Всеобщее счастье поэта… - «Кызылординские Вести»

Всеобщее счастье поэта…

14.11.2020

1764 0

volshebnoe schaste5

Имя талантливого поэта и прозаика Зейнуллы Шукурова хорошо известно не только в нашей области, но и далеко за ее пределами. Он прожил яркую и благородную жизнь. Нашел в ней свое место, а судьба предопределила его призвание и талант, умение жить и творить. Удивительной судьбе аральского писателя была посвящена онлайн-лекция «Бөгеннен ұшқан бұлбұл» («Соловей из Богена»), подготовленная Аральским районным историко-краеведческим музеем.

Проект был реализован научным сотрудником музея Гульнар Каримолдакызы на площадке областного историко-краеведческого музея в социальной сети Фейсбук. Из занимательного видеоролика зрители узнали многое о жизни З.Шукурова. Г.Каримолдакызы представила эскпонаты, бережно хранящиеся земляками поэта в общественном музее. Он был открыт 16 октября 1998 года в средней школе №20 в родном ауле З.Шукурова – Богене. В его фонде – более тысячи экспонатов. Здесь есть рукописи, личные вещи, фотографии, книги нашего талантливого земляка. Представлена большая выставка «Заңғар жүрек – Зейнулла». В 2017 году в рамках 90-летия З.Шукурова во дворе Аральского городского дома культуры был установлен его памятник. Немало экспонатов – фотографий, книг и писем писателя сегодня хранятся в районном историко-краеведческом музее.

По словам Г.Каримолдакызы, жизнь Зейнуллы Анафияулы Шукурова является примером мужества и стойкости. Он родился 16 февраля 1927 года в Богенском аулсовете Аральского района. Несчастье с сыном аральского рыбака случилось в детстве. Он упал с верблюда. Врачи констатировали: жить – будет, а ходить – нет. Мать, убитая горем, кроме жалостных слов и причитаний для сына ничего больше не находила.

Отец был всегда в море. Мальчик очень радовался, когда он возвращался домой. Пропахший солью, отец садился рядом с кроватью сына и рассказывал о бескрайних морских просторах, о денно и нощно работающих рыбаках. Спрашивал о здоровье и настроении, старался каждый раз подбодрить сына.

– Вот поправишься, встанешь на ноги, и я возьму тебя в море. Обязательно возьму, – говорил отец.

Он был большим любителем казахского песенного фольклора, в свободное время напевал сыну народные кюи, рассказывал легенды о славных батырах, акынах, прививая сыну любовь к казахской устной поэзии. Зейнулла часто отправлялся с отцом в море. Он наблюдал за работой рыбаков. Своим беспомощным телом ощущал силу морской стихии, всплеск упругой волны. В такт ударам волн о борта лодки начали приходить слова, строчки, рифмы. Все прочувствованное за день мальчик заносил на бумагу.

Зейнулла много читает, много размышляет. Он никому не показывал свои первые поэтические строки:

«Мне, мальчонке, ровно восемь лет.

Я смотрю на мир во все глаза.

Все мне ново: море и рассвет

И над морем первая гроза.

Восемь лет. А мальчик недвижим,

Он – калека. И ему не встать.

Стал ему дом морем голубым,

А баркасом – старая кровать».

Зейнулла был прикован к постели с восьми лет. Это было в 1935 году. Семья жила далеко от города, где не было больницы. Через два года отца осудили. Потом – война, голод… В своих воспоминаниях З.Шукуров писал: «Я учился в школе только два года. После недуга ни разу не открыл ее дверь. С процессом туберкулеза позвоночника не так-то легко за партой. Я просто самоучка».

Утешение мальчик нашел в новых друзьях – книгах. Он все чаще и чаще обращался к ним – умным, интересным, душевным и верным. Зейнулла не любил, когда его жалели, никогда не считал себя обреченным. К нему часто заходили друзья и школьный учитель. Они рассказывали о новостях в школе, жизни в ауле и не забывали приносить новые книги.

volshebnoe schaste3

Однажды учитель принес Зейнулле книгу стихов. Мальчик раскрыл томик, прочел первые строки – это были стихи о море. Зейнуллу поразило то, что настроение и ритм произведений совпадали с его эмоциями от рассказов отца о море. Это было невероятное ощущение для мальчика, прикованного к постели. Это открытие как бы раздвинуло для него страницы книги, и взору предстал новый, неведомый мир, полный увлечений и странствий. Перед глазами возникли чайки, неповторимый рокот прибоя, белые барашки – облака на зелено-свинцовых волнах.

 Земляки часто приносили Зейнулле книги, кто-то специально привозил из райцентра, другие, если удастся, – из Кызылорды. Так собралась целая библиотека. Книги стали для юноши не только развлечением, но и потребностью. Он получал много знаний, мужал и креп духовно. Зейнулла сравнивал себя с одиноким путником, после долгих скитаний по жаркой пустыне неожиданно набредшим на цветущий оазис и не в силах утолить жажду чистой родниковой водой. Особенно ему понравилась книга Николая Островского «Как закалялась сталь». Парень часто сравнивал свою судьбу с судьбой ее главного героя – Павла Корчагина. Как-то друзья принесли ему роман Н.Островского «Рожденные бурей», но она была написана на русском языке.

– Русский я знаю слабо, как же я прочту ее? – переживал Зейнулла.

Но желание прочитать книгу любимого автора было велико. Юноша начал самостоятельно изучать русский язык. Начал читать с помощью словаря, который всегда лежал под рукой. Словарь словарем, но без живого общения изучение было малоэффективным. Русских семей в ауле было немного, но Зейнулла не упускал случая, чтобы пригласить к себе в гости кого-нибудь из русских рыбаков. Люди шли к нему охотно, каждый помогал, как умел. В живой беседе парень научился правильно произносить слова. Читал гостям книги на русском языке, стараясь делать правильное ударение в словах. Незаметно для себя он стал свободно говорить по-русски, а главное – читать в подлиннике произведения Пушкина, Горького, Шолохова.

Много теплых слов посвятил З.Шукурову старейшина журналистики области, лауреат премии Союза журналистов Казахстана, лауреат республиканской премии «Иман» Шайхислам Серикбаев. В своей книге «Избранные», куда вошли рассказы и очерки о казахских мудрецах-философах, видных общественных деятелях, писателях и простых людях, с которыми пришлось встречаться автору, Ш.Серикбаев посвятил поэту главу «Сын Арала». Встреча с Шукуровым произошла осенью 1963 года. Он помнил до мельчайших подробностей встречу с талантливым сыном казахской земли. Автор книги пишет, что из казахской поэзии З.Шукурову очень нравились стихи Абдильды Тажибаева. Искрометные и жизненные, они будоражили сердце молодого поэта, побуждали его писать так же ясно, мудро и лаконично.

Работая над своими первыми стихами, Зейнулла не знал с кем посоветоваться, поделиться своими сомнениями, радостями и печалями. После войны перед выборами в Верховный Совет СССР он написал небольшое стихотворение «Мой голос» и послал его в редакцию областной газеты. Вскоре пришел ответ, что стих напечатают. Эта новость обрадовала молодого поэта и в то же время встревожила. Понравится ли стих читателям? Сумел ли он передать в нем весь свой замысел? Зейнулла не раз слышал от аксакалов, что акыном или поэтом можно только родиться. Сомнения одолевали его, но они оказались напрасными. З.Шукуров нашел свою дорогу в прекрасную страну поэзии. За первыми стихами рождались новые. Одни были лучше, другие хуже, но в них был слышен неповторимый поэтический голос молодого Зейнуллы. Его стихи начали печатать на страницах областных и республиканских газет, литературных журналов. В 1953 году журнал «Жұлдыз» публикует первую большую работу З.Шукурова – поэму «Мои друзья». Оригинальное решение сюжета, певучесть строк и четверостиший, выдержанных в классических образцах восточной поэзии, привлекли большое внимание казахских литераторов. В гости к Зейнулле приехал известный поэт, его кумир – Абдильда Тажибаев. Эта встреча оставила яркий след в жизни молодого поэта. Требовательный и бескомпромиссный к себе и своим товарищам по перу, опытный мастер доброжелательно отозвался о творчестве Зейнуллы. А.Тажибаев перечитал все его рукописи и посоветовал писать короче, думая над каждой строчкой, тщательно подбирая слова, находить нужные и актуальные темы.

В 1955 году З.Шукурова принимают в члены Союза писателей СССР. В своих стихах, посвященных несгибаемой воле и непреклонной жажде жизни этого человека, поэт Музафар Алимбаев называет Зейнуллу казахским Островским.

Известный поэт Михаил Светлов как-то в беседе с друзьями сказал, что несчастье у поэта должно быть личным, а счастье – всеобщим. Эти слова по праву можно поставить эпиграфом к творчеству З.Шукурова. В его книгах столько жизни, любви к природе, родному краю, к людям. Прочитав их, человек становится щедрее, откровеннее и чище, и верится с трудом, что автор сражен тяжелым недугом. Соавтором поэта всегда была его собственная жизнь, полная радостей и горестей, взлетов и падений. Он был частым гостем жителей аулов, поселков, райцентров. Студенты и школьники любили З.Шукурова, часто приглашали его на свои литературные вечера, читатели в своих письмах желали новых замыслов и свершений. Он был всегда скромным, отзывчивым к чужой беде.

З.Шукуров издал около двадцати книг, не успев опубликовать роман о Жанкоже батыре и несколько поэтических книг. Его роман «Трудный узел» был отмечен специальной литературной премией.

– Сколько я помню, в квартире Зейнуллы всегда было многолюдно и шумно, – пишет в своей книге Ш.Серикбаев. – К нему всегда приезжали в гости животноводы со всех районов области. Зачем? Поделиться с писателем-поэтом своими заботами, рассказать о насущных делах, неурядицах в быту и жизни. Люди знали, что он тяжело болен, прикован к постели, но верили и тянулись к нему.

Когда человек заходит в незнакомый дом, в квартиру, в первые минуты он всегда испытывает неловкость. Этого не было в доме Шукурова. Незадолго до его смерти Ш.Серикбаев пришел к нему с одним уважаемым человеком. Их встретил Зейнулла. Он был очень рад, увидев гостей, попросил мать поскорее приготовить бешбармак и чай, не обращая внимания на просьбу не беспокоиться. Доброжелательная улыбка хозяина, теплый прием, интересная и непринужденная беседа продолжалась до утра.

З.Шукуров был не только хорошим рассказчиком, но и внимательным слушателем, а это великое искусство. После встреч с гостями он доставал блокнот и записывал интересные факты, яркие события, самобытные слова, все то, что может пригодиться в работе над новой книгой. Рядом с рабочим столом поэта-писателя всегда стояла пишущая машинка, домбра и мандолина. Он прекрасно знал и любил музыку.

«Человек и судьба» – так называется поэма З.Шукурова, посвященная памяти Н.Островского. В ней есть такие строки:

Светла, прекрасна солнечная даль.

Он человек, но крепок, словно сталь,

Рожденный бурей в грозовом году.

И всем смертям идя наперекор.

Он и сейчас у мира на виду,

Он с нами продолжает разговор.

Автор будто посвятил эти строки своей судьбе…

Казахским Островским нашей эпохи называл З.Шукурова наш земляк, доктор философских наук, профессор Касым Бейсембиев. Он широко известен в ученых кругах, внес большой вклад в становление философской мысли ряда поколений. В одной из поездок в Аральский район, отдыхая на берегу моря, ученый и писатель вели беседу. К.Бейсембиев поначалу воспринимал мастера слова как человека, мировоззрение которого ограничивалось лишь литературными познаниями. Но в ходе разговора профессор понял, что З.Шукуров –
истинный знаток человеческой мысли, «инженер души». Ученый с большим удовольствием вел с ним разговор о философских течениях и направлениях, трудах Гегеля и Фейербаха.

Немногим известно, что некогда популярный кызылординский народный ансамбль песни и танца «Сыр сұлуы» получил свое название благодаря одноименной музыкальной композиции Зейнуллы Шукурова и Шамши Калдаякова. Песня «Сыр сұлуы» была одним из первых номеров ансамбля, пользовавшихся большим успехом у зрителей. Она была написана в начале марта 1965 года. В то время в нашу область пригласили Ш.Калдаякова, чтобы он внес свою лепту и придал импульс духовной жизни местных молодежных организаций. Композитор в ту поездку провел много интересных и увлекательных встреч. Особенное впечатление на него оказали последователи легендарного рисовода Ибрая Жахаева. Именно девушкам этих трудовых рисоводческих отрядов была посвящена песня «Сыр сұлуы», которая стала гимном молодежи земли Сыра. Калдаякову тогда предложили будущих авторов текста песни – Аскара Токмагамбетова, Зейнуллу Шукурова и Мухтара Шаханова. Шамши изъявил желание познакомиться с аральским поэтом. После встречи Зейнулла Шукуров пообещал выполнить просьбу композитора.

После очередного возвращения в Кызылорду Ш.Калдаяков с друзьями направился к З.Шукурову. Поэт взял в руки домбру, композитор мандолину – вместе они спели новую песню «Сыр сұлуы». Их переполняли смешанные чувства. Прослезившись, после недолгой паузы оба исполнителя с радостью стали обниматься. Впечатленные столь волнительной сценой и очень довольные, друзья поздравили двух талантливых авторов с новым успешным союзом. Запись «Сыр сұлуы» затянулась на целых девять месяцев, но ее успешный дебют на радио стоил долгих и мучительных ожиданий. В исполнении Ришата Абдуллина она ожила. Песня о милой красавице, любующейся каждый день волнами Сырдарьи, пришлась по душе казахстанцам. Спустя годы «Сыр сұлуы» стала жемчужиной отечественного вальса.

Человек огромной силы воли, несмотря на свой недуг, З.Шукуров продолжал жить и творить, создавая удивительные произведения. Всем своим щедрым сердцем, всей своей исполненной мужества жизнью он служил своему народу. До последних дней жизни был верен своему поэтическому и человеческому кредо – «Всем, чем живу я, и чем дышит грудь, – все от людей, все нужно им вернуть!»

Ботагоз АЖАРБАЕВА

Читайте также: