Какое это чудо – появление на свет малыша. Конечно, всем хочется, чтобы ребенок рос здоровым и крепким. Для этого заботливые родители с незапамятных времен проводят разные обряды, призванные оградить дорогое чадо от всего плохого. У каждого народа они разные. Недавно у моей золовки родился сын. Я была удостоена чести провести обряд «қырқынан шығару». О нем была уже наслышана, но решила все-таки глубже изучить историю появления этого праздника.
Обычаи и традиции – часть фундамента культуры и бесценное богатство каждого этноса. Казахский народ, заслуженно названный гостеприимным и доброжелательным, соблюдал и чтил обычаи и традиции, которые на протяжении веков претерпевали изменения. Также большинство обычаев сформировались для защиты будущих потомков, несут в себе нравственное значение. Поэтому не случайно сегодня государством реализуются программы и проекты, направленные на укрепление единства народа на основе общего культурного кода, единых ценностей и общенационального исторического сознания всех казахстанцев, независимо от их этнической принадлежности, создана возможность ближе познакомиться со всем, что связано с культурой и бытом казахов.
В жизни нашего народа любое радостное событие превращалось в праздник. Также уделялось огромное внимание рождению ребенка. У казахов этому событию посвящен ряд традиционных обрядов, которые оберегают новорождённого до достижения им определенного возраста. Некоторые считают суеверием не показывать ребенка посторонним людям в течение 40 дней после его рождения. Еще до принятия ислама у казахов существовало поверье о том, что в этот период жизни малышу угрожают всяческие опасности. Поэтому ребенка надо было ограждать от злых духов.
Наверняка читатели слышали, что до 40 дней ребенку не стригут ногти и волосы. Знаем ли значение этого обряда? Насколько изменился обряд в современном Казахстане, как правильно его проводят? Приглашение, которое я получила, стало прекрасным поводом, чтобы ответить на эти вопросы. Поэтому хочется поделиться информацией и рассказать немного о своем опыте. Думаю, для будущих мам этот материал будет полезным.
В культуре казахского народа существует особая хронология праздников, которые сопровождают человека до определенного времени. Принято считать, что в жизни каждого казаха имеют место 12 тоев. Начинается все с момента рождения. Первый праздник новорожденного, который отмечается у казахского народа — это «шілдехана», сопровождающийся несколькими обрядами.
Название «шілдехана» происходит от персидского слова «чле». Это сорокадневный период с момента рождения ребенка. Казахский обряд «қырқынан шығару», который проводится на 40-й день жизни малыша, – первый и самый священный в жизни. Издревле казахи верили, что первые полтора месяца ребенок живет в пограничном состоянии, между двумя мирами. Задача близких в этот период – помочь ему закрепиться в реальном мире. Новорожденного окружали повышенным вниманием и заботой, чтобы уберечь от дурного глаза, не выносили на улицу и не показывали чужим людям. До 40 дней ребенка купают каждый день, чередуя – в соленой воде, чтобы ребенок был выносливым, и в будущем раны и царапины заживали быстрее и мылом – убивают бактерии. Также в воду добавляют отвары трав, как череда или ромашка, они улучшают кожу.
Отрадно, что по прошествии веков в Казахстане по-прежнему придерживаются этих традиций. День, когда ребенку проводят обряд «қырқынан шығару», определяют в зависимости от пола. Мальчику – раньше, на 37-38-й день, чтобы он был сильный и смелый, а девочке позже – на 41-42-й день, чтобы она была прилежной и спокойной. На это торжество собирают исключительно женщин – родственниц и соседок. Среди гостей выбирают трех самых уважаемых женщин, мне посчастливилось быть одной из них. Пришла я уже подготовленной, принесла с собой серебряные украшения, которые затем раздали гостям.
Одна из нас стригла ногти, другая – волосы, третья купала малыша. Кипяченую воду остудили, придерживая ребенка рукой, начинали поливать его 40 раз ложкой, каждый раз произнося доброе пожелание. После купания малышу впервые в его жизни состригли волосы и ногти. Волосы завернули в кусок белой ткани и как оберег повесили возле колыбельной, ногти закопали подальше – там, где не ступает человеческая нога.
Еще один интересный момент связан с «ит койлек», это специальная детская рубашка, в которую одевали ребенка до 40 дней. Ранее в «день икс» в эту рубашку заворачивали сладости, потом привязывали ее на шею собаке, а дети бегали за псом, чтобы достать угощение. Сегодня обычай трансформировался. «Ит койлек» теперь отдают женщинам, которые не могут забеременеть. Собственно, мы так и сделали.
– Я рада, что обряд сохранился, передается от поколения к поколению, – говорит бабушка новорожденного Молдир Менлибаева. – Конечно, изменения есть. Главное, на мой взгляд, суть обряда осталась. Значит, мы еще не потеряли наши ценности и традиции.
В первые дни после рождения малыша укладывают в «бесік» — национальную колыбель, которая является культурным наследием казахского народа. Этот обычай называется «бесік той», и отмечается отдельно. Если сам обряд укладывания в колыбель проводится сразу после рождения малыша, то торжество могут отметить на 40-й день от рождения. Обряд «қырқынан шығару» и «бесік той» тесно связаны друг с другом. Поэтому более подробно расскажем о них в следующей публикации из цикла казахских традиций и обычаев, связанных с младенчеством.
Майя АДЕНОВА