцене звучит монолог Абая, также сопровождаемый хором народа – это идейный итог, философское осмысление происходящих событий. На фоне песни Абая «Қараңғы түнде тау қалғып» раскрывается глубина его горестных чувств. Тяжелые думы поэта сменяются решимостью продолжать борьбу. Печальная и сосредоточенная мелодия толгау поэта перерастает в решительную и волевую тему единства с народом. По определению Газизы Жубановой, «по философской глубине образа, его поэтической насыщенности, человеческой теплоте и взрывчатости сценического характера партию Абая можно сравнить с лучшими оперными партиями мирового репертуара».

Особое место в опере отводится хору. Лиричные хоры в первых действиях, светлые и радостные, трагические и скорбные в последнем акте. В них воедино слились главные жанры народной музыки – кюй и песня. Динамичный и искрометный кюй отображает жизнелюбие и светлые порывы народа, песни – его лиричную душу и тонкую духовную сущность. В опере звучат песни «Беташар», «Айттым сәлем, Қаламқас», «Ұзын қайың», «Сегіз аяқ», «Қараңғы түнде», «Көзімнің қарасы» и другие, которые сделали ее одним из любимых произведений казахского народа.

Опера «Абай» не стареет, она стала визитной карточкой Казахстана на международной арене. Благодаря казахстанским музыкантам с мировым именем опера не раз восхищала притязательную публику признанных культурных столиц Европы и мира. Одну из успешных постановок оперы в современной интерпретации осуществил правнук Ахмета Жубанова – талантливый композитор, заслуженный деятель Казахстана Алан Бурибаев. Благодаря ему нетленная опера, посвященная великому сыну казахского народа, прозвучала в 2012 году на немецком языке в Германии на сцене Мангеймского театра. В 1986 году опера была поставлена в Берлине и Дрездене. В июне 2014-го года государственный академический театр оперы и балета представил оперу в постановке итальянских режиссеров, хореографов и костюмеров. Новой версии оперы рукоплескали в Париже, Афинах, странах постсоветского пространства.

С течением времени опера «Абай» не теряет своей актуальности. И ныне она собирает полные залы слушателей. Думается, что гениальное произведение еще долго будет будоражить умы и сердца многих поколений ценителей подлинного искусства.

Жанна БАЛМАГАНБЕТОВА

Читайте также: