Традиции и обычаи казахского народа - «Кызылординские Вести»

Традиции и обычаи казахского народа

01.12.2022

2478 0

05c30b1575b3c9f44bd897999ae1b7fb

Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков.  До наших дней дошли многие национальные традиции и обычаи.

Традиции гостеприимства

Гостеприимство, в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли.
Уважительное отношение к старшим – еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с  малых лет обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми. Любой хозяин должен был принять со всеми почестями даже незваного гостя. Обычно гостю предоставлялось почетное место посреди юрты, его не только потчевали угощениями и поили кумысом, но и преподносили различные подарки.

Свадебные традиции

Свадьбу без преувеличения можно назвать одним из важнейших событий в жизни казахов. Раньше родители начинали готовиться к ней задолго до наступления совершеннолетия детей. Свадебному обряду сопутствовало множество довольно интересных правил, поверий и традиций, на соблюдение которых уходило несколько дней.

Невероятно трогательная и красивая традиция, предшествующая свадебной церемонии, – это «қыз ұзату». Этот праздник символизирует новый этап в жизни молодой девушки – проводы невесты из дома родителей и приход в семью мужа. «Қыз ұзату» или проводы невесты является одним из важных моментов в любой казахской свадьбе. На самом деле, это радостное, но в то же время и грустное для родителей невесты событие. Им трудно смириться с тем, что их дочь покидает отчий дом. У «қыз ұзату» есть целый этап обычаев и обрядов, которые проводятся до, во время и после самого праздника.

«Қыз ұзату» – организует и проводит сторона невесты, все расходы ложатся на ее родителей. Суть торжества в том, чтобы достойно проводить дочь в новую жизнь, дать ей возможность проститься с родными, близкими.

Обряд «сырға салу» проводится перед «қыз ұзату» — тоем, предшествующим свадьбе. Во время обряда невесте надевают серьги. Обряд знаменует собой окончательную договоренность между сторонами.

Под конец «қыз ұзату» должна прозвучать «сыңсу» — прощальная песня, которую исполняют подруги или родственники невесты, в некоторых случаях спеть может и сама невеста.

Затем наступает важный момент. Жених должен забрать невесту, подняв на руки, или же просто взявшись за руки. По традиции перед невестой расстилают длинную дорожку из белой ткани. Белая и чистая дорога ведёт девушку к новой жизни и новому семейному счастью. Её главная задача ни разу не оглянуться в прошлое, смотреть только вперёд. У конца «ақ жол» девушку ждёт жених.

Той считается главной свадьбой. Гости съезжаются до прибытия жениха с невестой. Когда молодожены подъезжают тамада приглашает гостей исполнить «жар-жар» – песнь приветствий и пожеланий. После тамада выводит невесту в центр зала и поет «беташар» – буквально «открыть лицо». Ключевая традиция свадьбы «беташар» представление невесты народу. Беташар в переводе означает открывание лица невесты. Он проводится для родственников жениха, которые ранее никогда не видели невесту. Так проходит их первое знакомство.

В последнее время многие проводят беташар прямо на главной свадьбе, после проводов невесты. Тамада начинает исполнять традиционную песню со словами напутствия. Лицо девушки накрывают платком или фатой и выводят к собравшимся гостям. По обе стороны ее сопровождают две старшие снохи (женгелер) со стороны жениха.

Песня «Беташар жыры» переходит из поколения в поколение, поётся под любую мелодию по выбору исполнителя. Содержание песни излагает неписанный устав родовой семьи, в которой невестка, как будущая мать, будет занимать одно из значительных мест. Песня начинается с восхваления молодости, красоты невесты, повествует о том, как она должна чтить и уважать своего мужа, подробно перечисляет её обязанности по отношению к родителям суженного.

Беташар распространён на всей территории Казахстана. За пределами страны этот свадебный ритуал практикуют этнические казахи. Обряд является частью свадебной церемонии и у других тюркоязычных народов: кыргызский «бетачар», узбекский «беточор», татарский «бит ачар» и прочие.

betashar
Комментарий нет. Напишите первым!

Читайте также: