Николай Владимирович Кочегаров долгие годы был одним из известных журналистов региона. Родился он в Сибири, но уже в юные годы переехал в Кызылорду, где и прожил всю свою жизнь. Воинская служба его проходила на казахстанской земле – на площадках Семипалатинского ядерного полигона.
Поначалу он выбрал для себя техническую специальность. Работая на предприятиях народного хозяйства, заочно окончил и техникум, и университет. Долгое время был инженером по ремонту холодильных установок, в кругу коллег считался отличным профессионалом. Но однажды начав писать, он полностью отдался этому занятию.
Как вспоминает ветеран журналистики, в прошлом главный редактор газеты «Кызылорда таймс» Галина Крючкова, сначала Николай Владимирович был внештатным сотрудником газеты «Путь Ленина» (ныне «Кызылординские вести»), затем, в конце 80-х годов, по приглашению главного редактора Евгения Хана, стал корреспондентом отдела промышленности.
– Он писал на самые разные темы – и про строительство, и про промышленность, и фельетоны на злобу дня, был разножанровым журналистом, – рассказывает Галина Долдашевна. – Но особенно ему удавались рассказы о простых людях. Его произведения привлекали внимание из-за свежести подачи материала, ироничностью, граничащей с острой сатирой. У него был своеобразный стиль. С ним работали Валентина Баранова, Игорь Титенок, Руслан Щербаков и другие известные в регионе журналисты. С ним было приятно общаться, надо отметить его очень честный подход к любой теме. Честность и открытость людям, умение достигать поставленной цели прежде всего отличали нашего Николая. Он также был отличным семьянином, с любовью и заботой относился к своим жене и детям, гордился их достижениями.
В девяностых годах работал штатным корреспондентом городской газеты «Кызылорда таймс», старшим корреспондентом и заместителем главного редактора областной газеты «Кызылординские вести (бывшая «Путь Ленина»). В марте 2001 года с двумя учредителями образовал ТОО «Кызылорда молодежная», при которой выпускались две независимые газеты – «Час пик» на русском языке и «Сәтті сағат» на казахском языке, где работал в должности первого заместителя генерального директора и по совместительству заместителем главного редактора. Также работал главным редактором газеты «Контакт — К». За трудовую и творческую деятельность награжден медалью «Ветеран труда» и многими грамотами.
По воспоминаниям коллег, у Н. Кочегарова был независимый характер, он не терпел никаких компромиссов, на все имел свой определенный взгляд, остро реагировал на несправедливость. Ему нравилось работать с молодыми журналистами, он охотно помогал им оттачивать мастерство и приобретать полезные практические навыки.
Николай Владимирович был не только газетным журналистом, он также издал три книги – «Так жить нельзя», «Против лома нет приема» и «Предательство». В них вошли его очерки, рассказы, стихи.
В предисловии к одной из этих книг член Союза писателей Казахстана, председатель Кызылординского областного Союза журналистов Жаксылык Рахматулы написал следующее: «Его произведения отличает суровая правда жизни. Вместе с тем, в них отмечается вера в счастливое будущее для всего народа, а не отдельных личностей. Автор надеется, что здравый смысл людей победит, справедливость восторжествует, и человек труда станет не только востребован, но и вполне заслуженно будет уважаем. В этом проявляются и черты характера самого автора: он не терпит подлости в людях и готов отстаивать правду до победного завершения. Вместе с тем, его жизненное кредо – не навреди, и он никогда не рубит сплеча».
Кызылординцы, знавшие Николая Владимировича, говорят, что он ценил в людях такие качества, как честность, порядочность, гуманность, умение дружить. Сам он этими качествами обладал в полной мере. Уважительно относился к молодым коллегам, советовал им не увлекаться дурными привычками. Любил природу и немало своих произведений посвятил этой теме. Обладал отличным чувством юмора и считал, что человека надо ценить при жизни, а не после его смерти, как это обычно бывает.
После выхода на пенсию Н. Кочегаров активно занимался общественной деятельностью. Он был почетным членом городского общественного объединения «Кызылорда-Невада-Семей», вместе с его руководителем Барханом Ахылбаевым участвовал в различных акциях и мероприятиях, направленных на патриотическое воспитание молодежи.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рассказы и стихотворения этого замечательного человека и отличного автора.
Подготовила Инна БЕКЕЕВА
Тебе – половина и мне – половина
Подъезжая рано утром к бензозаправке, Султан увидел вместо привычных пацанов-заправщиков средних лет мужчину. Остатки былой интеллигентности бросались в глаза: хотя и старенькие, но чисто выстиранные и выглаженные брюки и рубашка, аккуратно подстриженные волосы, начищенные до блеска старенькие туфли.
– Машину помыть не нужно ли, хозяин? – Без подобострастия обратился к Султану новый «бизнесмен».
– Пока нет необходимости, – ответил тот, но, на всякий случай, добавил, – спасибо.
– Благодарить потом будешь за проделанную работу, – произнёс незнакомец, вставляя пистолет бензошланга в горловину бака.
Султан заплатил за бензин и с удивлением обнаружил, что рассчитаться с заправщиком будет нечем. Тот уже завершил своё дело и ожидал оплаты.
– Слушай, – смущённо произнёс Султан, – у меня деньги кончились. Возьми билет «Бинго» – может быть, выиграешь.
– Вообще-то я надеялся на твои деньги хоть буханку хлеба купить, – краснея, огорчённо-доверительно ответил тот, – но, видно, не судьба. Ладно, давай твой билет.
– Так ты что, не завтракал? – спросил его Султан.
– Вторые сутки по-человечески не ел, – откровенно признался мужчина и пошутил, – ну, да, ладно, лишь бы сильный ветер не поднялся…
Султан быстро вернулся домой, прихватил из холодильника изрядный кусок колбасы, хлеба с огурцами и помидорами и поехал обратно на заправку. Увидев его, мужчина ожидающе спросил:
– Деньги в обмен на билет привёз?
– Про деньги я как-то забыл, а перекусить тебе кое-что привёз, – протягивая пакет с едой, ответил Султан и добавил, – пусть билет тоже у тебя остаётся.
Во время короткой трапезы Виктор, так звали незнакомца, поведал Султану о своей жизни. Работал водителем-дальнобойщиком, сейчас безработный. Жена умерла, дети ещё раньше разъехались-разлетелись в поисках своего жизненного счастья. Остался один. Чтобы как-то существовать, обменял трёхкомнатную квартиру на однокомнатную с доплатой. Вот на эти деньги и перебивался последние два года. Но ничего не бывает вечного, особенно денег. Постепенно они утекали, как вода сквозь пальцы, а постоянной работы за это время отыскать так и не смог.
Распрощались по-дружески, каждый размышляя о своём. Султан думал: как бы помочь Виктору, пока тот не очутился на самом дне общества. За двадцать дней, прошедших то в командировках, то в поездках по другим служебным делам, он не забывал о Викторе. Договорился с двумя предпринимателями, которые пообещали посодействовать в трудоустройстве.
Подъезжая вечером к гаражу, Султан увидел в зеркало заднего обзора частную машину-такси, водитель которой, подавая световые и звуковые сигналы, просил остановиться. Затормозив у обочины, он вышел из машины. В подошедшем к нему мужчине с трудом узнал Виктора. Перед ним стоял элегантно одетый, словно с рекламного экрана, этакий дэнди.
– Наследство получил, что ли? – радостно пошутил, приветствуя его, Султан.
– Выигрыш, Султан, выигрыш! – обнимая, ликовал тот.
– Что за выигрыш? – не сразу понял Султан.
– Помнишь, билет «Бинго»? Вот карточка «Виза» – на ней более семисот тысяч тенге. Извини, часть потратил, но половина – твоя.
Инопланетяне
Тимур возвращался из командировки. Под утро на автотрассе машин совсем не было. Вдруг впереди на небольшой высоте показался светящийся шар. Он резко пошёл на снижение и почти упал в нескольких метрах от шоссе. Моментально погасли фары машины Тимура, заглох мотор, и автомобиль, прокатившись по инерции несколько десятков метров, остановился. «Что за чудеса? – подумал Тимур. – Инопланетяне, что ли?».
«Никаких чудес, – очень отчётливо услышал он ответ на свои мысленные вопросы, хотя рядом никого не было, – мы действительно с другой планеты. Гуманоиды из созвездия Альфа Центавра». «Где же вы? – мысленно спросил Тимур. – Почему прячетесь? Покажитесь». «Наш настоящий облик может испугать тебя. Скажи, в каком образе тебе хотелось бы увидеть одного из нас».
Тимур размышлял недолго. Возможно, этому способствовало то, что в пути он постоянно думал о единственной и неповторимой – красавице Светлане.
«Хорошо», – услышал он ответ на свои мысли, и перед ним появилась Света. То есть, конечно, это была не она, но столь совершенна была копия, что у него перехватило дыхание.
– Землянин, – раздался голос Светы, хотя рот красавицы был закрыт, – нам необходима твоя помощь.
– Чем же я, слабый человек, могу помочь такой могущественной цивилизации? – спросил Тимур. – Вы преодолели многие парсеки пути, вам подвластна передача мысли на расстоянии, возможно, вам подвластно ещё многое другое, чего я не знаю. И в то же время вы просите помощи у меня, простого смертного…
– Так оказалось, что только ты сейчас можешь нам помочь, – услышал он в ответ, – и это в твоих силах.
– Так скажите же, что я должен сделать?
– До восхода звезды, которую вы называете Солнцем, мы должны стартовать с вашей планеты. Но наши двигатели не смогут работать, так как при падении весь запас горючего оказался уничтоженным…
– Ясно, – с облегчением произнёс Тимур, – но хватит ли моего бензина, чтобы вам взлететь?
– Нет, землянин, – услышал он, – этот вид топлива для наших двигателей не подходит. Нам нужно вещество, которое вы называете Н2О, или, по-другому, вода.
– Так этого добра вокруг, сколько угодно, – обрадованно заверил их Тимур, – рядом канал – наберите воды и вперёд…
– Ты ошибаешься, земля-нин, – перебил его инопланетянин, – на этой воде далеко не улетишь, а, возможно, наш корабль и не поднимется. Нам нужна чистая вода – без всяких примесей. Только тогда мы сможем улететь.
Тимур задумался. Он знал, что в наше время абсолютно чистую воду вряд ли отыщешь. Всякие пестициды, гербициды и множество неизвестных ему по наименованию химических веществ находится в воде. Конечно, где-нибудь высоко в горах, куда ещё не ступала нога человека, при таянии снегов могла образоваться чистая вода, но как туда добраться? Значит, этот вариант отпадает. В реке и каналах течёт вода, которая по параметрам не подойдёт братьям по разуму. Даже в водопроводной сети и то она недостаточно чистая…
– Правильны твои размышления, землянин, – опять услышал он голос, – остаётся один шанс: взять воду из очистительных сооружений водозабора. Она, возможно, будет соответствовать нашему топливу.
– Но как же я доберусь туда, если моя машина неисправна? – спросил Тимур
– Это поправимо, – сказал ему голос, – садись в своё средство передвижения и поезжай. Только просим тебя от имени всех разумных существ Галактики, возвращайся быстрее.
Тимур сел в машину, повернул ключ замка зажигания, и мотор легко завёлся. Он хотел было тронуться с места, но его остановил голос:
– Землянин, ты забыл взять ёмкость для топлива, – и рядом с ним на соседнем сидении оказалась сверкающая посудина литров на двадцать, – вот теперь спеши…
К водозабору Тимур мчался, как будто участвовал в автогонках на звание чемпиона Вселенной. Назад, с полной ёмкостью отфильтрованной воды, Тимур гнал так же быстро, как будто решалась его собственная судьба.
На том же месте его поджидала Светлана-инопланетянка. Она взяла ёмкость и скрылась в звездолёте. Через некоторое время появилась вновь, и он услышал голос:
– Возможно, после вашей воды нам необходимо будет производить замену всей топливной системы и капитальный ремонт двигателя, но взлететь и добраться до своей планеты мы сможем. Спасибо тебе, землянин.
Света исчезла, а через несколько секунд степь озарилась ярким светом и, вначале медленно, а потом резко, инопланетный корабль начал удаляться и затерялся среди множества мерцающих звёзд.
Пожелание
Меня зовут космические дали.
Мой путь земной, наверно, завершён.
И в рай дорога предстоит едва ли.
Не для меня, коль есть в природе он.
Ошибки Бог простит мои, я верю.
Не забывал нигде про семь грехов:
Ни человеку подлости, ни зверю
Не создавал я, зная важность слов.
И оказавшись там, в ином миру,
Где все равны без денежной котомки,
Оттуда буду призывать к добру
Я вас, благословенные потомки.
Храните мир, не сотворите зла –
Благое дело вам везде зачтётся.
Не побоитесь демона-козла,
Когда за всё ответ держать придётся.
У каждого наступит жизни край,
И это всё вполне закономерно.
А коли хочешь направленья в рай,
Живи свой срок ты на земле примерно.
Тепло сердец
Заметает снег тропинки, заметает,
Вьюга продолжает грозно выть.
Но в душе весна не умолкает:
Любим мы, а, значит, будем жить!
Истинные чувства не остынут,
И мороз не сможет помешать.
К нам воспоминания нахлынут,
И сердечный пыл не удержать.
Ты, зима, как возраст, не помеха.
Не грозись, пойми ты, наконец:
Слышу своих внуков волны смеха.
Знать, растопит лёд тепло сердец.
Чудо
Посмотри за окошко:
Снег засыпал дорожки,
И рисует узоры на стекле дед Мороз.
Это чудо природы
Уже многие годы
Неподвластное людям, как и сердце-насос.
Это чудо – снежинки
Сотворили картинки.
И создать их нельзя, и не вечны они.
И пригреет лишь солнце –
Нет картины в оконце,
И появится вновь лишь в морозные дни.
По научным канонам,
И по разным законам
Объяснить можно всё, но познать всё нельзя.
Кто создал эту Землю.
Только разуму внемля?
Почему есть враги, и надолго ль друзья?
Много чуда на свете,
Это знают и дети —
Удивляется каждый, пока не подрос.
Посмотри за окошко:
Снег засыпал дорожки.
И рисует узоры на стекле дед Мороз.
Доброта
Слова любви всегда нас лечат.
Нам пониманье – свет в окошке,
И расправляем бодро плечи —
Добро понятно даже кошке.
Друг не помог материально:
Сам «на мели», с кем не бывает!
Но словом поддержал, морально,
И сразу тяжесть убывает.
Как верно говорил Конфуций:
– Дай удочку, а не улов…
С приобретеньем дела функций
Благополучным будет кров.
Порой слова калечат души,
Коль зависть, гнев они несут.
Отравой злобной льются в уши,
И от грехов нас не спасут.
Прошу вас, люди! Ради Бога,
Забудьте о любви сомненья,
И доброты сердечной много
Дарите всем без сожаленья.